Пятница, 04 Июля 2025

Таинства рождения домбры

Таинства рождения домбры

В рамках реализации программы Президента «Рухани жаңғыру» особое внимание уделяется развитию казахского национального прикладного искусства, возрождению народных традиций. Свое непосредственное участие в этом принимает и преподаватель Каскеленского колледжа культуры Арнур Аскарулы. 

Еще в 1995 году он поступил учиться на факультет прикладного искусства этого же колледжа. Спустя три года успешно окончил его и продолжил учебу в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая, на факультете прикладного искусства, после чего уже дипломированным специалистом вернулся в ставший родным колледж культуры в качестве преподавателя. Трудится здесь Арнур вот уже 16 лет. Причем, не только преподает, но еще и собственными руками изготавливает из дерева различные музыкальные инструменты, в том числе домбру.
– Хотя на нашем отделении не принято разделяться на юношей и девушек, поскольку требования ко всем одинаковые, все же парни как-то быстрее осваивают нюансы деревообрабатывающего процесса, – признается мастер. – Радует и их стремление научиться собственноручно изготавливать народные инструменты, в чем мы, преподаватели, стараемся им всячески помочь.
Пожалуй, нет такого казаха, который не любил бы домбру. Звуки этого простого, незамысловатого инструмента проникают в души людей, касаются их сердец. Даже если ничего не петь и не говорить, домбра сама донесет до каждого то, что хотел сказать автор-исполнитель. Взять хотя бы народные кюи. В них нет слов, но, слушая их, люди плачут и ликуют, устремляются в дальние дали... Двумя струнами можно изобразить шум морского прибоя и топот копыт, веселье и радость, горе и боль.... Умудряются исполнять на домбре и довольно сложные классические произведения. Вот такой поистине уникальный инструмент!
Но для того, чтобы она действительно звучала, важна уже личность самого изготовителя, поскольку как поэт пишет стихи сердцем, так и мастер должен вложить всю душу в свою домбру. При этом важно знать и ее устройство. Это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле есть немало тонкостей.
– Если изначально в домбре было пять-семь перне-ладов, – поясняет Арнур, – то со временем их количество возросло до девяти-девятнадцати. Уже здесь имеет большое значение замысел самого изготовителя. В настоящее время порядка 90% используемых музыкантами инструментов имеют девятнадцать перне-ладов. Интересно и то, что в разных местностях изготавливается домбра разной формы. Если на юге и западе она более округленная, то на севере, востоке, а также в Центральном Казахстане ее углы более заостренные. Немаловажно и то, что при изготовлении этого инструмента, имеющего более чем шеститысячелетнюю историю, до сих пор нет единого стандарта. Ну, а для того, чтобы он был разработан, нужно провести серьезную исследовательскую работу. Большой вклад в это вносит известный ученый-исследователь, искусствовед, домбрист и дирижер Жумагельды Нажимеденов, еще более двадцати лет назад запатентовавший методику цифрового обучения игры на домбре. Возможно, его исследования помогут внести добрые изменения в эту сферу.
Отрадно, что у такого молодого мастера появились уже и свои ученики. Трое из них – Бекет Ергалиулы, Дидар Сарсенбек и Меиржан Айдар – смогли продемонстрировать нам весь процесс изготовления домбры, который, судя по всему, они довольно неплохо усвоили. Значит, дело мастера найдет свое продолжение.
В процессе посещения мастерской удалось узнать, что для изготовления домбры можно использовать древесину березы, карагача, сосны, ели, кедра, пихты и других деревьев. Начинается же все с того, что мастер делает деревянную заготовку корпуса и укладывает ее в специальную горячую металлическую форму. Затем готовят длинный гриф, на шейке которого впоследствии крепятся перне-лады, и приклеивают его к основному корпусу. Уже готовую домбру шлифуют, украшают всевозможными орнаментами и лакируют. На шейке грифа устанавливают перне-лады, натягиваются струны. Спустя три дня она полностью высыхает. И вот самый важный миг всего этого непростого, но очень интересного процесса – рождение первых звуков новой домбры.
Интересно то, что Арнур Аскарулы является не только изготовителем народных инструментов, но и реставратором-настройщиком. Самые разные люди обращаются к нему с просьбой отремонтировать или же отреставрировать народные музыкальные инструменты. А научили его всему этому уже его наставники – Нурлан Атамкулов и Жолаушы Турдыгулов, которых всегда вспоминает он с особой теплотой и благодарностью. Вот так и передается от одного поколения к другому искусство изготовления домбры – неизменной спутницы казахов, самой настоящей целительницы душ.

Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район.

 

Другие новости

Какая медпомощь положена незастрахованным

Какая медпомощь положена незастрахованным

Порядка 1,63 трлн тенге предусмотрено на медицинск...

  03.07.2025   142
Врачи Алматинской области повышают квалификацию в ведущих университетах России

Врачи Алматинской области повышают квалификацию в ведущих университетах России

Лапароскопические операции на органах желудочно-ки...

  27.06.2025   419
О здоровье будущих мам

О здоровье будущих мам

Алматинская область - одна из самых населенных в с...

  25.06.2025   485
ІЛЕ АУДАНЫНЫҢ БАС  ДӘРІГЕРІ  МАРАПАТТАЛДЫ

ІЛЕ АУДАНЫНЫҢ БАС ДӘРІГЕРІ МАРАПАТТАЛДЫ

«AMANAT» партиясы денсаулық сақтау саласының бүгін...

  20.06.2025   592
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.