Золотые руки мастера

Золотые руки мастера

Недавно нам довелось познакомиться со всесторонне одаренным человеком Канжарбаем Саметаевым, проживающим в городе Текели. Без преувеличений, так и хочется назвать его мастером на все руки. Узнав его поближе, хотим рассказать о нем и нашим читателям.

Минуя калитку, глаза разбегаются от разнообразия поделок из дерева, различных инсталляций из металла, размещенных во дворе дома Канжарбай ага. Можно сказать, у мужчины золотые руки, он вырезает скульптуры, изделия из дерева, пишет удивительные полотна, кует железо.
Нас с доброй улыбкой встретила супруга мастера Зура тате, она сразу же пригласила нас войти в юрту, которую возвел сам Канжарбай ага. Согласитесь, не часто можно во дворе дома увидеть юрту. Зайдя внутрь, сразу бросаются в глаза нарисованные пейзажи природы на стене, на полу застелен «сырмақ», стоит низкий стол, а на нем посуда из дерева, на стенах висят войлочные ковры, шерсть волка, справа стоит серебряный сундук, на котором  красуются яркие құрақ-көрпе.
Канжарбай ага делает все, что пользуется спросом у народа. А сегодня больше тяготеют к изделиям в национальном колорите. По его словам, во многом - это результат возросшего интереса к истории своих предков, модернизации национального сознания.
Мастер делает юрты, седла, колыбельные кроватки, расписанные национальным орнаментом разных размеров сундуки, резные казахские национальные предметы быта - астабақ, астау, ожау, кумысные наборы, подставки для цветов из кованого железа. Кроме того, Канжарбай ага изготавливает заборы, может гравировать рисунки на мраморе, вырезает буквы на памятниках, расписывает стены в ресторанах.
Что примечательно, всю посуду он делает согласно всем технологическим особенностям, но вручную, из натурального цельного Алтайского кедра, без использования клея, что делает предмет еще более ценным и долговечным.
На вопрос, откуда такое умение, сразу же отвечает: «С детства всегда нравилось что-то мастерить, делать своими руками, помогать бабушке, вырезать для сырмака орнаменты, шить, вязать. Специальную школу и кружки не посещал. Но у меня выработана художественная интуиция, поэтому делаю все на глаз. Наверное, это дар свыше, потому что ни у кого из родных и близких не было желания и умения делать это». 
К слову, наш герой родился в селе Кош-Агаш в Горно-Алтайской автономной области (ныне Республика Алтай). Окончил гидромелиоративный техникум, работал в родном колхозе гидротехником, агрономом. Потом поступил в Алтайский сельскохозяйственный институт. Посвятил 18 лет своей жизни партии.  В районном центре работал в управлении оросительной системы, начинал свою трудовую деятельность по специальности «Линейный инженер», затем повысили до начальника отдела проектного института. Кроме того, закончил высшую партийную школу в Новосибирске.
В 1991 году всей семьей решили вернуться на историческую Родину в Казахстан, по приезду вскоре начали обустраиваться на новом месте в городе Саркане. Именно здесь он смог реализовать свои способности в резьбе по дереву. Однако пришел к этому мастер совершенно случайно.
Вначале он работал трактористом, в кооперативах устроился экскаваторщиком. Но очень скоро ему доверили работу -  стать учителем физкультуры в новой школе имени Абая в Саркане. Однажды Канжарбай ага предложил украсить стены класса в школе, где училась его дочь. Все по достоинству оценили талантливую работу мастера. Поэтому директор школы пригласила его на работу.
- Два года поработал физруком, потом на новый год трудовик прыгнул с балкона и сломал ногу, пришлось заменить. Вначале сам учился работать на станке, затем и детей начал учить. А раньше ребята во время уроков труда зимой снег чистили, а летом подметали. Я их не отпускал, у каждого была тяга к чему либо. Кто-то рисовал, кто-то чеканил, кто-то выжигал, а кто-то на станке любил поработать. В седьмом классе  за 90 минут они комплект шахмат делали. С моих уроков дети никогда не сбегали, просили иногда остаться. Вот так и сам увлекся, - рассказал он.
 С тех пор эта сложная работа, требующая творческого подхода, ювелирной точности и терпения, стала делом его жизни. После Саркана переехал на станцию Матай, там проработал семь лет. В 2000 году, вместе с Калашниковым, сидели за одним президиумом.
- Вскоре дети выросли и разъехались, мы решили уехать ближе к родственникам. Вначале жили в Талдыкоргане, я работал электриком в педагогическом колледже, школе. Однажды сильно заболела жена, через некоторое время погибла, братья перетянули меня к себе в Текели. Спустя несколько лет, женился на Зуре, она тоже с Алтайского края. Так и живем, она мне помогает в работе, - поделился Канжарбай ага.
Воспользовавшись случаем, мы расспросили о забытых традициях и узнали, как казахи в Республике Алтай отмечают весенний праздник. Как оказалось, когда они только переехали в 90-х, в Казахстане не особо уделяли внимание традициям, однако сейчас дела обстоят совсем по-другому. 
- Наурыз на Алтае празднуют с размахом, мы всем аулом с нетерпением ждали его. С началом весны мы готовили «көк көже», всю зиму мы не выбрасываем кости от мяса, а собираем в отдельную емкость. А весной вытаскиваем и чистую кость варим с утра до вечера. Цвет бульона получается немного другим, после добавляем крупы. А уже 22 марта мы готовим сам Наурыз коже, - рассказал Канжарбай ага.

Айжан Джайлаубаева

Оқи отырыңыз