Понедельник, 23 Мая 2022

Время обратиться к истокам

Время обратиться к истокам

Недавние январские события, шокировавшие всех казахстанцев, надолго останутся в памяти населения. Как отметил Президент К. Токаев, «впервые в истории независимости мы столкнулись с очень сложным и опасным периодом». 

Действия мародеров, грабителей и террористов были неожиданными, ужасающими и трагичными для всех нас. Прошли времена страха и ужаса. Однако вопрос о том, почему это произошло до сих пор не дает нам покоя. На ряд вопросов, которые возникли у казахстанцев в эти дни ответил Президент в своем выступлении «Уроки «Трагического января»: Единство общества – гарантия независимости» в Мажилисе Парламента. Он отметил, «очень важно проанализировать причины трагедии, постигшей нашу страну, и дать четкую оценку ее последствиям». К. Токаев указал на ряд недостатков, которые препятствуют процветанию Казахстана. 
Аналитики и депутаты Парламента, общественные и политические деятели высказывают свои мнения по поводу январских событий. 
На вопрос о том, почему мирные протестующие пошли на грабежи, поджоги и избиения, и какие люди и силы мотивировали их на это, похоже, дан ответ. Однако многие считают, что трагедии способствовал дефицит правильного воспитания молодежи. Получается мы кое-что упустили в этом деле. Принят ряд государственных программ по воспитанию молодежи такие, как «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи» и др. Мы говорим, что воспитываем детей в детских садах, школах, ссузах и вузах. Проводим массовые мероприятия. Тем не менее грабежом, мародерством в городах Алматы, Талдыкоргане, Таразе и других. в основном занялась молодежь. Это видели все. Кажется, мы немного забыли жизненно важные принципы: «Воспитание начинается в семье», «Ребенка нужно воспитать с раннего возраста» («Баланы - жас-тан»). Поэтому нам нужно комплексно подойти к этому серьезному вопросу, а не возлагать его целиком на детские сады, школы и т.п. 
Основы национального воспитания в казахском обществе начинались с семьи. Семья - это главная опора и основной источник воспитания. Здесь ребенок получал первые уроки воспитания. Здесь же формировались его нравственные качества. В казахском обществе духовные ценности передавались от отца сыну, от сына внуку. Ребенка воспитывали в традиции любви и уважения к старшим, к трудолюбию, окружающим, учили ценить окружающих. Казахский народ воспитывал в молодежи понятие о совести. Поэтому казахи говорят: «Малым - жанымның садағасы, жаным - арымның садағасы» («Ради жизни пожертвую скотом, ради чести пожертвую жизнью»). Постоянно твердили «Ұят болады» («Стыдно будет») и этим воспитывали своих детей. Воспитывали также умению слушать и придавать значение сказанному. «Сөзге тоқтау» («Внимать словам»). Есть такое понятие: «Жақсы сөз - жарым ырыс» («Доб-рое слово - половина дела»), именно позитивные слова формировали у детей такие качества, как скромность, учтивость и вежливость. 
Все взрослые в аулах всегда принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое, дерзкое поведение, то имели право остановить ребенка, поругать или объяснить, что так делать нельзя.
Детей воспитывали с ранних лет. Как известно из истории, традиция «тұсау кесу», т.е. обряд ходьбы ребенка проходил в семье. Ноги ребенка обматывали пестрой ниткой и разрезали ее ножом, что означало «не переходить через чью-то нить». Значит, не воровать, не присвоить себе чужое. Тұсау кесу делаем мы и сейчас, но, увы, обряд с таким глубоким смыслом превратили из семейной традиции в непонятное шоу в ресторанах, лишь бы показать свое состояние или похвастаться перед всеми. 
Воровство было преступлением испокон веков. По казахскому обычному праву у человека, укравшего лошадь, забирали лошадь и называли его «кровавой лошадью». Помимо возврата украденной лошади, вор в виде штрафа должен был отдать нескольких лошадей. А если кто занимался барымтой (конокрадство), тому связывали ноги пестрой веревкой перед судьями (бии). Именно с этим связана народная мудрость «Біреудің ала жібін аттама», т.е. «не переходи через чужую нить» в дословном переводе. Известно, что знаменитый Толе би за кражу конских пут - шідер, тұсау назначал штраф в девять голов скота. Свое решение Толе би объяснял так: «Тұсау ат сақтайды, ат ер сақтайды, ер ел сақтайды» (связка ног спасает лошадь, лошадь спасает человека, человек спасает страну»).
Непослушную девочку родители сажали на черную корову и обходили весь аул. Такой позор мог сказаться на будущем девочки. Поэтому она всегда старалась слушать маму, помогая в домашних делах, и находилась все время возле матери и бабушки. 
Мне кажется, пришло время воспитывать подрастающее поколение не ради галочки, не ради отчетов, а ради будущего. 

Оразгуль МУХАТОВА,
д.и.н., профессор, 
главный научный сотрудник 
института истории 
и этнологии 
им. Ш. Уалиханова.

Другие новости

ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ УКРЕПЛЯЕТ ВЕРУ СТРАНЫ В БУДУЩЕЕ

ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ УКРЕПЛЯЕТ ВЕРУ СТРАНЫ В БУДУЩЕЕ

Из истории известно, что веками наш народ, жаждущи...

  19.05.2022   365
Областной штаб провел разъяснительную работу по проведению референдума

Областной штаб провел разъяснительную работу по проведению референдума

Вчера во Дворце языков Алматинской области вел инф...

  19.05.2022   339
Раимбек Баталов встретился с бизнесменами Алматинской области

Раимбек Баталов встретился с бизнесменами Алматинской области

Вопросы туризма, сертификата СТ KZ, поддержки отеч...

  17.05.2022   424
Проявление народных желаний

Проявление народных желаний

- Для создания нового Казахстана необходимо полнос...

  17.05.2022   269
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2022. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.