Меньше домашних заданий, больше грантов

Меньше домашних заданий, больше грантов

Образование

На минувшей неделе во Дворце школьников г. Талдыкоргана состоялась встреча министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева с педагогической общественностью области. 

Выступление началось с разъяснения основных направлений, касающихся реализации государственной программы образования и науки в Казахстане на 2016-2019 годы, целями которой являются обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению, среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина, социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.
В рамках программы «Балапан», отметил выступающий, в стране за последние годы получило развитие государственно-частное партнерство (ГЧП). Открылось немало новых частных детских садов, которые не являются типовыми, но во многом решают вопрос дошкольного обучения и образования детей. При этом несоответствие требованиям существующих санитарных и строительных норм являлось препятствием для дальнейшего развития дошкольных организаций. Для решения этой проблемы разработаны новые правила и нормы. Сегодня необходимо одобрение со стороны Министерства здравоохранения и других заинтересованных органов. Результатом данной инициативы станет возможность открыть дошкольное учреждение, допустим, без отдельной спальни, используя выносные кровати, пользоваться услугами пунктов питания вне учреждения и т.д.
Акцентировал также внимание Ерлан Кенжегалиевич на необходимости навести порядок с очередностью в детские сады. По Казахстану необходимо создать единую сеть очередников в дошкольные учреждения, чтобы распределение мест было прозрачным. Родители, когда подходит их очередь, должны получить направление, сходить в сад, осмотреться. Если что-то не понравится, оставаться в очереди и ждать дальше. 
Впредь изучать алфавит в нулевом классе будут по книге «Єліппе» («Букварь»). Это позволит устранить дисбаланс между уровнем подготовки детей, приходящих учиться в первые классы. Министр отметил, что с внедрением в прошлом году единой программы и единого базового учебника в первых классах учителя начали испытывать определенные трудности. «На сегодняшний день около 80% первоклашек знают алфавит, умеют читать, остальная часть не знает даже букв. Из-за этого возникают проблемы в усвоении программы. После внедрения этого новшества дети будут приходить в первые классы как можно одинаково готовыми к освоению единой школьной программы. Нулевой класс можно будет пройти как в школе, так и в детском саду. 
Функциональная грамотность. Вот что мы должны формировать у наших детей. Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализу, структурированию и эффективному использованию информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности, Республики Казахстан. Проблема владения государственным языком выпускниками школ с русским языком обучения имеет место быть», - акцентировал выступающий. МОН РК для совершенствования языковой политики разработан частотный словарь казахского языка. Через два года обучение некоторым предметам в старших классах должно вестись на английском языке. По словам Сагадиева, специальные курсы за это время пройдут 24 тысячи педагогов. Учащихся же обрадует тот факт, что домашних заданий у них теперь станет меньше. 
- Нет никакого соотношения между объемом домашнего задания и успехами в образовании. А раз нет результата, домашних заданий будет меньше, - отметил министр. - Пока еще не решено, облегчить жизнь школьникам по всем предметам или только по нескольким. 
 Что касается поборов в школе, скажу так. Наше образование должно быть самым цивилизованным в мире. А любое цивилизованное общество на общественных началах всегда помогает школе всем, чем может. От этого отказываться ни в коем случае нельзя. Если человек хочет помочь, все должно проходить по правилам, чтобы было видно, что это добровольный поступок, а не принудительный. В школе создать попечительский совет, наиболее уважаемого человека назначить председателем. Все спонсорские вложения и их траты должны контролироваться этим советом. Фотографии самых активных меценатов вывешивать на Доске почета, - сказал Ерлан Кенжегалиевич. 
Аплодисменты педагогов вызвало обещание гостя из Астаны избавить их от бумажной волокиты. «Теперь учителям не нужно будет дублировать отчеты для министерств, акиматов, пожарных и полицейских. Все будет в электронном варианте. Министерству бумажная отчетность вообще не нужна. Мы приняли решение уйти в электронный формат. И между НОБД и электронным журналом разместить все данные, которые министерству нужны. Поэтому мы работаем с Минфином, прокуратурой, чтобы они выпустили пояснения своим проверяющим, что электронная отчетность приравнена к бумажной для проверяющих всех уровней. Департамент по контролю в сфере образования теперь будет не контролирующим органом, а вашим защитником. При любых проверках их присутствие будет обязательным. С этого года отменяем Всеобуч. Нужные данные договоримся, где взять. 
Во всех казахстанских школах в будущем появятся школьные шкафчики. Там дети смогут оставлять учебники, тетради и другие принадлежности. Это позволит значительно снизить тяжесть рюкзаков. Деньги Министерством финансов в этом году не выделены. Надеемся, что поддержат нашу инициативу местные исполнительные органы и в школах в этом году шкафчики появятся», - отметил министр. Еще один немаловажный вопрос, затронутый главным педагогом страны – нехватка кадров в сфере образования. 
- В одиннадцатых классах насчитывается 220 тысяч детей, в предшкольных группах - 400 тысяч. В ближайшее время нам потребуется около 200 тысяч новых педагогов для детских садов, школ и вузов. В Министерстве образования и науки намерены увеличивать гранты. На бакалавриат  планируется увеличение грантов с 31 тысячи до 36 тысяч, количество магистрантов увеличится с 7 до 10 тысяч и PhD вырастет практически в два раза, станет больше грантов на программу «Серпін». 
50% трудоспособного населения страны должно быть с высшим образованием, у нас этот показатель составляет 37%. В России людей с вузовским дипломом на 17 миллионов больше, чем у нас. А мы с ними в одном экономическом пространстве. Нам не хватает миллиона специалистов с высшим образованием. Человек с высшим образованием может в будущем открыть школу, поликлинику, фабрику и т.д. Он - будущий работодатель, станет создавать рабочие места. 
Конечно, немаловажным является обладание и рабочей профессией. Всецело поддерживаю акима Южно-Казахстанской области, что каждый гражданин Казахстана должен иметь рабочую специальность, что не помешает в жизни. Поэтому планируем в пилотном режиме внедрить проект, согласно которому учащиеся 10 классов будут обучаться рабочим специальностям. Если Алматинская область захочет принять участие в проекте, мы двумя руками «за», - подчеркнул главный педагог страны. 
Вторая часть встречи прошла в форме диалога «вопрос-ответ». Каждый желающий задавал интересующие вопросы, на которые получал подробные ответы. Вопросы касались Единого Национального тестирования, функционирования продленных групп, бесплатного питания в начальных классах, апробации программы обновленного содержания в 5, 7-х классах общеобразовательных школ, физиологических особенностей детей в нулевых классах и многих других проблем. 

Жамиля АТИБАЕВА

 

 

Оқи отырыңыз