Вторая жизнь отработанных шин

Экономика

Предприимчивость – двигатель прогресса. С этим утверждением трудно не согласиться. Благодаря именно этому качеству молодых предпринимателей в селе Жармухамбет Ельтайского сельского округа стал действовать самый крупный в городе Алматы и Алматинской области завод по переработке уже вышедших из употребления автомобильных шин. Символично и его название – ТОО «Q-Recycling». Хотя предприятие делает свои первые шаги, от его деятельности ожидается большой эффект как для экономики, так и для оставляющей желать лучшего экологии.

Собственно, проблема переработки шин находится на поверхности – в прямом и в переносном смысле. Отработанные и уже никому не нужные, лежат они вдоль дорог или на мусорных свалках. Именно это и подтолкнуло наладить их утилизацию и переработку, тем самым оказав поддержку обществу и государству. 
Следует принять во внимание и тот факт, что ежегодно в масштабах республики образуется более ста тысяч тонн отработанных автошин. Непосредственно в Алматы и Алматинской области в течение года накапливается 20 тысяч тонн шин, в том числе 70% – от легковых автомашин и 30% – от грузовых. При этом их утилизация развита довольно слабо.
Из беседы с директором предприятия Жасуланом Сайкатовым удалось узнать, что традиционные технологии утилизации предусматривают лишь складирование изношенных шин на специально выделенных полигонах либо их уничтожение путем сжигания. Однако, с экономической точки зрения, такой подход к решению проблемы недопустим. С одной стороны, нерационально используются большие территории для хранения шин, а с другой – сжигается такое ценное сырье, как синтетический каучук, для изготовления которого требуется переработать немало дорогостоящих нефтепродуктов. Так и появилась идея создать ТОО «Q-Recycling», специализирующееся исключительно на «чистой» переработке изношенных автомобильных шин без выбросов в окружающую среду. Ну, а прежде чем наладить свое собственное производство, были изучены опыт и передовые технологии других стран. 
ТОО «Q-Recycling» имеет производственный цех, оснащенный оборудованием по утилизации шин и резинотехнических изделий. Объем частных инвестиций составил 63 млн тенге. Площадь арендуемого здания – три тысячи квадратных метров, а производственных помещений – одна тысяча квадратных метров. В процессе переработки автомобильных шин путем механического измельчения на заводе производят такой материал, как регенерат или резиновую крошку, широко используемую при строительстве автомобильных дорог, детских площадок, футбольных полей. Производственная мощность предприятия – до 15 тысяч тонн в год. В целом, планируется наладить три цикла – по производству резиновой крошки, антитравматического материала и модификаторов для добавления в асфальтобетонную смесь. Пока же здесь планируют выйти хотя бы на шесть тысяч тонн в год или 3,5 тонны в час. Трудятся на предприятии 24 человека при средней заработной плате 120 тысяч тенге. По мере увеличения производственных мощностей число рабочих мест вырастет до 70.
К слову сказать, было изучено несколько видов крошки. Наилучшие физико-механические и эксплуатационные свойства показала активированная резиновая крошка – АРК. Путем модификации битума и асфальтобетона можно значительно улучшить его свойства, а чтобы доказать это на практике, для проведения такого рода работ планируется на территории нашего района выделить небольшой экспериментальный участок. В частности, добавление АРК позволит увеличить интервал работоспособности битума на 30-50%, предел его прочности при сжатии – на 25-45%, а также повысить коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении – на 10-15%. Кроме того, устойчивость к колееобразованию вырастет в 1,5-3,5 раза, а к низким температурам – повысится на 5-6 градусов. К тому же, АРК гораздо дешевле, чем дорогостоящие модификаторы, изготовленные на основе синтетических каучуков и эластомеров. Так можно улучшить свойства дорожного битума более дешевым способом, что принесет большую экономическую выгоду и по части затрат, и в вопросе улучшения качества дорожного полотна. 
– Наличие государственной лицензии, высококвалифицированного персонала и самой современной спецтехники позволяет нам заниматься сбором и самостоятельно вывозить автошины к месту утилизации, – пояснил Жасулан Куанышович. – Одной из наиболее перспективных технологий утилизации изношенных покрышек является их вторичная переработка, позволяющая использовать старые шины в качестве сырья для изготовления новых покрышек и других резинотехнических изделий, дорожных и кровельных покрытий, добавок для бетона и тому подобного. Наше предприятие располагает достаточным количеством современного оборудования, хорошо подготовленного персонала для быстрой, качественной и, что немаловажно, совершенно безопасной для окружающей среды утилизации и переработки старых шин. Деятельность компании направлена на взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями любой формы собственности, с юридическими и физическими лицами.

Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район.

 

Оқи отырыңыз