Последний вердикт еще не вынесен

Последний вердикт еще не вынесен

Анализируя прошлое

К такому выводу пришли участники заседания клуба ведущих журналистов и экспертов при АНК

Казахстанцы должны знать свою историю, в том числе и ее трагические страницы. Если не будем вспоминать прошлое, глубоко анализируя события тех лет, постигать истину, делать соответствующие выводы, то мы рискуем постоянно наступать на одни и те же грабли, теряясь в потоке истории. Эта тема легла в основу очередного заседания Клуба ведущих журналистов и экспертов при областной АНК, состоявшегося в Доме дружбы. Вполне естественно, что такие дискуссии, попытка глубокого анализа исторических событий, прежде всего, предполагают взгляд в будущее. Но в тесной связи с прошлым и его горькими уроками. На этот раз предметом диалога стала тема: «Модернизация общественного сознания. Трагические события  ХХ века: голод, репрессии, депортация. Роль СМИ». 

Сколько бы ни прошло лет, трагические страницы прошлого никогда не сотрутся из памяти последующих поколений. Благодаря свидетельствам очевидцев, архивным материалам, трудам историков есть общее представление о печальном периоде первой половины ХХ-го столетия. Однако истинные масштабы и последствия преступной политики тоталитарного режима Сталина еще до конца не установлены. 
Именно поэтому председатель клуба, главный редактор газеты «Огни Алатау» Атсалим Идигов призвал участников заседания открыто говорить правду, вскрывать новые факты, называть имена преступников, чтобы подрастающее поколение знало о той страшной трагедии, которую пережил казахский народ и народы, подвергшиеся депортации. Это позволит нам сохранить в памяти драматические периоды прошлого, пополнять знания, делать выводы. Это наша общая история, а потому равнодушных не должно быть. 
Вначале участникам заседания был показан документальный фильм «Депортация в Казахстан в 30-50 годы ХХ века: общность истории», построенный на конкретных фактах и событиях, свидетельских показаниях жертв насилия. Казахстан стал местом ссылки для целых народов. В казахстанские степи, где было непросто выжить даже местным жителям, согнали поляков, евреев, немцев, корейцев, чеченцев, ингушей, турок–месхетинцев, балкарцев, крымских татар, калмыков, карачаевцев, курдов. Для многих это «путешествие» на край света стало последним в их жизни.
 
Новая версия

Подчеркивая важность встречи и рассуждая на тему голодомора, Атсалим Идигов озвучил версию, которая для всех стала неожиданной. А сказал он вот что: 
- Страшный голод унес свыше двух миллионов жизней. Десятки тысяч лучших представителей интеллигенции подверглись репрессиям. Около миллиона людей, гонимых голодом, преследуемых властями, вынуждено было уйти за границу. 
Об этом периоде сказано очень много. Все мы довольно хорошо информированы. Поэтому не буду повторять общеизвестные вещи. Но хочу высказать по этому поводу суждение, которое ранее нигде не озвучивалось и у меня лично возникло в процессе обретения того самого опыта исторического анализа.
Я нигде не встречал, чтобы применительно к казахскому народу употреблялось слово «депортация». А между тем, если быть до конца объективным и справедливым, и он не избежал этой участи. Подтверждение этому своему выводу я совершенно случайно нашел еще в 1994 году. 
Тогда мне, без преувеличения, выпала уникальная возможность общаться по телефону со всемирно известным чеченским ученым, политологом, писателем, гуманистом Абдурахманом Авторхановым. Всю свою долгую жизнь он посвятил беспощадной борьбе со сталинским режимом, разоблачению его преступной деятельности. Разговор шел из Алматы с Мюнхеном, где он находился в изгнании. Помню, когда речь зашла о Казахстане и казахах, он рассказал о своей встрече с представителями казахской диаспоры в Мюнхене. И привел свои слова, сказанные там.
Вот они дословно: «Вам может показаться неожиданным, но часть казахского народа тоже подверглась депортации. Объясню свою мысль. В Казахстане «любитель кровавых блюд» Сталин преступления совершал не сам лично, а через своих верных опричников, одним из которых был Голощекин. Все было сделано с коварным умыслом, используя принцип «резать по живому». Безжалостно разрушается вековой уклад жизни кочевого народа. Насаждаются чуждые и неприемлемые для степняков формы и методы ведения хозяйства, прежде всего в животноводстве. Плюс – грубое игнорирование национального менталитета, культуры, обычаев и традиций, помноженное на репрессии, уничтожение видных представителей интеллигенции, общественных деятелей, талантливых специалистов.
Как следствие - страшный голод, вызванный джутом. Несколько миллионов умерли, сотни тысяч ушли на чужбину. Так вот, они и есть жертвы той самой депортации. Так называемой скрытой депортации. То есть специально были созданы невыносимые условия, чтобы люди вынуждены были покинуть свои земли. Так что я смело ставлю казахов в один ряд с депортированными северокавказскими народами». 

Почему местом ссылки был выбран Казахстан?

С конца 30-х годов и до середины 40-х (период депортации народов в Казахстан) сохранялась очень тяжелая ситуация. С одной стороны сам народ еще не успел залечить раны страшной трагедии голодомора, с другой – шла Отечественная война. Люди жили в нищете, кругом – разруха. И вот эта многострадальная земля была выбрана местом депортации целых народов. 
В 1937 году привезли ссыльных корейцев. В 41-м – немцев Поволжья. В 44-45 годах – чеченцев, ингушей и другие кавказские народы. Эти крупномасштабные акции сопровождались невиданными жестокостью и насилием. Напрашивается вопрос: почему местом ссылки народов был избран именно Казахстан? 
Дело в том, что определенное место отводилось такому фактору, как борьба за выживание. Бросив в «один котел» вместе с казахами целые народы с разными менталитетом, психологией, обычаями, традициями, да еще навесив на всех ярлыки изменников Родины, предателей и бандитов, режим надеялся посеять вражду между людьми, натравить друг на друга целые народы и этим самым вызвать новые жертвы. А в конечном счете должен был сработать чисто сталинский принцип: «Нет народа – нет проблем». 
Атсалим Идигов особо подчеркнул, что тяготы и неимоверные лишения не озлобили людей, а, напротив, сблизили, сплотили, сделали дружней и сильней перед лицом суровых испытаний. В Казахстане депортированные народы, заключенные и спецпереселенцы обрели вторую родину. 
Мудрая казахская пословица гласит: «Халық қатесіз сыншы». Сами пережившие тяжелые испытания, много повидавшие горя и страданий, уже прошедшие ужасы сталинских репрессий, казахи сразу разобрались, кто враги, а кто жертвы, где ложь, а где правда. Они не оставили в критический момент в беде другие народы. Помогли, делясь и хлебом, и кровом.
Спустя многие десятилетия за эти масштабные преступления против человечности еще никто не извинился перед народами. Посему еще не все точки над «і» расставлены. Следовательно, не до конца восстановлена справедливость.
Все это означает, что нам и дальше надо пополнять, обогащать свой опыт исторического анализа тех трагических событий. И делать это мы должны без оглядки на кого-то или на что-то, говоря только правду, какой бы она ни была, давая самую суровую оценку прямым виновникам преступлений. 
К этому нас взывают репрессированные и расстрелянные лучшие сыновья казахского народа. К этому нас взывают безвинные жертвы депортации целых этносов.

Нас объединяет общая судьба

Сауле Сурабалдинова, главный специалист секретариата Ассамблеи народа Казахстана: 
- Близ города Уштобе есть три горы, а Бастобе считается самым главным холмом скорби. В 1937 году сюда были высажены с поездов первые депортированные корейцы, в это же время были переселены первые поляки. Уштобинский детский дом изначально был создан именно для детей, чьи родители погибли во время депортации в Казахстан в дороге, самыми первыми он принял 16 польских детей. 
Именно в период массовых репрессий и гонений народов в нашу республику переселились представители многих наций и народностей, которые сегодня вносят достойную лепту в развитие независимого Казахстана. 

Кенже Канапиянова, начальник отдела Талдыкорганского государственного архива: 
- Невозможно о поднятой теме говорить спокойно. Сколько наших благородных граждан было стерто с лица земли по обвинению в «буржуазном национализме»,  в членстве в «контрреволюционных организациях» или же за необоснованно предъявленные обвинения в иностранном шпионаже! Когда мы искали информацию по этой теме, мы сталкивались с различными данными. В общем, репрессии начались очень давно. Информация, найденная в архивных источниках, тому доказательство. По историческим сведениям, жители жетысуской земли стали жертвами нескольких этапов репрессий. По некоторым данным, среди репрессированных были даже обычные рабочие.
 

Светлана Гаитова, член совета старейшин «Ұлағат»:
- Мы все должны склонить головы перед казахским народом. Не оставляет нас равнодушными тот факт, что казахи приняли нас, помогли сохранить нашу нацию. Поэтому и мы должны сейчас знать казахский язык, традиции и обычаи страны. И нельзя забывать то, что наше межконфессиональное согласие, единство и дружба стали возможными благодаря мудрой политике Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Забира Сайдильдина, заместитель главного редактора общественно-политической газеты «Огни Алатау»:
- С прошлого года в нашей области действует специальный проект «Мемориал», организованный органами безопасности совместно с сотрудниками внутренних дел. Согласно проекту, теперь каждый может найти сведения о своем родственнике, который был депортирован, либо несправедливо обвинен или убит. К примеру, в прошлом году одна пожилая женщина обратилась к координаторам проекта за информацией о своем отце. В итоге ей предоставили всю информацию и даже фотографию отца, которого она мечтала увидеть всю свою жизнь. 
Подводя итоги разговора, Атсалим Идигов особо отметил, что, вспоминая трагические страницы нашей общей истории, мы должны говорить не только об общеизвестных вещах. Надо, глубже анализируя прошлое, вскрывать новые факты, обстоятельства, делать соответствующие выводы. В этом деле не должно быть недосказанности, белых пятен или вопросов без ответов. Эту правду нам следует знать, чтобы извлечь уроки, чтобы никогда и ни с кем такое не повторилось.
Председатель клуба резюмировал, что и голодомор, и репрессии, и депортации - это рукотворные трагедии, за которыми стояли конкретные силы. А силы эти - Сталин и его преступный режим. Но заслуженная оценка им до сих пор не дана. Поэтому пришло время создать специальный международный суд по аналогии с Гаагским и вынести окончательный вердикт. А он может быть в отношении Сталина и его кровавых опричников только один – высшая мера наказания. Да, Сталина и иже с ним давно нет в живых, но это не имеет значения. Такой приговор важен в моральном плане  и для нас, и для будущих поколений.

Айжан Джайлаубаева,
г. Талдыкорган.

 

 

 

Оқи отырыңыз