Пятница, 03 Декабря 2021

Качественное общение взрослых с детьми, как фактор полноценного развития психики

Качественное общение взрослых с детьми, как фактор полноценного развития психики

Терпиловская Марина Владимировна, семейный, детский,   

практический психолог, почти 30 лет проработала в школе-гимназии № 14. Сейчас ведет прием взрослых, детей, семейных пар  в Медицинском центре «Нур – Авиценум».  Палитра вопросов, с которыми к ней приходят  жители города, области огромна, от курьезных, до трагических.

Ее профессиональная  деятельность уникальна – будучи  в большей степени психолого-педагогическим специалистом, она находится на междисциплинарном стыке трех огромных дисциплин – медицины, психологии и педагогики.  Достаточно часто выявляет истоки заболеваний детей, взрослых, имеющих основу в нарушенных межличностных отношениях различного уровня. Имеет глубокое  представление о   проблемах наших школ и степени их влияния не только на судьбу  ребенка, но и на его здоровье.

Современный  мир настолько хрупок, беззащитен, уязвим на уровне каждой конкретной семьи, что невольно автоматически и молниеносно отзеркаливает все преобразования социума. И только по прошествии значительного времени общество способно оценить и понять истинную динамику изменений -  позитивную или негативную.   А процесс воспитания и развития детей всегда был взаимозависимым отражением  всех социальных проблем. С прискорбием приходится отмечать, что фактически возникает  реальная вероятность того, что скоро  значительно увеличится количество коррекционных школ,  (а не просто классов коррекции!).  Причем основной контингент составят дети  с хорошим потенциалом, но не получившие должного развития  в нужный период. И тому есть целый ряд причин ...

К сожалению, большинство современных родителей  в воспитании детей придерживаются двух противоположных крайностей. Первые – с повышенной тревожностью, с пеленок записывают своих чад во всевозможные «развивайки», обучают языкам,  ментальной математике, шахматам, отправляют в большой спорт. В результате неоправданных перегрузок истощается нервная система утомленных детей, они делаются безинициативными и  апатичными, тупо выполняющими волю родителей, удовлетворяя  амбиции взрослых.  Вторые, и их большинство – оправдывают свое невнимание к нуждам детей отсутствием средств, времени,  стечением обстоятельств и т.д. В  то время как сами каждую свободную минутку  погружаются в просмотр бесконечных сериалов,  бесцельное перелистывание новостных лент социальных сетей.  Во многих семьях процветает фаббинг, т.е. появляется непреодолимое желание у взрослых и детей  отвлечься от происходящих событий и окунуться в мир интернета. Этим действием демонстрируется  пренебрежительное отношение к собеседнику, когда прервав разговор, родители, забыв обо всем  переключаются на телефон.[3] Вернувшись с работы многие папы и мамы, потрудившись на благо семейного  бюджета, заваливаются на диван с чувством выполненного долга,   предоставляя детям возможность позаботиться о себе самим – приготовить еду, убрать в доме, занять себя чем – то. Согласна, отдохнуть  тоже надо!

Но(!),  ограниченное по времени и по содержанию общение с родителями наносит колоссальный, невосполнимый ущерб психическому здоровью детей!

Формирование психики ребенка происходит под влиянием многих факторов, чередованием стабильных и критических, чувствительных (сензитивных) периодов. То, что не было заложено, развито, сформировано в нужное время, не восполнится в полном объеме НИКОГДА! Не требует доказательств, влияния фактического качества жизни ребенка в раннем детстве на его дальнейшую жизнь, образованность, его судьбу, способность достигать поставленных целей и т.д.              

За короткий срок,  с рождения и до школы   - 7 лет, организм детей претерпевает колоссальные анатомические изменения,  созревают участки коры больших полушарий, отвечающие за  познавательные процессы, формирование собственных нравственных оснований. Это уникальнейшее время, предопределяющее -  каким будет человек  – добрым или злым, умным или глупым, чутким или равнодушным, волевым или безответственным...  

 Именно в это время ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы рядом с ним был ВЗРОСЛЫЙ, сопровождающий, оберегающий, развивающий. Поэтому особенно больно наблюдать картину, когда с пеленок  родители  вручают  своим малюткам гаджеты и гордятся их умением ими пользоваться.  У детей не развивается речь, не стимулируется  формирование  лобных долей, значит, автоматически  будут проблемы со второй сигнальной системой  - письменной речью.   Так какие репетиторы смогут восполнить то, что не было создано?  Отсутствие базовых навыков, умений и знаний, не удовлетворительная реализация ведущей деятельности, возрастных новообразований приводят к торможению развития психики, задержке умственного развития. Уже сейчас многие взрослые  заняты поиском специалистов способных  откорректировать познавательно – волевые процессы своих детей. В таком масштабе, что количество  развивающих центров в ближайшем будущем превзойдет количество аптек!

Никакие нянечки, воспитательницы, наставники не смогут  ребенку дать то, что  дают ему МАМА и ПАПА!  Поэтому надо не развлекать, а развивать ребенка!

Известно, что одно из самых опасных эмоциональных состояний – скука – это  дефицит действий и впечатлений. Самый быстрый и доступный способ развлечь малыша – дать ему в руки телефон. Взращенные на игровых ярких спецэффектах школьники  будут скучать на уроках от обычных упражнений – многократно повторяемых. Им ничего не интересно, ни аниматоры на праздниках, ни сказки, ни живое общение со сверстниками. Нетренированный мозг будет все воспринимать как скучную обязанность:  и выполнение домашних заданий – чтение, письмо и т.д.,  и элементарные действия по наведению порядка в доме. Ученики раздражаются, их возмущает отвлечение от игр – мозг привык быстро, не напрягаясь получать гормоны радости и счастья – серотонин, дофамин.   Развивается потребность в постоянном празднике – получении все более ярких впечатлений и в большем объеме. А какой родитель сможет это предоставить своим детям в повседневной жизни?

К сожалению, современные дети в большинстве своем, сразу получают все, что хотят и когда хотят. Один только фактор – не сформированная иерархия сложного соподчинения потребностей приводит к тому, что нет эффекта «отложенной радости»  - нет предвкушения от  достижения долгосрочной цели.

Ребенок не слышит «НЕТ».  Родители приучили его мозг получать то, что он хочет сразу. Хочешь  новый телефон – пожалуйста! Хочешь новую модную вещь – да, конечно – же! Чем ты хуже других! Родители спешат сразу сделать своих детей счастливыми. Но именно это сделает их уязвимыми, несчастными в будущем, когда дети наверняка столкнутся с тем, что их сиюминутные хотелки  никто не выполняет, а сами достичь желаемого не смогут. 

Умение отложить  удовлетворение своих потребностей является одним из основных фактором достижения жизненного успеха, это означает способность  адекватно действовать  в условиях стресса.  Беспомощные, инфантильные взрослые   -  это  избалованные дети,  не подготовленные  к преодолению  ситуаций даже с незначительными проблемами. И насколько они будут успешны, конкурентноспособны по жизни?

Нередко приходят на прием родители «детей» до  тридцати лет. Умоляют что-то сделать с их детьми, которые погружены в апатию – им ничего не хочется – ни работать, ни содержать семью, родителей, ни создавать свою семью. В каждом конкретном случае это – трагедия: инфантильное чадо целый день лежит на диване, уже даже не играет, не смотрит кино – надоело,  и ничего ему не хочется. А если появляется мысль чем-то заняться реальным – тут же настает разочарование, страх перед переменами, еще не сделав первый шаг – человек сдается. Опять же, нет настойчивости и опыта  в достижении успеха, преодолении реальных трудностей, получения удовлетворения  от радости победы над собой, от достигнутого.

Отсюда еще  одна  социальная проблема – неумение, нежелание молодых трудиться, что-то создавать руками. Ее истоки   - в не достаточно оснащенных школьных  кабинетах труда (технологии) и  в отсутствии учебно-производственных комбинатов (УПК). С пятого класса увеличивается потребность межличностного общения со сверстниками, и как лучший вариант – в совместной деятельности. В школьных мастерских не только  формируются навыки бытового самообслуживания, но и создается естественная среда развития детской коммуникации, эмоционально-волевых ресурсов. И конечно, это ведет к более качественной  профориентации, помогает понять детям то, чем хочется заниматься по окончании школы.  Это благоприятнейшее время творить, создавать, общаться!  И оно бездарно теряется! Понятно, что мальчики, плетущие макраме, вышивающие бисером салфетки, не пожелают в будущем работать на станках или стать военным. Какой психолог, и какими профориентационными тестами выявит то, что не было заложено?

И еще один аспект с печальными последствиями.  Современные дети перестали рисовать! Первоклассники не могут нарисовать человека со всеми  главными признаками, в крайнем случае, изображают его схематично!  В  силу того, что рисунок расценивается как детская речь, ученые доказали -  умеющий рисовать ребенок быстрее учится  писать, читать, у него снимаются эмоциональные блоки.  В творчестве он выражает свое отношение к действительности, можно понять его эмоционально-смысловое восприятие и им управлять, корректировать.

Освоение графических дизайнерских программ не отменяют необходимости рисовать  красками, карандашами, пальчиками, лепить из пластилина, делать поделки, т. е. заниматься  реальным творчеством, для которого  в  интернете можно найти множество идей! 

Но родители приходят в ужас от мысли о том, что их чадо вдруг разрисует  дорогие обои, разольет краски  на дорогой ковер, залепит пластилином дорогую мебель.  Проще  дать телефон – «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

     Это только часть проблем, влекущие неблагоприятные последствия для человека, для общества. Верхушка айсберга. На самом деле их гораздо больше - по отдельности и в совокупности ограничивающие  наши надежды на позитивный прогноз.

В то же время, как говорил  Фредерик Дуглас «Легче растить сильных детей, чем потом ремонтировать сломанных взрослых».

Настало время  действовать, сделав правильные выводы…

 

 

Терпиловская Марина Владимировна,

семейный, детский, практический психолог

Медицинский Центр «Нур-Авиценум», 

г. Талдыкорган, Казахстан.

E-mail: marinater@yandex.ru

 

Научный руководитель:

Крайсман Владимир Антонович,

кандидат медицинских наук

директор Медицинского Центра «Нур-Авиценум»

г. Талдыкорган, Казахстан.

Другие новости

Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

С недавних пор в седьмом микрорайоне областного це...

  02.12.2021   95
Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

В честь Дня Первого Президента и 30-летия Независи...

  01.12.2021   161
Как в Илийском районе реализуется концепция

Как в Илийском районе реализуется концепция "Слышащее государство"

В Илийском районе в рамках праздничных мероприятий...

  01.12.2021   169
Около 150 дошколят будут воспитываться в новом детском саде в Ушарале

Около 150 дошколят будут воспитываться в новом детском саде в Ушарале

В преддверии Дня Первого Президента в г.Ушарале Ал...

  01.12.2021   164
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.