Понедельник, 13 Июля 2020

Мы связаны узами братства

Мы связаны узами братства

Недавно вспомнил памятную встречу с одним очень уникальным человеком, которая состоялась еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Речь идет о народном  артисте Чеченской республики, певце и композиторе Валиде Дагаеве. В 1944 году, когда депортировали в Казахстан вайнахов, ему было всего четыре года. А в 1957 году, когда родители вернулись на Кавказ, он был уже семнадцатилетним юношей.

За тринадцать лет (они жили в Жамбылском районе Алматинской области)  сумел до тонкостей постичь казахский язык. Когда на праздновании 300-летия Кабанбай батыра в урочище Уйгентас (в нем принимала участие делегация из Чеченской республики) Валид Дагаев выступил с великолепной речью, помню, один мой знакомый, ученый–лингвист, воскликнул: «Даже среди казахов немного так виртуозно владеющих языком!». Так вот, он не только выучил казахский, но и даже, живя там, на Кавказе, за три тысячи километров, не имея среды, сумел сохранить его до конца своей жизни. Исполнял казахские песни на дечиг пондуре (аналог домбры). А коронной была  шуточная песня «Он алты қыз».

Во время той встречи мы долго беседовали с Валидом в его уютном номере гостиницы «Талдыкорган». Говорили о многом, но в основном речь шла о Казахстане. Не все сохранилось в памяти, но очень хорошо запомнил такие слова: «Казахи – удивительные люди: простые, открытые, доброжелательные, очень приветливые и гостеприимные. Среди них чувствуешь себя спокойно и комфортно. Наверное, в силу этих качеств народа на этой земле мирно уживаются представители многих национальностей. В годы депортации, я тогда был школьником, эта земля приютила нас всех, а казахи поддержали, как могли. Тяжелые испытания сблизили, породнили разных людей. Ныне живущие помнят об этом, хранят традиции отцов, стремятся к миру и согласию».

Очень правильные слова сказал тогда незабвенный Валид Дагаев. Действительно, вот уже 28 независимых лет на священной казахской земле, как одна большая дружная семья, живут представители почти 130 этносов. А основу этой дружбы, этого братства заложили наши предки. Они на разных этапах общей истории вместе пережили все тяготы и лишения, выдержали тяжелейшие испытания. Говоря так, конечно же, в первую очередь имею в виду период с конца 30-х и до середины 40-х годов, когда в Казахстан сперва были депортированы корейцы, а затем немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, турки, курды, греки – всего представители около 50 народов численностью почти два миллиона человек.

Общая среда обитания, совместная жизнь на протяжении десятилетий сблизили людей разных национальностей, сплотили их в единый народ Казахстана. Несмотря на разность, в смысле этнической принадлежности, у них сегодня много общего, сближающего. При этом, в первую очередь, имею в виду общечеловеческие ценности: доброту, сострадание, милосердие, гостеприимство, уважение друг к другу, доброжелательность, стремление придерживаться моральных и нравственных ценностей. Другое дело, что все это у различных этносов проявляется по-разному,  впрочем, как и у отдельных индивидов. И это вполне естественно.

Консолидации общества способствует и процесс, в котором присутствуют элементы мягкой ассимиляции. Здесь подразумевается не потеря, скажем, теми же этносами своих отличительных черт или особенностей. Имеются в виду взаимообогащение культур, «притирка» этносов друг к другу, заимствование у того же казахского народа каких-то достоинств, черт, характерных особенностей, духовных ценностей и т.д. К примеру, в период депортации, когда преступный сталинский режим бросил в один «котел» целые народы, это были люди с сильно разнящимися психологией, мышлением, ментальностью, обычаями, традициями. Сейчас же такого контраста уже нет. Больше того, можно даже говорить о сформировавшейся со временем общей для всех казахстанцев ментальности. То есть мы, независимо от национальности, во многом стали схожими.

И процесс такого сближения продолжается. Что я имею в виду? Попытаюсь объяснить. В силу полиэтничности общества у нас много идентичностей. И это нормально. Основными из них являются этнические, языковые и религиозные. Но на этом фоне в последние годы наметились признаки формирования общих для всех нас идентичностей.

И основная из них, на мой взгляд, это языковая. Государственный казахский язык постепенно развивается, расширяется сфера его употребления. Все больше становится его носителей, в том числе и среди представителей различных этносов. Идет естественный процесс, который приведет к тому, что языком межнационального общения в стране станет казахский. И тогда необходимость той самой спорной седьмой статьи Конституции отпадет сама собой. И тогда мы станем еще роднее, еще ближе, лучше будем понимать друг друга. А это то, к чему мы всегда стремимся.

Однако главной для всех нас, казахстанцев, цементирующей и объединяющей силой, все же, на мой взгляд, должна стать духовная идентичность. Процесс ее формирования идет давно. А для того, чтобы его завершить, представителям всех этносов необходимо изменить мышление, сознание, как этого и требует Лидер нации Нурсултан Назарбаев, максимально адаптироваться в казахскую среду, понять и принять все казахское, как свое родное и близкое. А это значит, что все мы должны знать тот же язык, культуру, обычаи, традиции, образ жизни, менталитет, душу народа, если хотите. Речь, конечно же, не идет о том, что надо раствориться, растерять этнические особенности. Напротив, надо сохранять национальные коды, но в то же время быть и носителями духовных ценностей Великой степи. Вот тогда мы будем по-настоящему консолидированной нацией.

С учетом особой миссии, которая лежит на казахском народе, мы, представители этносов, должны знать не только его культуру, но и историю, прошлое и настоящее. О том, что потомки нынешних казахов были отважными и свободолюбивыми обитателями обширных территорий. На протяжении веков они копытами своих коней сотрясали огромные пространства от Китая до Египта. У них была своя, особая среда обитания, в которой свободно передвигались, ведя кочевой образ жизни. И никому не было дозволено вторгаться в него. А если и находились такие, давали решительный отпор чужеземцам-захватчикам. Известно, что самые тяжкие испытания на долю казахов выпали в XVII веке, когда на их земли вторглись жестокие жунгары. Это был момент истины, когда речь шла о жизни и смерти. Не случайно тот период в народе назвали: «Ақтабан шүбырынды, алқақөл сүлама». Но и тогда казахские воины, проявляя чудеса героизма и отваги, сумели переломить ситуацию и в конце концов изгнать врагов со своих земель.

В многовековой истории казахов были разные периоды: кровопролитные воины сменялись миром и спокойствием. Под воздействием этих и других факторов и формировались их национальные ценности. Сегодня – это толерантные, доброжелательные, гостеприимные люди. Для степного народа всегда было характерным стремлением жить в мире и согласии не только с другими племенами, но и с окружающей средой. Не случайно для него одним из символов является круг. Он напоминает о бесконечности и величии Вселенной, о необходимости постоянно находиться в состоянии гармонии с окружающей средой, пространством обитания. А это предполагает наличие самых добрых, позитивных человеческих качеств. Применительно к казахам их можно перечислять долго, но я хочу сказать коротко, словами одного депортированного чеченца–аксакала, известного муллы Ахьяда, которые довелось услышать еще в детстве: «Считаю, что казахскому народу уготована прямая дорога в рай. Говорю так, потому что у него есть три вещи, о которых сказано в Коране: великая многострадальность, великая терпеливость и великая хлебосольность». Истину сказал мудрец. Именно эти три основополагающих принципа и лежат в основе духовных ценностей этого уникального этноса.

Кстати, во многом благодаря этим самым принципам удалось избежать более тяжелых последствий в период депортации в Казахстан других народов. Это было для казахов довольно непростое время. На стыке 30-х и 40-х годов они еще не успели оправиться от страшного голода начала 30-х годов. К тому же шла Отечественная война. Сами жили, как говорится, впроголодь. Повсюду – нищета. А тут еще насильно привозят целые народы. С клеймом бандитов, преступников и предателей. И всех, вместе с казахами, бросают в один «котел». Абсолютно разных по психологии и ментальности. Расчет кровавого сталинского режима был прост: местные проявят агрессию к чужакам, сработает принцип, когда сильный уничтожает слабого. Но Иосиф Джугашвили и иже с ним просчитались, решив, что и народы, подобно им, живут по волчьим законам.

В сей критический момент казахский народ проявил те самые замечательные свои качества. Они не только не оттолкнули ссыльных, а, напротив, приняли, разделили с ними и хлеб, и кров, продемонстрировали свое стремление жить со всеми в согласии. Как написал в одном из своих стихотворений известный чеченский поэт Умар Ярычев (кстати, его поэтический дар формировался у нас в Казахстане): «Земля казахская, земля священная, ты в самый горький час делила с нами и хлеб, и материнское тепло».

Я начал свое повествование с легендарного Валида Дагаева. Им же хочу и завершить. Вернее, его словами: «Судьба лишила меня зрения, но никто и никогда не сможет лишить меня любви и уважения к братьям-казахам. Считаю себя богатым человеком, ибо через знание языка сумел в полной мере окунуться в светлый, добрый и богатый мир этих замечательных людей. Мои восхищение и благодарность им безмерны». Под этими словами сегодня готов подписаться каждый из нас.

Атсалим ИДИГОВ,

член Ассамблеи народа Казахстана.

 

Другие новости

Давайте вместе возвысим казахский язык!

Давайте вместе возвысим казахский язык!

Я, как член Ассамблеи народа Казахстана, стоявший...

  17.02.2020   8239
Гримасы гендерной распущенности

Гримасы гендерной распущенности

Однажды, с пультом в руках «листая» те...

  04.12.2019   4193
Мы связаны узами братства

Мы связаны узами братства

Недавно вспомнил памятную встречу с одним очень ун...

  10.10.2019   4900
Пожинаем горькие плоды беспечности

Пожинаем горькие плоды беспечности

На днях, когда по делам оказался в районе набережн...

  02.08.2019   6137
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.