Караван истории – караван культуры

Караван истории – караван культуры

В областном центре прошла персональная выставка члена-корреспондента Академии художеств Казахстана Жакана Баримбекова. Она была приурочена к 70-летнему юбилею мастера кисти, активиста Союза художников Казахстана. Жакан Шельбаевич известен своими книгами по теории казахского изобразительного искусства, точнее казахского орнамента, рассчитанными на читателей разных возрастов и компетенций: от малышей нежного детсадовского возраста до специалистов узкого профиля. 

Трудовой путь нашего героя, насчитывающий без малого полвека, начался в далеком 1968 году в селе Красный Восток Каратальского района. Квалификацию «Учитель рисования и черчения» Ж. Баримбеков получит намного позже, в 1977 году. Тогда же, в 1977-м, Жакан становится лауреатом I республиканского конкурса лучших дипломных работ.
– Учиться по специальности я начал довольно поздно, обзаведясь к тому времени семьей, будучи отцом двоих детей. Но за плечами была практика преподавания в школе и техникуме. А с 1980 года и по сей день тружусь в ЖГУ имени И. Жансугурова, – признается Жакан Шельбаевич. 
Несмотря на то, что нашему герою уже за семьдесят, он все так же читает лекции на факультете физической культуры и искусства. Мы спросили его о том, какую роль играют художники в формировании современной культуры Казахстана.
– Культура – это огромный пласт сказаний, песен, кюев, прикладного и орнаментального искусства. Я бы сравнил ее с огромным, беспрерывно идущим караваном. Караван этот бредет из глубины веков. Наша задача, задача всех творческих людей – обогатить его новыми «товарами», знаниями и бережно передать все самое ценное нашим потомкам. В этом и состоит, на мой взгляд, идея «Мәңгілік Ел». На этом пути проходит и обмен «товарами», взглядами, происходит взаимообогащение культур. Это все правильно. Однако при этом мы не должны потерять своей идентичности, мы обязаны сберечь то, что передано нам нашими пращурами. Одним из таких элементов является казахский орнамент. Ему я посвятил свои книги, – сказал Жакан Баримбеков.
Как утверждает автор в книге «100 элементов казахского орнамента», «...орнаментальное искусство несет в себе сгущенное выражение национального характера, но, будучи носителем этнического ядра художественной культуры народа, оно по своей глубинной, внутренней сути всечеловечно. В народном орнаментальном искусстве в качестве главной силы действует закон живой традиции. Ведь в этих таинственных орнаментальных мотивах, тянущих ниточку традиций из седой старины, а то и глубокой древности, сберегаются связь времен, преемственность культуры».
Жакан Шельбаевич – участник различных международных и республиканских художественных выставок. Его работы находятся сегодня во многих частных коллекциях России, Австралии, Турции, Германии и Италии. «О чем мечтает профессор Баримбеков?», – спросили мы у нашего героя. 
– Мои дети Нурлан и Нариман многого достигли, они оба пошли в науку, стали успешными людьми, пусть и не выбрали путь художника или скульп-тора. А мечты... Знаете, ни о славе, ни о деньгах не мечтаю. Мои книги – это тоже мое продолжение. Но выходили они ограниченным тиражом, и почти все, что было, я попросту раздал. Вот было бы здорово, если бы книгу «Узоры Жетысу» переиздали в сувенирном формате, чтобы можно было одаривать ею почетных гостей нашей области. Наверное, это и есть мечта!
Нам же остается пожелать профессору Ж. Баримбекову здоровья и новых побед на профессиональном поприще. На долгие годы!

Мурат Туганбаев

Оқи отырыңыз