Четверг, 01 Декабря 2022

Истребитель Ла-5: малоизвестный советский самолет

Истребитель Ла-5: малоизвестный советский самолет

Про штурмовик Ил-2 или ленд-лизовскую «Аэрокобру» из США в годы Второй мировой войны слышало немало людей. Однако, не каждый знает о том, какой именно самолет-истребитель «вывозил» на своих крыльях основную часть работы по завоеванию неба для Красной армии. Такой машиной как раз и был истребитель Ла-5, боевое крещение которого состоялось в небесах над Сталинградом.

В конце 1930-х годов истребители Советского Союза имели деревянную конструкцию. Связано это было по большей части с нехваткой производства алюминия в стране. Фюзеляж самолетов склеивался преимущественно из дельта-древесины (ДСП-10). Одной из машин, стоявших на вооружении, был цельнодеревянный истребитель ЛаГГ-3. В движение самолет приводился двигателем М-105П. Так как агрегаты М-105 использовались также на самолетах Як и Пе, их постоянно не хватало. Поэтому было решено наладить производство новых двигателей, а также создать на их базе принципиально новый самолет.

Из-за начала войны к январю 1942 года проект нового самолета был практически похоронен. Спасло будущий Ла-5 только то, что прототип машины удалось поднять в воздух буквально за несколько дней до закрытия программы. Какой-никакой успех был достигнут, и проекту вновь дали зеленый свет. Первые самолеты ломались на каждом новом испытательном вылете, поэтому дорабатывали их едва ли не каждый день. После 26 тестовых полетов машина все-таки была отправлена в Москву. К этому моменту у машины оставалась только одна проблема – перегрев двигателя. Однако ее оперативно решили инженеры Авиастроительного завода №21.

Если истребитель ЛаГГ-3 был не сравним с немецким Ме109 G-2, то ЛаГГ-5 по своим характеристикам практически полностью ему соответствовал. Новый самолет пошел в серийное производство в конце весны 1942 года. 8 сентября того же года его переименуют в Ла-5. До конца 1942 года с конвейера сойдет 1 129 таких истребителей. Всего за годы войны в Советском Союзе будет произведено порядка 9 920 таких машин. Самолет обзаведется 4 модификациями: «Ф», «ФН», «УТИ», «206» и «М-71».

Истребитель Ла-5 имел габариты 8.67х17.5 метра при размахе крыла в 9.76 метра. Масса пустой машины составляла 2.8 тонны. В движение самолет приводился бензиновым двигателем с воздушным охлаждением М-82А с мощностью 1 330-1 700 л.с. Вооружались истребители парой 20-мм авиационных пушек ШВАК. У земли самолет мог разгоняться до 509 км/ч, а на высоте до 580 км/ч. Практическая дальность полета Ла-5 составляла 1 190 км, а практический потолок – 9.5 км. Боевое крещение истребителя состоялось в первых боях за Сталинград.

Серийное производство истребителя продолжалось вплоть до 1944 года. Использовался самолет до самого конца войны. Собирали Ла-5 на четырех советских предприятиях: заводах №21 в Нижнем Новгороде (Горьком), №31 в Тбилиси, №99 в Улан-Удэ и №381 в Москве.

Источник: Новате
 

Другие новости

Воины-казахи в боях за освобождение Ленинграда

Воины-казахи в боях за освобождение Ленинграда

За два-три дня до начала Великой Отечественной вой...

  13.11.2022   291
Противотанковые ружья Второй мировой войны

Противотанковые ружья Второй мировой войны

Противотанковые ружья появились вслед за первыми т...

  31.10.2022   358
В Европе нашли останки казахстанского воина

В Европе нашли останки казахстанского воина

Останки воина Великой Отечественной войны (ВОВ) из...

  23.10.2022   342
В Алматы поздравили ветерана войны с вековым юбилеем

В Алматы поздравили ветерана войны с вековым юбилеем

Участнице Великой Отечественной войны Нине Афанась...

  11.10.2022   328
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2022. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.