Мир совершенных открытий, или Школа новых возможностей

Мир совершенных открытий, или Школа новых возможностей

Чтобы как-то понять, что из себя представляют Назарбаев Интеллектуальные школы, нужно, наверное, там побывать: подышать заразительным воздухом новаторства и совершенства, увидеть вдохновенные лица преподавателей и учеников, походить по коридорам и аудиториям, присесть на диванчик в зимнем саду и полюбоваться картинами, написанными руками талантливых детей – воспитанников этой же школы…  Одним словом, это надо осознать изнутри, а не касательно и не со стороны.

 

Увидела по телевизору репортаж о талантливом мальчике, который в свои 17 лет добился таких результатов, что иному взрослому не под силу и за всю жизнь. Открытый всему миру, Ваня Крепак  (так зовут этого парня) рассказывал о себе просто и, в то же время, так проникновенно, как удается только детям, не обремененным ни завистью, ни какими-то другими человеческими пороками...  Говорил по-казахски. Чисто. Чувствовалось, что парень учится и мыслить на этом языке... А еще запомнилось то, что Иван с самого раннего детства носит при себе амулет-оберег – фотографию Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Подумалось сразу: а ведь он носит в сердце не только своего Елбасы, но и всю страну, где родился и живет - древнюю и мудрую Степь... 
Узнав, что Иван Крепак - ученик 12 класса Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления г. Алматы, решила посмотреть воочию, где воспитываются такие талантливые дети, в чем их сила, и, самое главное, чьи дети имеют возможность учиться в таких «элитных» школах?.. (когда узнала, удивилась: в школе, где учится Крепак, 80 процентов учащихся – это дети из самых обычных семей, а необычность их в том, что они - целеустремленны и талантливы). 

 

 

Школа начинается с ... руководителя

Конечно, просто так в эту школу (как и в любую школу сегодня) сразу не попадешь - соблюдаются все правила бе- зопасности и учащихся, и персонала. Позвонила пресс-секретарю и договорилась по времени. Попросила, чтобы принял руководитель школы. 
Здесь слов на ветер не бросают: сказано – сделано. Да и временем умеют дорожить. В назначенный час встретили и сопроводили к директору. По дороге к нему я жадным взором журналиста  ловила окружающую картину: просторная и очень ухоженная территория, светлые и объемные корпуса зданий, хорошо отлаженная система контроля, приветливо-улыбчивый персонал и самые обыкновенные дети, передвигающиеся по коридорам или отдыхающие на диванчиках и  живо обсуждающие свои насущные вопросы... 
Директор стояла и ждала у входа (никаких формальностей с секретарем). Приветливо пригласив в кабинет, который, кстати, был очень скромных размеров и с простым, но технологически  продуманным оформлением, улыбнулась искренне и как-то немного стеснительно – так улыбаются (поверьте моему опыту)  настоящие учителя, люди скромные, но преданные своему делу. Конечно, до встречи я ее представляла совсем по-иному...  Но передо мной стоял самый настоящий учитель, к которому сразу испытываешь доверие и который (по сохранившимся до сих пор  детским ощущениям) знает ответы на все твои вопросы... 
Так и случилось. Кульфарида  Бабагумаровна  Раисова  -  профессионал в самом лучшем смысле этого слова (общий стаж преподавателя – 32 года, из них 22 – на руководящих должностях). Дело свое знает и умеет в него посвятить и собеседника, обладая редким даром убеждения. Очень интересная деталь – на любой вопрос она отвечает с карандашом в руке, расчерчивая и детально аргументируя свои ответы на чистом листе бумаги. Обычно так делают опытные тренеры-консультанты. (Потом выяснилось -  она действительно является одним из востребованных в Республике тренеров в сфере математических наук, ее разработками пользуются не только в школах, но и в вузах). Рассказывая о буднях школы, директор открыла на табло Карту выпускников и показала, кто и где из воспитанников этого учебного заведения продолжают получать высшее образование: «Посмотрите, это данные по нашему талантливому выпускнику Нурдаулету Асылбеку, который учится в Сингапуре. Мы с ним тесно держим связь. Он не только делится своими успехами, но и обозначает проблемы, с которыми дети могут столкнуться в заграничных вузах. Например, у него поначалу не все было гладко с копирайтингом, т.е написанием эссе на английском... Мы взяли это на вооружение, и теперь чтение книг и написание сочинений стали одними из значимых задач для наших учеников. Даже родители подключились к этому делу, покупая своим детям вместо праздных подарков книги...». Далее директор с увлечением рассказала о нынешних успехах школы, которая в последние три года подряд является лучшей олимпийской школой Республики. Остановилась она и на том факте, что в школе буквально недавно  проводилась  процедура  третьего этапа аккредитации экспертов Совета Международных школ CIS, штаб-квартира которого находится в Нидерландах. Кстати, такую ревизию не каждая зарубежная  супершкола может пережить...  До этого Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Алматы уже успешно прошла два этапа международной аккредитации CIS. Третий этап - самая трудоемкая часть процесса аккредитации и директор надеется, что и этот этап был пройден школой успешно, потому как финишный настрой у международных экспертов был неплохой... 
Перелистывая альбомы с фотографиями учеников, открывая файлы с прорывными проектами в образовательно-воспитательном процессе школы, Кульфарида Бабагумаровна не уставала повторять: «Успехи успехами, но самое главное богатство – это наши ученики! Они – уверенное будущее нашей страны!». 

 

 

Юбилей малый, а успехи внушительные

Кстати, я забыла в самом начале подчеркнуть такой факт, что в этом году описываемая мной школа отмечает свое 5-летие. Ведь история ее началась в 2014 году, т.е. намного позже других НИШ Республики, и она является в Алматы второй школой экспериментального порядка. Она, как и все другие НИШ, построена по инициативе Первого Президента Республики Казахстан. Здание школы спроектировано и возведено в соответствии с самыми высокими требованиями к образовательным учреждениям. В школе установлена высококачественная специализированная мебель, учебные классы укомплектованы интерактивными плазменными досками, а лаборатории снабжены самым передовым оборудованием для изучения естественных наук. Помимо учебных классов и лабораторий, в школе есть современный спортивный зал, столовая, зимний сад, актовый зал с эстрадой, кабинет музыки, лекционный и конференц-залы, интеграционный и технический центры, телестудия, библиотека, кабинет психологической разгрузки.
Также здесь есть собственный медицинский центр, который включает полностью оборудованные кабинеты стоматолога, педиатра, психолога, процедурную и физиокабинет. В одном из учебных блоков размещены кабинеты для изучения нано- и биотехнологий, химии, физики, иностранных языков, истории, географии, математики, информатики, НВП, а также лабораторные комнаты, оснащенные по последнему слову техники.
Как говорилось выше, Назарбаев Интеллектуальные школы являются экспериментальной площадкой, которая изучает и внедряет лучший казахстанский и международный опыт в образовательно-воспитательном процессе. Данная школа рассчитана на 864 места. Здание школы сформировано из 7 блоков, в которых расположены 75 учебных классов, из них 21 кабинет с наполняемостью 24 ученика, 54 кабинета - 20. Среди них кабинеты математики, интеграции, технического моделирования, лаборатории нано-, биотехнологий, робототехники, физики, химии, биологии, а также индивидуальных занятий и психологической разгрузки. Одним словом, о такой школе наше поколение даже и не мечтало. Да и сегодня редко в какой стране можно такую школу увидеть. 
Концепция учебно-воспитательного процесса и  задачи для всех НИШ Республики едины, но каждая, отдельно взятая школа имеет свои индивидуальные почерк и высоту. Когда я обходила корпуса данной школы и знакомилась с конкретными результатами, убедилась твердо: ей есть чем гордиться и что показать.  Начнем с результатов выпускников этой школы, хотя функционирует она всего 5 лет. Выпуск 2016-2018 годов уже показал очень высокий рейтинг. Сегодня в престижных вузах мира учится немало выпускников этого учебного заведения: в США – 3, Канаде – 6, Европе -17, Корее – 14, Гонконге – 25 и т.д. Есть выпускник, который учится в элитном вузе Сингапура. Одним словом, результаты - налицо. 
Внимательно изучила я информационную доску результатов и нынешних учеников, где указан рейтинг победителей на олимпиадах и конкурсах разных уровней, начиная с республиканских и заканчивая международными  и очень престижными, которые  открывают путь в любой вуз мира по выбору. Цифры впечатляющие... Есть имена, которые уже звучат на всю страну.              

 

 

Уверенное будущее Казахстана
Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. И задача   Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы  -  помочь растущему человеку,  дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности.  Решить поставленную задачу помогают ребятам учителя на уроках и при проведении внеклассной воспитательной работы. При этом более высоких результатов добиваются те педагоги, которые умеют организовать неформальное общение с ребятами. Здесь следует отметить, что в данной школе трудится 131 учитель, из них 8 – это международные учителя, имеющие очень высокий рейтинг профессионализма. Поэтому, наверное,  ученики данной школы вновь и вновь входят в список победителей республиканского конкурса инновационных проектов «Nurintech». Возьмем хотя бы итоги последнего конкурса этого порядка. Из свыше чем 1000 человек, участвовавших в «Nurintech», все три призовых места в номинации «Молодежный инновационный проект» заняли ученики НИШ.  Как сообщали все СМИ Казахстана, победителем стала Любовь Дудченко из Интеллектуальной школы физико-математического направления     г. Алматы с проектом «joARney», направленным на развитие туристического кластера и привлечение к горному туризму в Алматы. Школьница создала в приложении модель горной местности и визуализировала ее в дополненной реальности. За свою разработку девочка выиграла миллион тенге. Победы на  «Nurintech» стали доброй традицией для этой школы.  В 2017  году Люба вместе с Селимжаном Чалышканом заняли первое место в номинации «Социально значимые инновации», также выиграв миллион.  
Если помните, я свою статью начинала с рассказа об уникальном мальчике по имени Иван Крепак - ученике 12 класса этой же школы. Ваня - робототехник, разработчик мобильных приложений и специалист в сфере информационной безопасности, призер многочисленных олимпиад по робототехнике и компьютерным технологиям. Гордость школы. Он вошел в число победителей проекта «100 новых лиц Казахстана». Из 2000 участников проектов были отобраны 29 лучших, с которыми в столичном Казмедиацентре встретился Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.  После официальной части Елбасы побеседовал и сфотографировался с финалистами проекта, в том числе и с Иваном Крепаком.
– Я обратился к Нурсултану Абишевичу  и сказал следующие слова: «Я учусь в прекрасной школе – алматинской НИШ физико-математического направления. В 2014 году я получил грант в школу моей мечты, с этого дня я понял, что должен оправдать надежды, возложенные Вами и всей страной!», – поделился пережитыми эмоциями Иван Крепак.
Является гордостью школы и другой ученик 12 класса -  Акназар Кажымурат, который  набрал максимальные баллы на международных экзаменах ACT и SAT SubjectTests  – 36 из 36 и 2400 из 2400. Такой уникальный результат предоставляет школьнику возможность выбрать любой вуз в мире для продолжения своей учебы, и Акназар выбрал Гарвард – один из самых престижных и высокорейтинговых. Как признается сам юноша, все свои знания и умения он после учебы за границей применит для развития и процветания своей страны. Экзамен SAT SubjectTest также сдают для поступления в американские вузы. Тест определяет уровень знаний по конкретным предметам – на выбор выпускника. Акназар сдавал математику, физику и биологию. По каждому предмету он набрал максимальные 800 баллов. Вообще, преподаватели этой школы отмечают, что Акназар обладает редким талантом – имеет способности практически ко всем наукам. Сам школьник говорит:  «Я не считаю себя уникальным. Все результаты, которых я достиг, это показатель успеха образовательной системы НИШ и, отчасти – моего трудолюбия...». Вот такой он скромняга  – этот юноша-вундеркинд.
Harvard University – бренд уникальный и сложнодоступный. Но, видимо, не для учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математической направленности г. Алматы. Потому как в этом году еще один талантливый ученик этого учебного заведения  завоевал специальный грант Гарварда.  Про Селимжана Чалышкана говорят, что он - одна из ярких звезд в талантливом созвездии НИШ Казахстана. Обладатель нескольких высших медалей международного образца, Селимжан  показывает феноменальные успехи не только в области высшей биологии, но и в разработке  инновационных проектов. Как писалось выше, юноша вместе с Любовью Дудченко является обладателем первой премии конкурса «Nurintech». И таких учеников в этой школе великое множество – всех в одной газетной статье не назовешь. Возможно, представится случай, и мы еще не раз вернемся к успехам этой уникальной школы.

 

 

Рost scriptum

В завершение своего визита я поинтересовалась у Кульфариды Бабагумаровны - директора школы о том, сколько времени она проводит на рабочем месте. «Почти все время... исключая сон». Таков был ответ учителя. Потом мне объяснили, что семья директора находится в Усть-Каменогорске, а она по зову сердца и по просьбе вышестоящего руководства ездит по стране, помогая ставить на рельсы НИШевское движение. До этого работала директором  Интеллектуальных школ в Петропавловске  и Усть-Каменогорске. Как учитель-эксперт, помогала всем другим школам... Вот что значит быть учителем от Бога! 

 

Забира Сайдильдина, 
Почетный журналист РК.

 

Оқи отырыңыз