«Номад» - этноцентр под открытым небом

«Номад» - этноцентр под открытым небом

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего». 
Нурсултан Назарбаев.

В рамках реализации программы Елбасы «Рухани жањѓыру» по всей стране ведется большая работа, направленная на изучение и сохранность великого наследия наших предков. Отрадно, что активно включились в нее и карасайцы. А на днях в Карасайском районе открылся этноцентр «Номад», который целенаправленно пропагандирует особенности истории, культуры и быта тюркоязычных народов. Причем, начиная с древних эпох и племен. 

Символично само название центра. В переводе с греческого «номад» означает «пастух», «кочевник». Разместился же он в живописной местности – в урочище Ушконыр, подниматься к которому нужно от верхней трассы Алматы-Жандосово. Здесь на территории площадью три гектара делаются попытки представить культуру тюркоязычных народов для того, чтобы где бы мы ни находились, в каких государствах планеты ни жили бы, все же смогли сохранить свои корни, свои национальные особенности. Причем, центр открыт  не столько для иностранцев, сколько для самих казахстанцев, чтобы мы могли глубже узнать свою историю, реально побывать в определенной эпохе, прожить, прочувствовать то время, ту атмосферу. 
Подготовительная работа велась на протяжении трех-четырех лет. И вот уже можно увидеть первые наработки. Пока это прошедшие реставрацию различные виды вооружения наших батыров и воинские доспехи. Уже в следующем году планируется реставрировать целые поселения. Так, пласт за пластом, будут представлены степная и кочевая культура, история тюркоязычных народов – от эпохи бронзы и до наших дней. 
– Этноцентр «Номад» – это живой музей под открытым небом, – пояснил его директор Жандос Нурбеков. – Почему живой? Да потому, что если в других музеях трогать экспонаты строго запрещается, то у нас все можно потрогать, примерить и даже попользоваться. Сама идея его создания родилась в свете того, что в последние годы особое внимание стало уделяться нашей истории. Мне часто приходилось ездить по Алматинской области. В таких вот поездках невольно заметил, что хотя у нас много сакральных мест, памятников, тех же петроглифов, все же людям гораздо интереснее самим осознать, прочувствовать, что это было и как. Есть такое выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так вот, в нашем этноцентре  можно и услышать, и увидеть, и примерить все на себя. Скажем, надеть военные доспехи, сражаться с мечом, сесть на коня и на скаку выпустить стрелу из лука... В будущем же, по мере дальнейшего развития этноцентра, появится возможность посидеть возле очага, попробовать ткать ковер... Размышлял я как-то и о том, что вооружение некоторых малочисленных и малоизвестных тюркских племен хранится в Манхэттене, древнейшие пазырыкские ворсовые ковры находятся в Санкт-Петербурге – в знаменитом Эрмитаже. По моему же мнению, поскольку они являются достоянием культуры тюркоязычных народов, то должны храниться и у нас.
Пока трудятся в этноцентре 15 человек. По мере появления новых экспозиций их станет больше. Ну, а пока нашими гидами выступили как сам Жандос, так и историк-археолог Станислав Попов. Очень интересную информацию предоставили они, конечно же, об оружии казахов и о воинских доспехах. 
Так, удалось узнать, что в зависимости от того, какой носила характер военная операция – наступательный или оборонительный, оружие подразделялось на различные  роды, классы, виды и группы. Для обороны у казахов использовалось предохранительное вооружение, надеваемое на тело воина. Это «ер киими» – «одежда воина», то есть «боевая одежда». Род доспехов для защиты корпуса воина назывался «сауыт», а самый древний –  «кобе сауыт», или «чешуйчатый доспех». Дело в том, что в структуре этой брони находятся пластины – «кобе». 
– Иногда данный вид доспеха называют еще и «кобели сауыт», то есть «доспех из пластин кобе» или же просто «кобе», – пояснил Жандос. – А вот глагол «кобелену» в казахском языке буквально означает «расположиться, частично прикрывая друг друга». Причем, к доспеху «кобе» относили все разновидности доспехов, в которых основу защиты создавали металлические пластины, набранные с частичным прикрытием друг друга по горизонтали или по вертикали. Причем, независимо от их формы, размера и способа крепления. А вот определяющим признаком для классификации служил характер расположения пластин, то есть способ бронирования доспеха. Таким образом, у тюрков-кочевников к доспехам «кобе» относились как чешуйчатый доспех, набранный из мелких пластин, нашитых на основу, так и ламеллярный доспех ременного соединения из пластин удлиненной формы.
Рассказали нам и о таком самом распространенном виде боевых доспехов, как «киреуке сауыт», то есть «кольчужный доспех», который называли также «киреуке» или «кольчуга». Плетут же ее из колец – «шыгыршык». Отсюда еще одно название кольчужного доспеха – «шыгыршыкты сауыт», то есть «кольчатый доспех». Основу бронирования в нем создает плетение из металлических колец. 
– Согласно традиционной терминологии, внутренний диаметр этих колец называется «коз», то есть «глаз», – продолжил свои пояснения Жандос. – Кольчуга, изготовленная из колец с маленьким внутренним диаметром, называлась «торгай коз киреуке», то есть «кольчуга с глазками колец, как воробьиный глаз», а из колец диаметром среднего размера – «шоже коз киреуке», то есть «кольчуга с глазками колец, как цыплячий глаз». На русском же языке это кольчуга и панцирь, то есть тип кольчуги из более мелких колец. Письменные источники свидетельствуют о том, что у воинов-казахов были как кольчуги, так и панцири. Известны также кольчуги, сплетенные из железных колец диаметром 10-12 мм, и панцирь из колец диаметром 7-9 мм. А вот кольчугу, сплетенную из больших плоских колец, казахи называли «бадана коз киреуке», то есть «кольчуга с глазками колец, как бадана» или  же просто «бадана». Называется она так по аналогии с  растением бадана, корни которого были похожи на круглые луковицы. Диаметр колец у баданы доходил до 14-16 мм.
 Другой вид боевого вооружения казахов – это кольчато-пластинчатый доспех, в кольчужную ткань которого вплетались стальные пластины крупных размеров, прикрывавшие живот, спину и бока воина. Уже его казахи называли «зере сауыт», то есть «доспех из железных колец». В письменных же источниках назывался он «жаушан» и представлял собой доспех в виде куртки с воротом и с короткими рукавами, имел сплошной разрез спереди, застегивался ремнями и пряжками на пластинах. 
Следующий вид нательной защиты – доспех из крупных стальных досок или щитков, нашитых рядами на мягкую основу. Уже его казахи называли «берен сауыт», то есть «дощатый доспех» или же «женсиз берен» («безрукавный берен»). А вот доспехи, сшитые из нескольких слоев шелковой ткани,  стеганные на вате и шерсти,  казахи называли «аттама сауыт», то есть «многослойный доспех» или «каттау» – «многослойный». Поскольку этот вид доспеха шили из мягкого материала, то, как правило, он имел форму халата с длинным подолом, длинными рукавами и стоячим воротником. Это был не только доспех, но еще и вид теплой одежды. 
Другим защитным средством, относившимся к разряду «дощатой» брони, является боевое зерцало шарайна, то есть «броня из четырех зеркал-щитков». Оно состоит из нескольких стальных щитков, называемых «айна», слегка выгнутых по форме тела и соединенных между собой ремешками да пряжками. Интересно и то, что оно не причисляется к доспеху «сауыт», а относится к дополнительному защитному снаряжению, и в основном  надевалось поверх доспехов. Вместе с тем для защиты поясничной части тела применялся боевой защитный пояс – «жауынгерлик белдик», который набирался из узких стальных пластин, закрепленных на трех ремешках, частично прикрывавших друг друга.
Многие из них можно увидеть и даже примерить в этноцентре «Номад». У его руководства большие планы. Реализация каждого из них станет весомым вкладом в сохранение и пропаганду нашего историко-культурного наследия, богатых традиций, дошедших до нас из глубины веков.  

Танзиля МУХТАРОВА, 
Карасайский район.

 

Оқи отырыңыз