Газета «Огни Алатау»
Пятница, 29 Марта 2024

Кимешек - великий символ материнства

Кимешек - великий символ материнства

Қазақтану

 Когда я слышу слово «кимешек», всегда вспоминаю трепетные картины  детства, где обязательно присутствовали величественные бабушки-соседки в своих не менее величественных белоснежных головных уборах... Да, я сельская девочка, поэтому не понаслышке  знакома с кимешеком и считаю этот вид национальной одежды   святейшим символом женственности и благородства.

К тому же, я знала с детства точно: где живет хозяйка в кимешеке - всегда достаток, уют и порядок. Статус обязывал... Или особая аура этого древнего женского головного убора: под белоснежный кимешек никогда не наденешь неопрятный камзол или невыстиранное платье... Конечно, в те времена сам общественный строй не особо приветствовал понятия, связанные с национальным: одежду, традиции, обряды, даже великий Наурыз был под запретом. Но наши бабушки и старшие женщины не боялись носить кимешеки и камзолы, не стеснялись слов «байские пережитки» или  «деревенская». А когда в ауле был той, то моих апашек Гаухарию, Зейнехан, Майкебала и Бибижар было не узнать. Одевались во все национальное, поверх высоких кимешеков накидывали ажурные «бортпе» (шали) и отправлялись на торжество. Они-то как раз и являлись ярким символом казахских тоев, их украшениями. 
Прошли годы, эти апашки ушли из жизни и унесли с собой свои кимешеки... Только память живет своей отдельной жизнью, наполняя сердце грустью, когда я вижу эту святыню на головах героинь спектаклей и народных гуляний. Целая эпоха и целый пласт эстетической культуры покинули наши дома вместе с этими женщинами... 
И что самое удивительное – раньше, когда все это было под запретом, наши бабушки с удовольствием носили этот красивый и комфортный во всех отношениях головной убор. Нынче, когда все национальное считается общедоступным, желающих носить кимешеки можно по пальцам пересчитать... Абсурд, да и только! Конечно, модно иметь в гардеробе несколько атрибутов национальной одежды, но носить и пропагандировать это достояние – удел немногих. Почему? Не могу до сих пор найти на этот вопрос ответа. 
Киім пірі - кимешек
История появления этого вида головного убора достаточно изучена учеными-этнографами и с точки зрения эстетики, и с точки зрения медицины. Поэтому не буду забивать ваши головы насыщенной информацией. Для меня важно одно то, что это женское покрывало - высокий символ материнства! А кто не любит и не уважает свою маму - хранительницу очага, источник великой любви и продолжения человеческого рода?! Видно, не зря у казахов столько крылатых выражений, связанных с кимешеком: «киім пірі - кимешек», «аќ жаулыќ - таптырмас байлыќ» и т.д. У казахов до сих пор живет обычай – даже в безумном гневе человек не имел права наступать и переступать головной убор женщины. Благодаря этой гуманной традиции матерям удавалось останавливать кровополитие и междусобицы...
И чем же все-таки ценен этот атрибут женского костюма? В чем его преимущества?
Коротко остановлюсь на них и выскажу свою точку зрения.
Существует три фактора функциональности этого головного убора:
Первое – защитный: защищает от жары и холода;
Второе – гигиена: позволяет соблюдать чистоту во время бытовых работ и приготовления пищи;
Третье - этико-эстетическое: при кормлении ребенка позволяет прикрывать грудь, не обнажает потаенные части тела, тем самым придавая женщине ауру недоступности и чистоты, к тому же, белый цвет особо оттеняет черты лица, освежая и облагораживая его.
Одевая кимешек, женщина подчеркивала и свой социальный статус, и возраст. И поэтому, наверное, этот головной убор разрешалось носить только тогда, когда женщина становилась матерью. А на широких просторах Великой Степи по фасонам кимешеков и по вышивке вставок могли определить и географическое месторасположение жвенщины, и ее принадлежность к тому или иному роду... Кстати,  поверх кимешека всегда повязывался белый жаулык – широкое покрывало. Вернее, этот платок был неотьемлемой частью головного убора. Конечно, фасоны  разнились, но суть оставалась незыблемой: кимешек всегда считался святыней и отношение к нему во все времена было трепетно-уважительным.
 

Жанар РАХИПОВА, 
режиссер телевидения и кино.

Другие новости

«Өнерлі өрге жүзер!»

«Өнерлі өрге жүзер!»

2024 жылғы наурыз айында Талдықорған қаласы Ілияс...

  28.03.2024   128
Сохраняя духовное наследие

Сохраняя духовное наследие

Очередное заседание Совета Ассамблеи народа Казахс...

  20.03.2024   441
Время, когда «тают» даже камни

Время, когда «тают» даже камни

Наурыз как никакой другой праздник  подчеркив...

  20.03.2024   423
Дань народным традициям

Дань народным традициям

День культуры и национальных традиций отметили в т...

  20.03.2024   356
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.