Победивший судьбу

Победивший судьбу

Народному артисту Казахской ССР, члену Союза кинематографистов СССР, лауреату Государственной премии Казахской ССР, актеру театра и кино Кененбаю Молдановичу Кожабекову сегодня исполнилось бы 90 лет.

Он родился 3 февраля 1928 года в селе Ак-Сенгир Джамбульского района Алма-Атинской области.
Творческий путь Кененбая Кожабекова начался в 1950 году. Сразу после окончания театрально-художественного училища он поступает в Государственный театр юного зрителя (будущий Казахский государственный академический театр для детей и юношества  имени Габита Мусрепова), где трудится более 10 лет. За это время им сыграно более 20 ролей классического и современного репертуара, среди которых: Шагабутдинов в пьесе  Фурманова «Мятеж» (удостоена диплома 1-й степени на Всесоюзном фестивале театральных коллективов в 1958 году в г. Москве), Гани Муратбаев в пьесе Хусаинова «Гани», Доброхотов в пьесе Акимжанова «Ибрай Алтынсарин» (звание лауреата на театральном фестивале в 1958 году в г. Москве), Алдар Косе в одноименной пьесе Кусаинова, Протей в пьесе Шекспира «Два веронца», Александр Ульянов в «Семье Ульяновых».
Одновременно с работой в театре Кененбай Кожабеков начал сниматься в кино. Еще будучи студентом театрального училища, он был приглашен на роль в фильме «Алитет уходит в горы», поставленном на студии имени Максима Горького выдающимся мастером кино Марком Донским. Затем последовали роли в фильмах «Джамбул» – Надыр (1952), «Девушка-джигит» – Айдар (1955), «Это было в Шугле» – Бахытжан (1955), «Беспокойная весна» – Атабаев (1956), «Мы из Семиречья» – Нартай (1958), «Однажды ночью» – Карим (1959). 
В 1960 году Кененбай Кожабеков в результате трагического случая стал инвалидом 1-й группы. Он не любил вспоминать о сынках номенклатурного состава, лидерах хулиганского мира того времени, чьи руки безжалостно и играючи-жестоко лезвием острого ножа остановили молодого актера, спешащего в родной театр на предпремьерную репетицию... Никогда он впоследствии не жалел, что вступился за друга. Эта сорвавшаяся репетиция означала прощание с театром.
Так началась другая жизнь, полная героизма и самоотверженности. Наступили драматические дни и ночи мужественного человека. Ему было всего 32 года, когда врачи вынесли суровый приговор: поврежден спинной мозг, и в скором времени ноги будут парализованы. Сложная операция, проведенная известнейшим нейрохирургом, профессором Еленой Азаровой и продолжавшаяся пять часов, прошла удачно. Так он проходил два года, пока на фильме своего друга, кинорежиссера Султан-Ахмета Ходжикова «Если бы каждый из нас», возражая против привлечения дублера, Кененбай-Имаш не бросился в горную реку, спасая, как полагалось по сценарию, свою возлюбленную и ее отца Серкебая. Ледяная вода обожгла тело. Застужен нерв. Болезнь, прогрессируя, привела к параличу ног, навсегда лишила возможности ходить. Но он не покорился судьбе и, даже будучи парализованным, продолжал работу в кино, на телевидении, радио более 25 лет. Несмотря на тяжелый недуг, Кожабеков сохранял в себе творческий потенциал, мужество и оптимизм, не терял веру в себя и людей. Вся его жизнь является ярким примером мужественного и беззаветного служения любимому делу, искусству. Несмотря ни на что, он снялся в более чем 20 фильмах. Кто они, его герои?
 Это мудрый старец, хан Сырлыбай в двухсерийном народном киноэпосе «Кыз Жибек» режиссера Султан-Ахмета Ходжикова. Вглядываясь в кадры фильма, даже осведомленный зритель поражался его стати, когда в сопровождении нукеров хан Сырлыбай на белом аргамаке возглавляет караван ханской орды. Ведь актер Кожабеков сидел в специально сооруженной люльке. Превозмогая дикие боли, он играет спокойного и мудрого старца, пытающегося объединить казахов перед лицом нашествия ойратов.
Это злобный враг советской власти – бай Амиркул в фильме режиссера Абдуллы Карсакбаева «Брат мой». Роль небольшая, но в противовес образу вожака казахского комсомола Гани Муратбаева он представлен противником сильным и коварным. И здесь он скачет на коне...
 В фильме А.Карсакбаева «Меня зовут Кожа»  Кененбай Кожабеков играет директора школы – сложная и ответственная роль была своеобразным возвращением в детство...
 Это враг поэта и певца Ахана серэ, злобный и хищный хан Батыраш в фильме Булата Мансурова «Тризна» (по поэме Ильяса Жансугурова «Кулагер»). Величественный, всемогущий и надменный Батыраш задуман в сценарии парализованным, прикованным к своему креслу-трону. Услышав, что в байге первым придет конь Ахана – Кулагер, Батыраш в гневе падает с кресла. Зрители запомнили его страдающие и яростные глаза.
Кененбай – Алдаберген софы в фильме «Кровь и пот» режиссера Азербайжана Мамбетова второстепенную в романе и в сценарии роль преобразил так, что образ Алдабергена софы наряду с Танирбергеном (Тунгышбай Жаманкулов) в фильме приобретает важное смысловое и драматургическое значение. Вначале он – богобоязненный старец, призывающий людей к мирной и спокойной жизни, но постепенно за этой маской проступает волчий оскал.
«Волчья яма» – это кинолента студии «Киргизфильм», где Кененбай-ага набирает еще большую актерскую высоту. Режиссер Болот Шамшиев поручает ему роль бывшего отрока, превратившегося из юного бишкекского богача Баймурзаева в лжефронтовика Шарипова. На самом деле это главарь бандитской шайки, могущественный Бабабхан. Этот «инвалид-фронтовик», человек благородной внешности и полных достоинства манер, при всем своем благообразии – матерый преступник, цинично присвоивший чью-то фронтовую доблесть. Кененбай-ага играет этого гения зла виртуозно, рисуя масштабный и психологически тонкий образ опасного человека с двойным дном, вносящего в мир людей нравственное разрушение.
 Но главную роль он сыграл в жизни – самого себя, заслужив трогательную нежность и любовь народа, носившего его  в прямом и переносном смысле на руках. Почти тридцать лет он работал без извинительных поблажек, без скидок на тяжелую болезнь. 4 ноября 1988 года, когда Кененбаю Молдановичу шел 61-й год, его сердце остановилось... В 1998 году, к 70-летию рождения Кененбая Кожабекова, в Алматы одной из улиц было присвоено его имя.

Андрей ЧЕРНЕНКО,
Жамбылский район.

 

 

Оқи отырыңыз