Пятница, 04 Июля 2025

Медиация как приведение сторон к общей точке

Медиация как приведение сторон к общей точке

В нашей стране все более уверенные темпы набирает институт медиации. Медиаторами выступают и многие судьи. Специально для них в Каскелене, в зале заседаний Карасайского районного суда, был проведен семинар-тренинг. Открыл его судья Алматинского областного суда Фархат Абдуллин, а вел генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация медиаторов Казахстана», тренер-медиатор международного класса Жандильда Жакупов.

Сообща Жандильда Ажигалиевич и судьи-медиаторы области, опираясь на Послание Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», попытались еще раз более глубоко понять суть и цели медиации, а также найти инструменты урегулирования споров и разногласий в этой сфере. 
Отмечалось, что в Казахстане институт медиации действует вот уже седьмой год, что благодаря политике Елбасы в нашей стране развивается он довольно стремительно – гораздо быстрее, чем в странах Европы, чем в той же Германии, где институт медиации действует уже довольно продолжительное время. Скажем, в прошлом году только на два месяца для развития медиации государство выделило 30 млн тенге. Объясняется же это еще и тем, что медиация дает хорошие результаты. 
Если взять опыт США, то 93 из 100 обратившихся к медиаторам напрочь забывают дорогу в суд. А все потому, что решать свой спор самому, да еще и конфиденциально – это и удобно, и выгодно. Что же касается нашей страны, то поскольку сфера медиации активно развивается, то изменения коснутся 11-ти законодательных актов. Фактически постепенно все споры будут переходить в руки медиаторов. Поступают предложения проводить медиацию даже в онлайн-режиме, не контактируя напрямую с собеседником. Ожидается также, что медиация значительно разгрузит суды и позволит им более углубленно заниматься теми категориями дел, которые требуют следственных разбирательств. 
Участники тренинга озвучили свой опыт в вопросе: кто такой медиатор, что такое процедура медиации, какова цель принятия в Казахстане Закона «О медиации»? Выяснилось, что медиатор как примиритель сторон – толкование неверное, а само слово «примиритель» раздражает людей, поскольку каждый ищет не примирения, а своей собственной выгоды. Звучали и такие варианты ответов, как «посредник», «разрешает конфликты», «урегулирует», «сглаживает». Но в идеале медиатор – это тот, кто «приводит стороны к общей точке». 
Что касается процедуры медиации, то, опираясь на свой богатый практический опыт, Жандильда Ажигалиевич раскрыл вот какой секрет: всеми действиями людей управляют их личные интересы, причем, даже в состоянии конфликта. Что же касается Закона «О медиации», то, как оказалось, нужен он нам прежде всего для того, чтобы соблюсти право выбора человека: каким путем разрешать те или иные споры – на уровне суда, следствия или же на уровне медиации. Направлен он также на то, чтобы снизить конфликтность в обществе, способствовать вхождению нашей страны в Топ-30.
В отличие от судей и прокуроров медиатор не принимает никаких решений. Лично он ничего не делает, а соответствующие решения принимают сами участники сторон. В этой связи также были раскрыты некоторые нюансы процесса медиации.
– Есть три органа, которые не подчиняются человеку, – пояснил тренер-медиатор. – Это желудок, глаза и разум. В процессе медиации медиатор очень тонко, очень умело вкладывает в разум представителей сторон нужные мысли, дает определенное направление. А через время один из конфликтующих, приходя к определенному решению, выдает эти мысли как свои собственные. Вот и весь секрет.
Выяснили участники тренинга, что объединяет казахских биев, следователя-дознавателя, прокурора, судью, представителя местных исполнительных органов и работодателя. Ответ был очень простым: в поисках разрешения спора или конфликта люди добровольно выбирают, к кому из них обратиться. 
Был представлен и опыт Германии, где используется такой принцип: направлять для слушания сторон разнополых медиаторов. Дело в том, что порой женщинам легче иметь дело с медиаторами-мужчинами и наоборот. А убеждение в том, что женщину лучше поймет женщина, увы, срабатывает далеко не всегда. Делается это также для того, чтобы соблюсти права обеих сторон.
Говорилось также во время семинара-тренинга о так называемом восстановительном правосудии. Это процесс, во время которого обе стороны, вовлеченные в конкретное преступление, совместно решают, как справиться с его тяжелыми последствиями в настоящем и в будущем. И здесь все вращается вокруг конкретной личности – ее внутреннего «я», ценностей, потребностей, нужд. Таким образом, восстановительное правосудие – это набор инструментов, предусматривающих взаимодействие потерпевшего и преступника. Направлено оно на то, чтобы разрешить конфликт путем  гибкого возмещения ущерба потерпевшему, а также заставить преступника осознать содеянное.
Были раскрыты секреты ведения групповых переговоров, скажем, с бастующими. В связи с этим важно выполнять четыре действия: встать у стены и не дать себя окружить со всех сторон; выбрать главного (лидера) бастующих; не перебивать, а только внимательно слушать его; записывать ход переговоров на видео. 
– На самом деле медиатор читает собеседника,– пояснил Жандильда Ажигалиевич. – Только лицо человека, имеющее 60 различных мышц, может выдавать до десяти тысяч информаций, не говоря уже о других членах его тела. Совершенно все – от макушки головы и до кончиков пальцев ног человека несет информацию, говорит о его личности, характере, сильных и слабых сторонах, открытости или же, наоборот, закрытости для ведения переговоров. Но... Хирургическое вмешательство в тело может несколько нарушить подачу достоверной информации. 
Были приведены и интересные примеры. Скажем, человек стоит, согнув руки в локтях и скрестив их на груди. Если сверху оказалась левая рука, значит, он ведомый, а если правая, то он является лидером. Связано же все это с той простой истиной, что всеми нашими действиями управляет мозг. 
Пытались разобраться участники тренинга и в том, какие сильные и какие слабые стороны имеет медиатор с образованием юриста-психолога. Оказалось, все зависит от того, кто проснется в нем в конкретной ситуации – юрист или психолог. В юридической терминологии этот момент называется «профиздержкой».
Были также даны задания на логику. Скажем, в 10  утра в аэропорту пассажир покупает в киоске книгу стоимостью шесть тысяч тенге и дает продавщице денежную купюру номиналом в 10 тысяч тенге. У той нет сдачи, и она бежит за разменом в ресторан. Там ей меняют купюру по тысяче тенге. Она отдает покупателю сдачу – четыре тысячи тенге. Часа через два к ней приходят из ресторана и говорят о том, что купюра оказалась фальшивой. Продавщица берет из кассы 10 тысяч тенге и возвращает их сотруднику ресторана. Вопрос: какой она понесла ущерб, не считая стоимости самой книги? 
Сначала судьи стали искать правильный ответ в одиночку. При этом назывались самые разные суммы – 4, 6, 8, 12, 14 тысяч тенге. Затем, разделившись по группам, в течение трех минут они должны были переубедить своих собеседников и перетянуть их на свою сторону. Однако суть задания была не столько в выявлении правильного ответа, сколько в том, чтобы показать две важные вещи: во-первых, все мы разные, а во-вторых, увы, мы не научены правильно вести переговоры. Было подмечено и то, что именно по этой причине развязались многие войны. 
Ознакомил модератор и с результатами эксперимента, проведенного среди школьников, обученных правилам ведения переговоров. Его положительным итогом стало то, что спустя десять лет статистика обращений в суды снизилась на 37%. Как оказалось, дети, обученные навыкам переговоров, перестали враждовать, научились сдерживать свои отрицательные эмоции. 
Важно также быть обученным навыкам убеждений. Например, в США при запуске космического корабля «Челленджер» один из ученых хорошо знал, что в нем имеются недочеты, что его запуск может обернуться катастрофой, но, к сожалению, не смог убедить в этом своих коллег и соответствующие службы. В итоге на 43-ей секунде после запуска корабль взорвался. В нем погибли люди.
В той же Америке медиатор – это своего рода вторая профессия. Медиаторами могут быть психологи, журналисты, филологи, инженеры, поскольку одной профессией семью не прокормить. У нас же на данном этапе в процессы медиации широко вовлечены судьи, нотариусы, специально обученные и имеющие соответствующие сертификаты. 
Говорилось и о том, что учить во время переговоров значит провалить их. Даже в воспитании детей нужно не учить, а мотивировать их. Тогда и удастся добиться положительного результата. А к успеху во время переговоров могут привести три вещи: присоединение к собеседнику, закрепление и дальнейшее управление переговорами. Например, пересказав собеседнику его же позицию и добившись от него двух-трех кивков головы, означающих его согласие, вы уже берете ведение переговоров в свои руки.
Обсуждался также вопрос религиозного терроризма и экстремизма, в свете чего весь мир испытал нужду в экстремальных переговорщиках. В этой связи особо подчеркивалось, что авторитет нашего Елбасы спас многие ситуации.
Все, о чем говорилось во время тренинга,  подводило к тому, насколько важна и востребована в нашем обществе медиация, имеющая ряд преимуществ. Значит, нужно всецело способствовать ее развитию. 

Танзиля МУХТАРОВА,
Карасайский район.

 

Другие новости

Какая медпомощь положена незастрахованным

Какая медпомощь положена незастрахованным

Порядка 1,63 трлн тенге предусмотрено на медицинск...

  03.07.2025   137
Врачи Алматинской области повышают квалификацию в ведущих университетах России

Врачи Алматинской области повышают квалификацию в ведущих университетах России

Лапароскопические операции на органах желудочно-ки...

  27.06.2025   418
О здоровье будущих мам

О здоровье будущих мам

Алматинская область - одна из самых населенных в с...

  25.06.2025   483
ІЛЕ АУДАНЫНЫҢ БАС  ДӘРІГЕРІ  МАРАПАТТАЛДЫ

ІЛЕ АУДАНЫНЫҢ БАС ДӘРІГЕРІ МАРАПАТТАЛДЫ

«AMANAT» партиясы денсаулық сақтау саласының бүгін...

  20.06.2025   592
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.