Тренды прошлых столетий

Тренды прошлых столетий

А вы знаете, что несколько десятков лет назад казахские сапоги не различались на левый или правый? Оказывается, сделано это было чисто в утилитарных целях, чтобы можно было носить подольше, меняя каждый раз с одной ноги на другую. Исключение же составляли сапоги из окрашенной кожи на высоких каблуках, с заостренными и загнутыми кверху носками, а также сапоги саптама с войлочным чулком – байпаќ.

Много интересной информации, касающейся истории одежды казахов, можно узнать из книги Узбекали Джанибекова «Ќазаќ киімі», написанной в 80-90 годах прошлого столетия. Узбекали Джанибеков пишет, что «казахский народный костюм, судя по его характеру, как явление материально-бытовой культуры, очевидно, создавался веками, с одной стороны под влиянием окружающей среды, условий жизни в знойных степях с их ветрами, морозами, с другой – с учетом необходимости передвигаться верхом, быть начеку при все превратностях судьбы...»
Комплект мужского костюма казахов состоял из нательного белья – жейде, состоящего из рубахи – кµйлек и штанов – дамбал, верхней плечевой одежды – бешмет, шекпен и шаровары – шалбар, сым, заправляемые в замшевые сапоги – кµк сауыр. Основные элементы такого комплекта мужского костюма оставались неизменными на протяжении веков.  
Поверх жейде казахи надевали легкую, сшитую по фигуре и расширяющуюся книзу распашную одежду. Эта одежда бывала с вставленными в пройму рукавами и без рукавов. В зависимости от этого, в первом случае именовали ее бешметом, в другом – камзолом.   
Зимой мужчины носили овчинный или волчьи тулупы. Овчинный тулуп зачастую нередко заменялся стеганой на меховой подкладке шубой – к‰пі, одной из древних форм одежды казахов-скотоводов. Российский археолог С. И. Руденко, обследовавший в 20-х годах на основе палео-этнологических данных одежду казахов бассейнов рек Уила и Сагыза, считал к‰пі достоянием казахов и их предков по меньшей мере двухтысячелетней давности.   
Одним из древних в комплекте мужского костюма является войлочный плащ – кебенек, который шили из тонкого белого войлока. Надетый поверх зимней одежды кебенек надежно защищал всадника от ветра и снега. 
Брюки – вид одежды, в чем проявилась большая доля культуры кочевников. Вместе с использованием лошади как транспорта, этот фактор является передовым образцом цивилизации. Широкие шаровары с разрезами вниз в комплексе народного костюма принадлежат старикам. Их носили, не заправляя в сапоги, а разрезы делались для удобства при верховой езде. 
Штаны с «широким шагом» имели вид прямоугольного мешка с двумя длинными и чуть сужающимися книзу штанинами, со вставкой-ширинкой в соединении. 
Шаровары же шили из того же материала, что и бешмет, со вставкой-ширинкой для удобства при верхней езде, верхние края штанин заворачивали для того, чтобы в него можно было продеть поясок, заменявшего в данном случае ремни, и никаких прорех, застежек и пуговиц они не имели. Говорят, что брюки нужно надевать сидя, начиная с правой ноги, а снимать – начиная с левой.
Со времен, когда люди, прикрывая свое тело, стали одеваться в одежды, начали делать обувь сначала из кожи, затем из войлока. Для подошвы применялась старая кожа, затем дерево и копыта лошадей. Еще одна особенность культуры кочевников, вошедшая в цивилизацию – сапоги и их высокие каблуки. Потому что, во-первых, упирая ноги в стремена, было удобно сидеть в седле и даже сражаться на лошади, во-вторых, каблуки делают походку человека красивее. Можно отметить, что образцы традиционной обуви далеко не ушли от древности. К примеру, то, что присуще всем кочевникам просторов Евразии, загнутость носков сапог – при посадке навскок на лошадь, дающие ногам возможность беспрепятственно входить в стремена – зародившееся из жизненного опыта явление. 

По материалам интернет-сайтов

Оқи отырыңыз