Воскресенье, 05 Декабря 2021

Кто ты в «Игре в кальмара»: что можно узнать о себе, посмотрев корейский хит

Кто ты в «Игре в кальмара»: что можно узнать о себе, посмотрев корейский хит

Как приготовить конфету дальгона

Вы вообще в курсе, как приготовить традиционную корейскую конфету дальгона? Запоминайте. Нужно положить в кастрюльку полторы столовых ложки сахара, растопить его на медленном огне в карамель, добавить щепотку пищевой соды, перемешать, вылить смесь на лист пергамента, расплющить и дать слегка остыть. На наши «петушки» похоже, правда? Затем на еще теплой и мягкой конфете следует прорисовать формочкой для печенья звезду, круг, квадрат или зонтик (не прорезая насквозь). Подавать в комплекте с иглой.

Не понимаете, зачем вам делать дальгону, да еще подавать с иглой? Значит, вы пока не входите в число тех, кто уже посмотрел корейский сериал «Игра в кальмара». Онлайн-кинотеатр Netflix выложил все 9 серий 17 сентября. Меньше чем за месяц его только легально посмотрели 132 млн человек по всему миру (а ведь многие смотрят пиратские копии!) и эта цифра постоянно растет. Представители Netflix заявили, что это самый популярный сериал за всю историю их сервиса. Несколько недель «Игра в кальмара» возглавляет российский рейтинг Netflix.

Сериалы сейчас снимают буквально тысячами, нет-нет да попадаются очень удачные. Но очень давно не было такого, чтобы сериал стал, да еще так стремительно, элементом массовой культуры по всему миру. Люди как с ума посходили. Одни делают эти конфеты (у видеорецептов миллионы просмотров), другие записывают ролики для «Тик-Тока» под леденящую музыку из «Игры в кальмара». Китайский «Алиэкспресс» вовсю продает будильники в виде куклы-убийцы из сериала — слава богу, она стреляет в спящего всего лишь пластмассовыми пульками. А якутский дизайнер Феоктист Алексеев переснял сцену из «Игры…», где в роли корейской куклы — русская матрешка: в антураже типовых многоэтажек выглядит впечатляюще.

В чем феномен «Игры в кальмара»? О чем вообще этот сериал и стоит ли его смотреть лично вам? «Комсомольская правда» объясняет по пунктам.

Причем здесь кальмар и как в него играют

Этот сериал — проект 50-летнего корейского сценариста и режиссера Хван Дон Хека, идею которого он вынашивал больше десяти лет. Проще всего сказать, что это триллер в формате игры на выживание. Сюжет бродячий, подобные фильмы уже были: можно вспомнить, например, японскую ленту по манге «Королевская битва» (на которую Хван Дон Хек честно ссылается в интервью) или даже российскую «Игру на выживание».

Итак, 456 корейцев, у каждого из которых безвыходное финансовое положение (долги, кредиты), получают приглашение принять участие в некой таинственной игре. Победитель игры получит 45,6 млрд южнокорейских вон (по-нашему 2,8 млрд рублей) — все после недолгих раздумий соглашаются, не подозревая, что выбыть из этой игры можно только в случае смерти (за каждый новый труп в кубышку падает 100 млн вон).

Игра представляет собой конкурсы по мотивам старинных детских корейских забав. Первая игра «Тише едешь — дальше будешь»: двигаться по полю можно, пока гигантская кукла, отвернувшись, поет песенку. Как только она замолкает, нужно остановиться. Кто не успел, получает пулю. В другом конкурсе две команды перетягивают канаты — проигравшие падают с большой высоты и разбиваются насмерть. В конкурсе с упомянутыми конфетами надо прорезать иглой по контуру фигуру, не разломав ее. Круг прорезать легко, а если достался зонтик?

Ну, и так далее. Игра в кальмара — это финальная битва двух выживших друзей. В нее они играли в детстве: на земле рисовали схематичного кальмара — квадрат, треугольник, круг; прыгали то на одной ноге, то на двух. Защита против нападения — кто допрыгал до головы кальмара, тот выиграл. Только в детстве проигравшего не убивали…

В какой-то момент голос ведущего предлагает участникам покинуть игру, если за это проголосует большинство. Люди разъезжаются по домам, но потом все до одного откликаются на предложение вернуться — деньги очень нужны. Зачем нужна эта игра? Ее создали, чтобы позабавить пресыщенных анонимных богатеев, для которых простые люди — всего лишь скот.

Как видите, по описанию сюжета возникает ощущение, что «Игра в кальмара» представляет собой что-то совершенно невразумительное и глубоко вторичное. А я, например, и вовсе от этого жанра нос ворочу — терпеть не могу сериалы-аттракционы, где, кроме ведер крови, нет ничего осмысленного.

Но почему же я, как миллионы других людей, проглотил все серии и остался под глубоким впечатлением, хотя заметил и предсказуемые повороты сюжета, и банальные драматургические решения (в напряженной сцене в финале идет дождь, например — фу, так даже в мелодрамах самого низкого пошиба давно не снимают)?

А потому, что Хван Дон Хек знал, что делал.

Место действия: Южная Корея, далее везде

Помимо кровавой фабулы (там все время кого-нибудь убивают!) и энергичного действия, что само по себе способно увлечь массового зрителя, есть у «Игры в кальмара» важное отличие от соседей по жанру: сериал максимально реалистичен. Все происходит не в вымышленной вселенной, а рядом с нами.

«Это история о неудачниках», — объяснял Хван Дон Хек. Да, в жизни за нами не охотятся безумные куклы, но когда все по уши в кредитах — это же проза жизни. Каждый хоть раз чувствовал себя неудачником. И мы боимся, что из-за мелкой случайности разрушится хрупкое равновесие.

Игрок №456 Сон Ки Хун сам виноват — он шоферюга-игроман, многим задолжал, оттого за ним охотятся бандиты. Но ведь его друг Чхо Сан Воо блестяще окончил университет, руководил холдингом, был успешен — а он тоже теперь в игре.

Пафос обличения капиталистического строя, социальной несправедливости в сериале лежит на самой поверхности и очень созвучен настроениям зрителей. И вот уже сериальная игра, которая вроде бы введена в сюжет, чтобы просто пощекотать нам нервы, начинает восприниматься как метафора современной цивилизации вообще. Тема маленького человека, которого душат сильные мира всего, звучит все громче.

Серии к третьей уже не замечаешь специфический корейский колорит, странные для русского уха имена, привыкаешь к необычной актерской манере и интонациям. Да это все про нас, ребята! Об этом еще Максим Горький писал в «На дне».

Человек темен и страшен

За очевидной левой повесткой лежит, пожалуй, самое ценное, что в «Игре кальмара» есть.

Сначала Хван Дон Хек напоминает нам, что взаимовыручка — это основа выживания человека как вида, и зритель рукоплещет. Участник из Пакистана Али Абдул спасает Сон Ки Хуна в самом первом испытании — просто так, потому что он человек.

А потом сценарист и режиссер показывает то, о чем мы предпочитаем не думать. Участники страшной игры все время оказываются в ситуации выбора — когда, чтобы выжить, нужно предать другого. И каждый следующий выбор страшнее предыдущего. Люди плачут, но предают. Друзья — друзей, мужья — жен, молодые — стариков. А иногда даже не плачут: галерея портретов людей с разнообразными пороками тут очень широка.

И самое ужасное, что ты узнаешь в персонажах если не себя, то отдельные свои черты.

«Человек темен и страшен», — писал Захар Прилепин. «И молитвы вам не помогут», — безжалостно продолжает Хван Дон Хек, вытаскивая на белый свет все самое мерзкое, что есть в самом хорошем из нас. Это не капитализм плохой, это мы такие. Злобно-похотливые создатели игры давали возможность игрокам уйти, сохранив жизни и человеческий облик. Но ведь все вернулись.

Не то что бы это было ново, но об этом давно никто не говорил так честно, доходчиво и прямо. Вдобавок умудрившись упаковать болезненную мораль в эффектную экшн-оболочку так, что это посмотрели миллионы (лично я в финале кричал в телевизор: «убей его, убей!», а ведь я обычно человеколюбив). За это Хван Дон Хеку можно простить некоторые трюизмы и слишком очевидные ходы (кто там самый плохой, я догадался задолго до финала).

К счастью, автор все же верит в человека и в конце концов светлое начало в его сериале побеждает. Вокруг главного героя руины и в душе его пусто. К герою есть вопросы. Но он победил — и речь даже не о состязании, и кажется, готов наворотить дел во втором сезоне, объявив войну создателям игры (то есть системе).

Но это уже неинтересно — все ведь уже сказано. Так что автора, объявившего, что сам он писать продолжение не будет, а наймет сценаристов, можно понять.

СКАЗАНО

«Я хотел, чтобы зрители, которые смотрят сериал, начали задавать себе вопросы. Кто я среди этих персонажей и в каком мире живу?»

(Режиссер и сценарист Хван Дон Хек — в интервью Hollywood Reporter).

КСТАТИ

Когда Хван Дон Хек сочинял эту историю, он был на мели — почти как главный герой Сон Ки Хун. В какой-то момент в кармане было так пусто, что он был вынужден продать свой ноутбук, на котором писал сценарий. Забавный факт: ключевым персонажам он недолго думая дал имена своих друзей.

Сергей Ефимов, «Комсомольская правда»

 

Другие новости

Пять госуслуг, оказываемых департаментом экологии

Пять госуслуг, оказываемых департаментом экологии

На днях  Департаментом Экологии по Алматинско...

  04.12.2021   136
Усилить работу по всем направлениям

Усилить работу по всем направлениям

Сегодня в рамках первого рабочего визита по регион...

  03.12.2021   204
Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

С недавних пор в седьмом микрорайоне областного це...

  02.12.2021   293
Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

В честь Дня Первого Президента и 30-летия Независи...

  01.12.2021   265
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.