Пятница, 03 Декабря 2021

Чем притягивает паломников, этнографов и простых туристов таинственная пещера Коныр аулие

Чем притягивает паломников, этнографов и простых туристов таинственная пещера Коныр аулие

Пещера Коныр аулие, что скрывается в причудливых Баянаульских скалах, испокон веков притягивает паломников, этнографов и простых туристов, сообщает Kazpravda.kz.   

Баянаульский край – место, где рождаются легенды. Связаны они с историческими фактами, дополняя их эмоционально, с именами известных всему Казахстану личностей, родившихся в этом краю. Но самые необычные легенды сложены о тех красотах, которые создала сама природа.

Одна из них повествует о Коныре, в честь которого названа окутанная ореолом таинственности и чудодейственного исцеления пещера Коныр аулие. С таким топонимом в нашей стране есть как минимум три пещеры, в том числе в Восточном Казахстане, о ней упоминается в романе «Путь Абая». Но Баянаульская достопримечательность притягивает к себе не меньше казахстанцев, которые идут сюда за исцелением, за просветлением и просто за наслаждением красотой родной земли.

Алтынбека Курманова, местного краеведа, старшего инспектора Баянаульского нацпарка, легко можно назвать главным по легендам. Нет ни одного уголка в этих заповедных местах, о которых бы Алтынбек-ага не мог рассказать интересный факт. Причем в его длинных рассказах научные факты вполне органично переплетаются с легендами и сказаниями, которые передают из поколения в поколения жители баянаульских аулов. И неудивительно: сам краевед выходец из этих мест, учился еще в советском Ленинграде – в госуниверситете по специальности «этнография и краеведение». Потом много лет трудился в алматинском Мемориальном музее академика К. И. Сатпаева, а с 2013 года работает в Баянаульском государственном национальном природном парке. 

С тех пор он рассказал тысячам казахстанцев и жителям других стран легенду о святом Коныре.

– Вообще, есть 10 версий легенды. Но главная звучит так, ее, кстати, Алькей Маргулан рассказывал: во времена пророка Ноя были три святых человека – аулие, – начинает повествование опытный гид. – Коныр, Кыран и Кулан. В дни Великого потопа Всевышний сохранил им жизнь, потому что они больше заботились о других, нежели о себе: не заняли места в ковчеге, а спаслись, ухватившись за бревна, что прицепились к ковчегу. Всевышний, видя чистоту их душ и помыслов, смилостивился и вывел их к Баянаульским горам. Коныр жил в местности Жамбакы, Кыран – на вершине горы Баянтау, а Кулан – в Кызылтауских краях. Коныр аулие давал всем желаемое, Кыран аулие мог подсказать, где искать потерянную вещь, и сообщить за день о нападении врага, а Кулан заботился о благосостоянии народа. Мы со своими предками не спорим, но есть же наука. От пророка Ноя книг не осталось, так что подтвердить ничего не могу. Что мы точно знаем о пещере, так это то, что она природного характера и вулканического происхождения.

Достопримечательность находится в глубине нацпарка, в 13 км от озера Торайгыр или в 17 км по другой дороге от райцентра. И хотя это не так близко к местам пляжного отдыха, люди с удовольствием приезжают к Коныр аулие, следуя указателям по трассам. В общем, найти место Аулие-тас (как еще называют пещеру) несложно. Сначала попадаешь к егерскому кордону, что стоит у подножья горы Аккарагай, здесь же есть парковка и начинается километровый подъем к пещере. Стоит отметить, что баянаульские горы, по меркам, например, алматинцев, совсем уж небольшие, но особенность этих мест в другом – в живописном рельефе, в причудливых гранитных изваяниях. И, поднимаясь к Коныр аулие, можно насладиться шикарными видами.

Кордон в самом начале пути – место для Алтынбека Курманова особенное. И не потому, что он здесь работает и, по сути, живет. А потому, что здесь жило не одно поколение его семьи.

– Дурман Айтпакин, мой третий дед, жил на этом же месте. При советской власти здесь мало кто был, потом обосновались лесники. Но вообще, если нам, местным, это не будет нужно, то и никто не сохранит здешнюю атмосферу, – говорит краевед.

В 2019 году дорогу к пещере оборудовали новой деревянной лестницей на металлическом каркасе с высокими перилами, с небольшими беседками для отдыха, и теперь путь к вершине стал очень даже комфортным. Прежде туристы и паломники поднимались по горной тропке и нескольким участкам старой бревенчатой лестницы, состояние которой давно вызывало опасения.

– Все вокруг – особо охраняемая природная территория: здесь не должно быть электрификации, здесь нельзя вести хозяйство, – продолжает Алтынбек Курманов. – Но так как Баянаул вошел в ТОП-10 туристических дестинаций, пещера – в список сакральных мест Прииртышья, к тому же сюда испокон веков ездили паломники, было решено создать небольшую парковку и обновить лестницу. Лестничный подъем протяженностью 920 метров из нескольких маршев в 398 ступеней строили 7 человек, включая меня. Было непросто, сейчас удивляюсь, как мы все успели вовремя?! Ведь техника далеко не везде в горах проедет – большую часть материалов носили на себе. Перила, кстати, не случайно покрасили в такой неестественный зеленый цвет и сделали их повыше – все-таки здесь водятся дикие животные: волки, рыси, косули, архары, лоси. Людям я объясняю – вы здесь не хозяева, здесь главные – звери.

После жесткого карантина 2020 года, когда нацпарк и природа отдохнули от туристов, минувшим летом поток приезжих восстановился, и удобную инфраструктуру оценили. Впрочем, по словам Алтынбека-ага, сюда приезжали всегда, независимо от состояния дорог и возможности отдохнуть с комфортом. Кстати, немало гостей было из-за рубежа – Канады, Америки, Бельгии, Дании, Франции, Китая, Кореи и не только – и все по просьбе хранителя пещеры оставляли свои отзывы в специальном журнале.

Алтынбек Курманов – единственный человек от нацпарка, который проводит экскурсии на Коныр аулие – ему здесь замены нет. Пятница и выходные в сезон очень загруженные дни, ведь приезжают не только семьями, но и организованными группами.

– 200 миллионов лет назад здесь был океан, произошло извержение подводного вулкана – магма, сжатая газом и водой, превратилась в такие красивые «бабушкины блинчики», скалистые горы Баянаула. И появилась эта пещера – храм Всевышнего создателя, и здесь нет учета национальности, вероисповедания, – продолжает хранитель пещеры свой рассказ, пока мы поднимаемся вверх. – Самые разные люди испокон веков приходили сюда и читали молитвы, загадывали желания, делали жертвоприношения. Многие просят, чтобы решились проблемы с зачатием. Легенды берут начало с периода тенгрианства, с тех времен, когда жили здесь семь матерей, имеющих семьдесят сыновей. Мы – люди земные, нуждаемся во многом. У каждого из нас есть энергия, которая засоряется дурными мыслями, поступками. А гранит энергию очищает, и пещера, в которой прикасаешься к этим древним гранитным скалам, – отличное место для медитации.

На небольшой площадке, уже на второй половине пути к пещере, Алтынбек-ага очень живописно рассказывает о необъяснимой связи этих мест с космосом. Здесь расположен гладкий гранитный камень с небольшими выемками – одна идеально подходит под голову человека, а вторая – под торс. Прислоняешься к баянаульскому граниту, и недуги отступают, мысли проясняются и улучшается настроение. Говорят – посиди 20 минут, уткнувшись головой в гранитное окошко, и внутричерепное давление нормализуется.

Проверить научным путем такое утверждение не удалось, но глядя на сотрудника нацпарка, который с легкостью почти бежит по лестнице и по горным тропам, начинаешь верить в легенды. Что уж говорить о народной молве, которая приписывает Коныр аулие силу исцеления. И без преувеличения могу сказать – когда поднимаешься к входу в пещеру, смотришь на невероятные виды Баянаула, вдыхаешь свежий воздух, действительно ощущаешь мощный прилив сил, хотя только что спешил, поднимаясь по горам в попытке успеть за интересным собеседником.

Пещера длиной до 30 метров состоит из небольших помещений. Своды первого напоминают купол мечети или храма – в ней просящие читают молитву, здесь легко стоять в полный рост. Чтобы пройти во вторую комнату, придется пригнуться. В дальнем зале – углубление с соленой водой, которой тоже приписывают чудодейственные свойства.

– Здесь на самом деле аура другая. Те, кто ночуют здесь, всегда получают то, о чем пожелали, ведь под куполом ночью сидит Коныр-ата и лечит просящих о здравии, – улыбаясь говорит Алтынбек Курманов.

Хочется отметить, что исследователи упоминают пещеру и особое отношение людей к этому месту, начиная с XVIII века. Об этом писал Николай Рычков (сын известного этнографа Петра Рычкова, автора книги «Топография Оренбургской губернии»), который в составе экспедиции Палласа приезжал в имение Аблайхана. Упоминали в своих трудах о Коныр аулие Шокан Уалиханов и Григорий Потанин, а Машхур-Жусуп называл эту пещеру «местом, где святые обретают свою силу».
Немало сведений об этой местности сохранилось в материалах ссыльного журналиста и этнографа Николая Коншина. И современное знакомство с пещерой Коныр аулие закончим именно его словами, которые он написал еще в XIX веке:

«На Аулие-тас ездят молиться больные и просто бедные киргизы, а главным образом бездетные женщины. Приезжают обыкновенно под вечер и ночь проводят или в пещере, или где-нибудь вблизи ее. Богатые режут барана и мясо его варят, разложив костер у входа в пещеру. Мясо варится непременно в воде из казана в пещере, оттуда же берут воду для омовения, пьют ее и поливают ею больные части тела. Вода эта, по мнению киргизов, имеет целебные свойства.

…Как мне потом рассказывал один баянаульский старик – Чагыбай Тасыбаев, молящие делают еще свечи из чия, обвернув его ватой или тряпками, пропитанным жиром от заколотого барана; эти свечи (шырак) жгутся в пещере, причем показывают вид, что умываются огнем и потирают им больное место на теле. Чем больше сжигаются свечи, тем лучше. По тем снам, какие снятся во время спанья около пещеры, можно судить, исполнится или нет просимое. Бедные в знак жертвы вешают повсюду лоскутки, а богатые, как я сказал, колят барана и кладут на казан в пещере деньги. Эти деньги, по словам того же Чагыбая, бедняки имеют право взять себе, но при этом непременно надо обратиться к святому духу пещеры со словами «таксыр, не сердись, позволь мне взять эти деньги… (Между прочим, и сегодня в небольших углублениях пещеры спрятаны монетки в 100, 50 тенге. – Прим. авт.)

…Несмотря на расспросы многих из киргизов, я не мог хорошо выяснить, кому молятся они в Аулие-тас. От некоторых я слышал рассказ о святом, который жил в пещере, на высоком потолке и теперь витает будто бы его душа, а по словам других, там есть даже опочивальня святого...»

АВТОР:

Екатерина Бескорсая, Павлодарская область

 

 

Другие новости

Этнофестиваль ремесленников прошел в Талдыкоргане

Этнофестиваль ремесленников прошел в Талдыкоргане

В канун 30-летия Независимости страны в здании Выс...

  02.12.2021   114
Книги как мост между Великобританией и Казахстаном

Книги как мост между Великобританией и Казахстаном

В минувшие выходные во дворце языков в рамках прог...

  29.11.2021   300
Какие нюансы казахской кухни нужно знать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации

Какие нюансы казахской кухни нужно знать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации

Главным блюдом казахской кухни издревле было мясо....

  27.11.2021   405
Эталон импровизаторского искусства

Эталон импровизаторского искусства

Во Дворце культуры имени И. Жансугурова г. Талдыко...

  25.11.2021   516
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.