Рустам Алпысбаев: «За парты нужно сесть не только молодежи, но и нам всем»

Рустам Алпысбаев: «За парты нужно сесть не только молодежи, но и нам всем»

Мнение

С момента опубликования статьи Президента Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» прошло уже довольно много времени, чтобы идеи Главы государства можно было бы взвешенно и спокойно обсудить. Понятное дело, что сейчас на эту тему печатаются уже целые талмуды, наверняка, закончены первые главы книг, точно прочтены десятки выступлений, так что вообще очень сложно не потеряться в этом «девятом вале» информационного сопровождения. Но вряд ли мы погрешим против истины, предположив, что глубокого, философского или, если хотите, творческого осознания нового направления пути развития пока еще не видно. Общие слова, общие фразы, полный «одобрямс»... Но, кажется, нам удалось найти собеседника, который видит в написанном рукой Президента не гранитные недвижимые постаменты, но живую материю, которая только ожидает своего понимания и воплощения. Руководитель управления внутренней политики Алматинской области Рустам Алпысбаев – новое лицо в местных исполнительных органах, имеет достаточно богатый журналистский опыт и рассматривает миссию власти как философ-востоковед. Он согласился поговорить с нами по поводу того, для чего и какая именно модернизация общественного сознания потребна Казахстану спустя четверть века после обретения независимости.

- Президентская статья наделала много шума, особенно в связи с латиницей, на которую предполагается перевести казахский язык. В российской инфосфере только совсем уже ленивый не высказался по этому поводу и – естественно – мало кто нашел хоть одно слово одобрения или нейтрального отношения. Но, главное, о чем говорил Президент – это модернизация сознания. Что это вообще такое? Какая необходимость есть именно в этом, когда есть, казалось бы, множество более насущных задач, прежде всего, социальных и экономических...
- Сразу же позвольте не согласиться с вами. Я совершенно согласен с Президентом в том, что никакая политическая реформа или модернизация экономики не «сработает», если мы не сможем поменять сознание нашего общества, вывести его на новый уровень. Все в нашей жизни – это не просто набор знаков и символов, который можно было бы запрограммировать как в фильме «Матрица», нет. Экономика – это вообще больше не точная наука, хотя и базируется на математике, по мне так она куда ближе к искусству адаптации и выживания, способность моментально приспосабливаться и эволюционировать. А латиница - это один из алгоритмов, возможность думать на мировом языке, языке высоких технологий и IT.  
Посмотрите, у нас есть суперкомпьютеры, которые могут просчитать до миллиметра и вывести пилотируемый спутник за пределы Солнечной системы, но просчитать правильно ресурсы, потребление, необходимости, финансовые показатели – так, чтобы избавиться от кризисных явлений, - мы не можем ни на глобальном уровне, как человечество, ни на национальных, ни даже на страновых масштабах. Я где-то даже читал, что бизнес-фонд, основанный лауреатами Нобелевской премии по экономике, светилами, которые точно должны разбираться в том, что к чему, разорился буквально за год (!). Что тут можно сказать? Экономике нужны, прежде всего, смелые и конкурентоспособные люди, креативные предприниматели, изобретатели с амбициями и инстинктами, а также новаторы с «чутьем». Ресурсы, рынки, технологии ей тоже нужны, но это далеко не первостепенные вещи, достаточно посмотреть на такие развитые страны, как Сингапур, Южная Корея, Япония, Германия, Швейцария – у них практически нет никаких естественных ресурсов, на основе которых они бы могли что-то легко получать и обрабатывать. Но у них есть самое главное - человеческий капитал и интеллектуальный ресурс, который привлекает деньги, рождает бизнес-решения, новые технологии, стартапы, продвигает производство самых высоких переделов. Этот человеческий капитал не возник на пустом месте, он был взращен, став производным от передового общественного сознания, которое является главной движущей силой современности.
Задумайтесь, ведь мы живем в сумасшедшее время, наполненное событиями, открытиями и эпохальными переменами. То, на что в прошлом ушли бы целые эпохи, протекает у нас на глазах даже не за годы, за месяцы! У нас на глазах произошла цифровая революция, появились мобильные телефоны, всюду проник интернет, сам интернет стал мобильным с помощью смартфонов. Это сразу несколько технических революций, новые технические решения возникали и в масштабах истории мгновенно исчезали, как, например, пейджеры, факсы, фотоаппараты-мыльницы, форматы записи и хранения информации от VHS до облачных технологий. А ведь это изобретения уровня радио, телевидения, телефона! История не просто убыстрилась, она несется галопом, и едва ли не единственное, что не поспевает за всем этим прогрессом – это наше сознание. Мы еще толком не осознали, что все это такое – глобальный охват телекоммуникациями всех сторон жизни человека. Причем, не только мы, даже в Америке политическая элита не поняла, как ее победил сделавший ставку на соцсети Трамп. А ведь это элита мирового уровня!
- Но в то же время сам Президент Назарбаев предостерегает от абсолютизации западного подхода...
- Вы совершенно правы! Он точно подметил: главный недостаток западных моделей модернизации XX века в том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Полагаю, современным пиком «всходов», неадаптированных для национальных почв, мы можем считать нынешнюю арабскую весну, умывшую кровью весь Ближний Восток. Посмотрите на этот сюрреализм – люди, отрубающие на площадях головы преступникам, запускают дроны, чтобы в режиме реального времени координировать действия своих войск, они превратили соцсети Facebook, Telegram, Youtube и мессенджеры в аппарат своей пропаганды и бесконечную машину поставки рекрутов! Наука, технологии, эти дети прогресса и бесконечной веры в человеческого гения, сегодня служат самому противоположному по смыслу явлению – фанатизму, ограниченности, злобе, жестокости, злу. Но это не просто насмешка судьбы или гримаса времени. Это прямое следствие того, что сознание местных обществ отстало от вызовов времени, не развиваясь, выходя на новые уровни, даже несмотря на освоение самых передовых технологий. Именно этого мы, как страна, и должны избежать!
И именно в этой модернизации общественной мысли кроется секрет успешного развития страны. Осознание большинством граждан нашей страны нового уровня целей, задач и своей ответственности – это единственный способ добиться успеха и в политической, и в экономической модернизации. Без этого последние просто недостижимы. Вспомните, трагедии исторических реформаторов – Ататюрка, Петра Первого, Ли Куан Ю – их идеи просто некому было воплощать, сознание обществ, их окружавших, во многом просто не было способно осознать и реализовать то, что они предлагали.
Сегодня принято ругать Маркса, а ведь он был, есть и остается одним из величайших мыслителей XX века, особенно, в том, что касается общественных отношений. Именно он окончательно сформулировал то, что еще эмпирически осознавали Рабле, Вольтер, а затем создал на этой основе свою самобытную, пускай, как выяснилось, и неспособную к разумной реализации новую идеологию. Он сформулировал, как именно родовое, закрытое, статичное общество – Gemeinschaft – преобразуется в открытую формацию – Gesellschaft – сообщество индивидов, скрепляемое не кровно-родственными, но взаимовыгодными экономическими, культурными или политическими связями. Если общество не смогло преодолеть стадию Gemeinschaft, то никакие технологические новинки не смогут уберечь его от риска распада, уничтожения, как протонации. Отсюда – failed states, вроде нынешних Афганистана, Ирака, Сирии, где все измеряется не с точки зрения стран, а религиозных общин и кланов, чье противостояние, использованное внешними силами, вызвало центробежную тенденцию, уничтожившую все – и экономику, и социальную сферу, и государство, как единство различных параметров на определенной территории.
- Вы считаете, что такая же угроза есть у нас?
- Не совсем! Но посмотрите, что происходит у нас: традиционная казахская родовая община вполне благополучно пережила социализм. Архаичная структура избежала воздействия индустриального импульса за счет нескольких факторов: а) большевики сами же уничтожили «авангард модернизации» нарождающуюся казахскую буржуазию и предпринимательство, как генетическую предрасположенность, в то время как именно товарно-денежные отношения являются мощнейшим отчуждающим фактором, вызывающим распад общинных институтов; б) социалистическая система, исходя из своей идеологической природы, ограничила вовлечение населения в товарно-денежные отношения, «заморозив» их отчуждающую силу; в) индустриализация в городских центрах мало затронула казахов, а аграрная «революция» - освоение Целины – опять же реализовывалось руками пришлых элементов; г) все это предопределило некое состояние общественного сознания казахов – подспудную биполярность к советскому строю, нечто вроде кристаллизации общинной структуры, как ответ на дестабилизирующие факторы (голод, насильственное оседание, репрессии), продуцируемые от центральных властей на периферию.
Когда говорили, что казахи перешли из феодализма в социализм, минуя стадию капитализма, на самом деле ошибка – на уровне общественных отношений, мы за советский период к индустриальному общественному сознанию приблизились лишь самую малость. При этом другие этнические общины, которые более глубоко вовлеклись в индустриальные процессы на казахстанской территории, прошли куда больший путь от своей даже национальной идентификации – посмотрите, например, на то, как практически все славянские нации слились в единый культурный монолит в Казахстане, в значительной степени утратив черты украинцев, белорусов, поляков. Отчуждающие механизмы, которые должны были запустить процесс перехода от родовой общины к индустриальной (профсоюзы, население урбанистических центров, коллективные сельские хозяйства), в советский период, за семьдесят лет, в отношении казахов своей цели не достигли. Зато это в полной мере произошло всего за четверть века независимости, но и тут мы не обошлись без «прыжка» - перепрыгнув из традиционного общества не в индустриальное, а в постиндустриальное и даже дальше – прямиком в цифровую эпоху.
- За счет?
- Произошло это благодаря рыночной экономике, переходу к открытым товарно-денежным отношениям, когда вовсю заработал отчуждающий механизм денег. По сути своей бумажная абстракция товаров и благ, именно деньги, по тому же марксовскому «Капиталу», стали воплощать в себе формально безличные связи через их конвертацию на товарный обмен. Универсализм и индивидуальность владения денег превращает их в противоположность традиционализму доиндустриального общества, где во главе угла стоят традиция, запрет, табу, авторитет, коллективная воля. Таким образом, то, что не смог сделать социализм (обезглавив товарно-денежные отношения и вырезав их адептов), очень быстро достиг наш дикий капитализм – отчуждающая сила денег способствовала распаду традиционной родовой общины, переведя основную нагрузку от личных (личностных) – к безличным связям, основанным на выгоде для индивидуума. К этому добавилась и цифровая революция, которая также мощно способствовала обезличиванию, позволяя создавать огромное количество анонимных связей. Простой пример: вчера, чтобы узнать, как, например, добраться из точки А в точку Б в незнакомом городе, мы спрашивали у других людей (желательно знакомых), теперь это проще сделать в интернете, никого не тревожа.
Деньги и цифровая революция – это современная основа Gesellschaft, исторически слишком быстро поглощающего казахский традиционалистский Gemeinschaft. Настолько, что наше сознание просто и банально не успевает адаптироваться к быстрой смене парадигм, следствием чего становится стихийный поиск новых традиционных форм общинности казахским населением в урбанизированных, но деиндустриализированных центрах. Утратив поддержку и чувство локтя, многие наши граждане судорожно ищут заменители. Постиндустриальное общество не может ничего предложить им в этом плане – даже самая первичная ячейка, семья утратила в его системе ценностей и координат определяющую, и стабилизирующую силу (достаточно посмотреть на количество разводов). 
Постиндустриальное общество – это совокупность индивидуальностей, зависимых друг от друга в миллионы раз меньше, чем в традиционном. Отсюда и один из главных кризисов этой эпохи – одиночество. Эрих Фромм, светлейшая голова философии прошлого века, в своем трактате «Человек одинок» как никто поймал это ощущение и обнаженный нерв. В современном обществе одиночество стало всеобъемлющим, констатирует он. А ведь еще великий Аристотель говорил: «Человек по своей природе есть существо общественное». Ощущение счастья, которое рождается в естестве человеческого коллективного, ускользает от современного индивида общества потребления. Тот же Аристотель говорил: «Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага». Радость по поводу приобретения новых моделей телефонов, машин, компьютеров, даже квартире - мимолетна, зато ужас перед экзистенциальным одиночеством порождает постоянный стресс, а от него – самоубийства, психиатрия, разврат. Все это мы наблюдаем на Западе, но оно же стало приметой времени и для нас – иначе откуда взялись рекордные цифры по разводам, суициду, волна педофилии?
Социальное существо внутри нас инстинктивно ищет новые стаи, вместо утраченной родовой общины и, если не находит, утрачивает контроль над «внутренним зверем», начинающим вредить себе или другим. Но даже если индивид находит замещающие коллективы, это - не гарантия стабильности, ведь в отсутствие индустриальной общины, постиндустриальное общество может предложить ему лишь в основном квази-традиционные коллективы, объединенные на основе более стабильных, чем родовые связи ментальных структур – религиозные. Именно отсюда – из распада родовой общины под воздействием капиталистических отношений на фоне постиндустриальной цифровой эпохи – и растет казахстанский религиозный ренессанс. Не думаю, что речь идет просто об «идеологическом голоде», ибо люди в большинстве своем практически не разбираются ни в атеистических, ни в религиозных идеологических конструкциях, куда больше их заботит чувство единения, заботы, снижения постиндустриального давления на свою личность, гимнастика ритуала.
Но проблема в том, что новые структуры – религиозные ли, корпоративные ли – они весьма слабо справляются с задачей построения общественной модели сознания нации, как единства всех индивидуумов, проживающих на заданной территории, объединенных общими устремлениями и судьбой. Именно этого у нас пока и не возникло, хотя именно это и требуется для успешного развития страны. Осознание индивида частью нации, а не страшные кары, смогут остановить руку взяточника, заставят учиться студента, будут поддерживать огонь мечты внутри предпринимателя. Постиндустриальное стремление к личному счастью, индивидуалистическому комфорту, высотам потребления единоличной пищевой цепочки тут не поможет, оно, скорее, толкает именно на путаницу между собственными карманами чиновников и государственными. Но не только коррупция проистекает из этого – но и грязные подъезды, ничего не делающие КСК, растущие без воспитания и присмотра дети. Даже на пресловутом Западе чистота улиц, придомной территории – это далеко не только ответственность государства, но и самих жителей. Потому что там, несмотря на весь постиндустриализм, во многих спальных районах сохранилась еще и индустриальная соседская община – коммьюнити, которая до сих пор выполняет регулирующие функции не хуже, а то и лучше местных властей.
- Значит, и нам нужны какие-то иные не постиндустриальные формы общественного сознания, чтобы «склеивать» этносы, социальные страты и территории страны?
- Именно! Не случайно в поисках нового сознания Президент четко говорит о необходимости сохранения как минимум части ценностей традиционной общины. Вот, я должен это процитировать: «Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад».
- То есть вопрос дня – это склеить традиционалистский корень с постиндустриальными отростками, а если выйдет – через индустриальный ствол?
- Ну, если говорить уже совсем грубо и наглядно, то как-то так. Но важно также возвести в максимы и ценности новой эпохи – конкурентоспособность, гибкость, способность меняться и после 30, и после 40, и после 50! Знание как минимум трех языков, без сомнения, важнейший задел. Нам нужен человек, способный переучиваться на разные специальности несколько раз в течение жизни, способный и желающий учиться все время, мобильный, обладающий навыками научного подхода, острым, критическим мышлением. Вроде бы формула достаточно простая, но скрывается за ней сложнейшая работа – ведь все это вначале еще нужно нащупать, сформулировать и, наконец, заставить вертеться. 
И в этом плане во всей статье Президента мне больше всего нравится одно предложение: «Будущее творится в учебных аудиториях». Но за парты нужно сесть не только молодежи, но и нам всем. Нам всем надо учиться снова осознать себя какой-либо общностью, а лучше несколькими – профессиональной, земляческой, культурной, корпоративной, даже фанатско-спортивной. Нам всем еще только предстоит научиться быть казахстанцами...
- Хорошо, но это все теории, а вот у вас в области - какая практическая работа ведется на местах, чтобы поменять сознание граждан? Что можно сказать о проектом менеджменте, и в целом о проектах, реализующихся в Алматинской области?
- В целях выполнения задач, определенных в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», проведены собрания активов области, районов и городов, в которых приняло участие более 3-х тысяч человек. Утвержден областной план мероприятий по реализации Программной статьи, в соответствии с которым проводятся тематические мероприятия. По аналогии с Национальной комиссией создана Региональная комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания. При комиссии функционируют 6 рабочих групп: по переходу государственного языка на латиницу; по проекту «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке»; по проекту «Туѓан жер»; по проекту «Сакральная география Казахстана»; по проекту «Современная казахстанская культура в глобальном мире»; по проекту «100 новых лиц Казахстана». 
Так, 6 мая был реализован первый проект в рамках спецпроекта «Туған жер». Семья Сабировых - собственники ТОО «AmalBio» - благоустроили парк на своей малой родине - в поселке Ащыбулак Енбекшиказахского района. На стадии реализации - идеи по благоустройству парка, строительство футбольного корта для местной детворы, а также центр дополнительного образования, в котором сельская молодежь сможет изучить английский язык и компьютерную грамотность. А в Кербулакском районе житель Алтынемельского сельского округа села Тастыбастау, предприниматель Абуев на свои средства заложил фундамент начальной школы. Почетным гражданином Кербулакского района, обладательницей подвески «Алтын алќа» Оразымбековой возводится новая средняя школа в селе Тастыозек на 120 мест. Люди, которым что-то удалось, сами вкладываются в развитие своих атамекенов, власти никого ни о чем не просят, это происходит по велению душ и, я уверен, отражает процесс модернизации сознаний.
Также у нас в области разработана специальная программа по сохранению музеев под открытым небом. Составлена география сакральных мест региона, куда вошло более 100 наименований. Особое место в этом каталоге занимают наскальные рисунки - петроглифы и Бесшатырский могильник. Разработана карта сакральных мест края Семи рек - Жетысу. В каталог входят 100 наименований. Теперь специалисты принялись за работу по сохранению и популяризации этих уникальных памятников древней истории и культуры. 22 июля в Кербулакском районе проведен информационный квест «Орбұлақ шайқасының ізімен». В честь Орбулакской битвы на территории села Аралтобе Кербулакского района установлен памятник борцам против джунгарского нашествия. Все это делается, чтобы наши люди с детского возраста стремились познавать историю родного края, учились бережному отношению к объектам историко-культурного наследия. Когда у улиц, домов, дорог, даже придорожных камней есть своя, известная людям история, они приобретают в глазах людей ту самую нематериальную – непреходящую – ценность, которая позволит сохранять уникальность культурного ландшафта и, порой, даже монетизировать ее. Тот же местный туризм – он рождается от интереса к тому месту, где мы живем.
Мы стараемся вернуть в людях интерес к чтению как к определяющему инструменту духовного и интеллектуального развития. На днях подпрограммой «Тәрбие және білім» под базовый проект  «Кітап – білім б±лаѓы» в городе Талдыкоргане был осуществлен бук-кроссинг «Жетісу – кітап құмар өлкесі». Обмен будет происходить и на местном Арбате, и в парке «Жастар», и на набережной реки Каратал. Ждут жителей области и другие яркие мероприятия, как блог-кэмп «Alakol summer school». Мы задумали в рамках подпрограммы «Тәрбие және білім» под базовый проект «Жетісудың жастарға тартуы» перевод на казахский книг Брайана Трэйси «Goals», Гая Кавасаки «The art of the start 2.0» и даже самого Дональда Трампа – «How to get rich».
Кроме этого, мы собираем слет земляков «Меніњ Жетісуым» - вот вам и «Атамекен», будем награждать отличившихся сограждан на «Жетісу мақтанышы», а также отправляем экспедицию «Жетісудың жеті кереметі» с целью выпуска туристических карт, буклетов, путеводителей (культурный, спортивный, экологический и др. туризм) с указанием достопримечательностей, конкретных мест для посещения, режима работы и прейскуранта, что очень важно для организации культурных и туристских экскурсий, которые мы также проводим для учащихся по историко-культурным достопримечательностям, археологическим раскопкам в регионе. Всему этому наш аким Амандык Габбасович Баталов уделяет пристальное внимание, поддерживает эти инициативы, постоянно контролирует качество проведения этой политики.
- Мда... сказанное Вами заставляет заново обойти свои книжные полки, чтобы стряхнуть пыль с книг! А еще встряхнуть и бренное тело, чтобы прогуляться по древней земле нашей родины. Было очень приятно узнать Ваше мнение! Спасибо за интервью!
- Пожалуйста! Мне также было приятно поделиться своими мыслями с вашими читателями. Хочется верить, что у нас все получится. Но для этого нужны именно общие усилия – новое сознание не спустишь на веревочке сверху.
Газета «Деловая неделя»
от 28.07.2017 г.

 

 

 

 

Оқи отырыңыз