Среда, 19 Января 2022

Что сулит Казахстану грядущий "Год барса", тотемного животного казахов

Что сулит Казахстану грядущий

Барс является одним из тотемных животных казахов. Издревле к этому загадочному обитателю горных вершин относились с особым почитанием. Год Тигра казахи называют традиционно Барыс жылы.

Высокие отношения

Барс обитает только в горах. Почти никогда не попадается на глаза людям. Он осторожен, ловок, красив и грациозен. Живет исключительно по своим правилам. Занесен в Красную книгу. Всего в стране их не более 130 особей, а во всем мире, по пос­ледним данным, не более 7 тыс.

В народе к барсу относятся с уважением, как и положено к тем, чей образ сакрален, а жизнь под завесой тайны. На него не охотились, капканы не ставили. «Не бери алана из логова, и не пострадает от таутана твое дитя» – эта поговорка яркое тому подтверждение. Потомство барса казахи называли алан, а самку – таутан.

Если же вдруг в руки попадала шкура барса, то ее обязательно вешали на видное и почетное место – төр, не допускали, чтоб она валялась под ногами.

Как известно, увидеть барса практически невозможно. Пятнистый красавец избирателен и «фильтрует» свой круг общения. С древних времен встретить на своем пути барса, даже издалека, считалось хорошей приметой, такого человека считали везунчиком, пророчили скорый успех и взлет.

Почему же из всех представителей семейства кошачьих именно барс стоит на самой верхней ступени иерархической лестницы? Попробуем разобраться.

«Ты меня уважаешь?»

Казахи испокон веков жили не просто в гармонии с живой природой, они ощущали себя ее частью. Не хозяевами, не пот­ребителями, а именно частью. Поэтому отношение ко всему живому было соответствующим. Флора и фауна – отдельный мир со своими законами и правилами. И наши предки их соблюдали, относясь с уважением к правам животных.

Существовало и по сей день существует такое понятие, как «ақы», что означает «принадлежащее по праву», то, на что кто-либо имеет неотъемлемое право. Конечно, чаще всего понятие используется в отношениях между людьми, например, «ата-ана ақысы» – право родителя, «туыстық ақы» – «то, что принадлежит, присутствует по праву рождения» и так далее.

Но и в отношении животного мира также существует «ақы» – право пернатых, хвостатых, рогатых на что-либо. Так, волк имеет право раз в году устраивать брачный сезон. И тогда метут метели, и путники чаще всего плутают, становятся жерт­вами нападений волков именно в дни волчьих свадеб. Поэтому в дни, которые наступают, как правило, в феврале, в дальнюю дорогу не выезжали. Потому что волк имеет право. К слову, волк тоже тотем казахов – Көк бөрі – Небесный волк – символ свободы, бесстрашия, нерушимого духа – руха.

Ореолом сакральности окружают тех животных и птиц, которые обитают далеко от людских жилищ, не попадаются человеку на глаза, гнездятся высоко в горах или в труднодоступных чащобах. Так, своеобразный нимб есть у птицы қасқалдақ – лысухи. Существует даже поговорка «қасқалдақтың қанындай», что означает «редкий, труднодос­тупный».

Трепетное отношение у казахов к пернатым из семейства орлиных. Найти гнезда этих птиц невозможно, настолько высоко они устраивают свои жилища. Поймать их тоже очень сложно: смельчаки добывают птенцов из гнезд и в условиях неволи приуча­ют служить человеку.

Еще одним сакральным животным является сайгак. С ним связано немало легенд. Самая распространенная в народе о том, как сайгак прибыл к прародителю всех людей Адаму, чтобы поздороваться, и получил его благословение. Благодаря этому в природе существует период, специально отведенный для окота самок сайгаков, известный как «құралай салқын».

Далеко от людей и высоко от всех обитает и барс. Увидеть даже его следы – большая удача. Изредка в СМИ появляется информация, что на фотоловушки попал ирбис – снежный барс. И кадры разлетаются мгновенно, становятся вирус­ными. И это тоже показатель интереса к барсу.

Барс не питается па­далью, говорят знатоки, а также никогда не спускается в низину, уподобляясь мышам и другим грызунам.

Историк-этнолог Турар Шакен сравнивает барса с принцем благородных кровей:

– В казахском языке есть слово «паң», что означает «гордый», но не гордец. Именно достоинство и горделивость, присущее только аристократам. Так вот, барс – особа явно аристократическая. Это хищник, обладающий хитростью, умом, силой и скоростью. Он никогда не возвращается, чтобы доесть несвежую падаль, может нападать и побеждать животных даже в 3–4 раза больше себя.

Поголовье барсов стремительно падает, их все меньше и меньше на всей планете, поэтому бьют тревогу экологи, зоологи, общественники. А у казахов существует старинная притча, где народ по-своему объясняет, почему так медленно растет популяция барса, несмотря на повсеместную защиту властей.

«Создатель, собрав всех животных и птиц, определял для каждого сферу обитания и пропитание. Барсу было предначертано жить высоко в горах, снежных ледниках, а окотиться один раз в 12 лет, зимой.

Обратился тогда барс к Соз­дателю:

– Ты определяешь жить мне высоко в снежных горах, а приплод мой будет появляться только зимой. Не исчезнет ли постепенно мое потомство в таких суровых условиях?

И было обещано барсу, что в год, когда он будет размножаться, то есть раз в 12 лет, зима будет теплой, снежной, но не морозной. С тех самых пор казахи, когда наступает год Барса (Тигра), знают, что зима будет не столь суровой. Ведь гордый ирбис будет плодиться, а ему была обещана теп­лая зима, и свои обе­щания Создатель держит».

Бесстрашный боец. Победитель

Притча красивая, но все же нужно понимать, что размножаются снежные барсы, как и большинство животных, ежегодно. Так, согласно общедос­тупным данным, самки за раз приносят несколько детенышей. Мать греет котят своим хвостом, который у нее очень пушистый. Но все равно выживают не все новорожденные. И популяция снежного барса – одна из самых малочисленных на земле. Как уже говорилось, чуть больше 7 тыс. особей.

Барс – очень ловкое животное, одним прыжком может преодолевать расстояние до 15 м. Он внесен в Красный список Международного союза охраны природы и имеет статус редкого или исчезающего вида во всех 12 странах, где он обитает, включая Казахстан. Ареал обитания барса – горные системы Алтая, Жетысуского и Заилийского Алатау и Западного Тянь-Шаня.

Барыс – символ силы и мощи для казахов. Не случайно рес­публиканский турнир по казахской национальной борьбе қазақ күресi носит название «Қазақстан барысы». Официальный слоган федерации – «Бағың жансын, барысым!» Слова напутствия, которые произносили, желая удачи в пути, в новом деле, в новой семье невестам, уезжающим в дом мужа. Также их говорили палуанам – силачам, выходящим на ринг помериться силой с другими.

Перевести односложно прак­тически невозможно, так как для каждого оно звучит по-разному, в зависимости от ситуации, контекста. Например, для девушки, начинающей новую жизнь в новой семье, это означает: «Пусть ты придешься ко двору в новом доме, станешь частью этого рода».

Для батыра, отправляющегося на войну, звучит как «Возвращайся живым и здоровым, со щитом, а не на щите». В современной интерпретации в отношении спортсменов это можно перевести так: «Да пребудет с тобой удача, чтобы никакой случай не смог помешать дойти до победы!»

Теперь, когда мы знаем о семантике этих слов, становится понятно, что не зря и не просто так Федерация Қазақстан барысы выбрала именно эти слова свое­образным слоганом – «Бағың жансын, барысым!» Возродившись после долгих лет забвения, национальный вид спорта сегодня без преувеличения занимает топовые позиции среди единоборств.

К слову, в 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на укрепление отношений между общинами, основанных на принципах толерантности, доброй воли и солидарности, внесла қазақ күресi в Репрезентативный список нематериального культурного нас­ледия человечества.

И конечно, нельзя не сказать о государственной награде, одном из самых почетных орденов «Барыс» – первой, второй и треть­ей степеней. Учрежденный в 1999 году орден вручается за особые заслуги в деле укреп­ления государственности и суверенитета РК, обеспечении мира, консолидации общества и единства народа Казахстана, в государственной, производственной, научной, социально-культурной и общественной деятельности и в укреплении сотрудничества между народами, сближении и взаимообогащении национальных культур, дружественных отношений между государствами.

Вспомним и о том, что снежный барс стал официальным символом Казахстана, предложенным Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым в его Послании народу «Казах­стан-2030». В главе «Миссия Казахстана» есть строки: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран».

Прошлый Год Барса (Тигра) выпал на 2010-й, который стал для Казахстана одним из самых успешных. Именно в 2010 году Казахстан председательствовал в ОБСЕ. И это, без преувеличения, не просто победа, а качественно новый шаг в развитии страны, положительно повлиявший на узнаваемость Казахстана в мире, начало нового отсчета в летописи молодого независимого государства. Казахстан стал первой в СНГ страной, где был проведен саммит Организации по безопасности и сотрудничест­ву в Европе.

В следующем, 2011 году, в Казахстане состоялись Зимние Азиатские игры. И символом игр был выбран снежный барс, то есть его детеныш Ирби.
Имя «Барыс» носит также хоккейная команда столицы.

Снежный барс Заилийского Алатау стал главным героем в художественном фильме «Тигр снегов», снятом Ларисой Мухамедгалиевой и Вячеславом Беляловым на студии «Казахфильм» в 1987 году.

А в 1993-м художник Шакен Ниязбеков, автор современного флага Казахстана, предложил образ барса использовать на гербе Алматы. Грациозно выгнув спину и приподняв лапу, барс на гербе мегаполиса смотрится очень дружественно. Миролюбивый облик этого животного, к слову, практически единственный в мире. Как правило, в геральдической символике барсы изображаются с когтями, клыками и прочими атрибутами хищников. Алматинский же барс дружелюбен и, более того, держит в зубах цветок, подчеркивая политику толерантности, мира и единства, которой придерживается наша страна.

Казахский календарь

Как известно, казахи вели летоисчисление по календарю с 12-летним циклом, который также называют мүшел. Открывает цикл год Мыши (Крысы), завершает – год Кабана.

Для каждого года характерны свои явления. Например, особенно тяжелым считают казахи Год Кролика. И если оглянуться назад, то можно увидеть, что некоторые трагические события происходили именно в это время: 1723 год, печально известный как «Ақтабан шұбырынды», зима 1915–1916 года выдалась суровой, а год – неурожайным…

Святой провидец Бекасыл аулие Биболатулы, живший в XIX веке, – автор труда «Зикзал», написанного на шагатайском языке. В книге приводятся уникальные советы на все случаи жизни.

Основная ее часть называется «Палнама» (что означает «Наука тайных знаков и предсказания будущего»). Есть в ней информация и о кодировании слов и цифр с использованием «Абжад» (сокращенное название первых четырех букв арабского алфавита). Расшифровку может сделать только тот человек, который зашифровал текст и обладает соответствующими знаниями в этой области.

Но широкому кругу читателей особо интересен раздел «Наука звезд» – о свойствах 12 знаков зодиака. Автор пишет о движении звезд по небосводу, их влиянии на судьбу человека, о соответствии каждого знака определенному времени суток, о характерных особенностях каждого года в 12-летнем цикле, о благоприятных и неблагоприятных днях для совершения тех или иных дел. По сути, это астрологический календарь, только очень подробный и религиозно обоснованный.

Так вот, Бекасыл аулие в своей книге «Зикзал», описывая характеристики годов, отмечает, что в Год Барса зима наступает рано и длится долго, выдается снежной. И предупреждает, что возможны природные катаклизмы, связанные с водой. К слову, Год Кролика знаменитый звездочет называет сложным, предупреж­дая, что зима особенно сурова, урожай выдается скудным, весна и лето – засушливыми.

Конечно, можно верить в предсказания или не верить. Говорить, что любая зима, особенно на севере, не бывает теплой и без снега, а неурожай объяснить рациональными причинами. Но совсем отрицать связь между жизнедеятельностью человека и небесными светилами, наверное, нельзя.

И надо помнить, что успех можно и нужно планировать, ковать его каждый день своим трудом. Вот тогда даже влияние небесных тел не сможет стать помехой на пути к счастью. Как говорят казахи, «Ең бастысы – ниет» – «Самое главное – это намерение».
Верных намерений и удачных дней всем нам в новом Году Барса!

АВТОР:

Зарина Москау, «Казахстанская правда»

 

 

Другие новости

Что сулит Казахстану грядущий

Что сулит Казахстану грядущий "Год барса", тотемного животного казахов

Барс является одним из тотемных животных казахов....

  02.01.2022   838
Как репатрианты развивают народные промыслы

Как репатрианты развивают народные промыслы

30 лет назад наша молодая Республика объявила о св...

  28.12.2021   1120
Мир глазами этнографа

Мир глазами этнографа

Недавно в Центральном государственном музее РК был...

  27.12.2021   1287
В Талдыкоргане прошла квест-игра госслужащих

В Талдыкоргане прошла квест-игра госслужащих

Недавно в рамках программы «Рухани Жангыру&r...

  16.12.2021   1441
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2022. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.