Газета «Огни Алатау»
Вторник, 19 Марта 2024

Торжество любви над злом

Торжество любви над злом

Театр

На сцене областного драматического театра имени Бикен Римовой прошел
спектакль «Ромео и Джульетта»

В нем использован перевод Абиша Кекилбаева. Постановка осовременена находками известного режиссера-постановщика из Алматы Айдына Сахамана. Кстати, десять лет назад режиссер работал в нашем театре актером. И сегодняшняя встреча с молодыми одаренными артистами нашей труппы стала для него, как он говорит, подарком судьбы.

 

 

Критика не всегда благосклонно встречает постановки, изменяющие почти всю основную линию пьесы. И это понятно – ведь нарушается чистота классики, которая, по идее, должна сохраняться. Что происходит в нашем случае? Думается, не стоит особенно переживать по поводу появления новой сюжетной линии. В ней говорится об увлечении молодежи средневекового итальянского города Вероны ... наркотиками. И заправляет этим делом (кстати, мы были свидетелями) аптекарь-владелец таинственной лавки по продаже разнообразной травки (артист – Муса Ажибеков), он дает взятку главе города – герцогу Эскалу (артист – Ерлик Калибек).
Поднятая в спектакле злободневная тема помогает расставить некоторые точки над «i». Вражду между двумя почтенными семействами Капулетти (главу играет Максат Акжолов) и Монтекки в исполнении Азата Базаркельды постоянно поджигает Тибальт (артист – Ганидолла Онлабай) вместе с не менее воинственно-ершистым Меркуцио (артист – Шалкар Мукен). Но их бесконечные стычки, можно сказать, рождаются в дыму наркотического зелья. И сама петушистая молодь становится жертвой увлечения «травкой». А корень зла при этом продолжает цвести пышным цветом, унося все новых молодых людей в мир иной.
В постановке затронута не менее актуальная тема воспитания детей. Благодаря явно проступающей в поведении леди Капулетти (артистка – Гульмайра Тлеукабылкызы) ревности к Кормилице (артистка - Сандугаш Мунайтпасова), проводящей с ее дочерью больше времени, чем она сама, можно сказать: родители в этих благородных семействах очень далеки от своих наследников. Играя мать Джульетты, актриса Г. Тлеукабылкызы сумела донести до зрителя спесивую надменность своей героини, которая так легко разъединяет всех, в том числе детей и родителей.
Часть зрителей, как и мои соседки по креслу, даже в трагическом финале спектакля увидела победу влюбленных из Вероны: ведь они не предали своей любви и навеки завершили противоречия двух семейств. Увидев примирение Монтекки и Капулетти, мнение других кто-то выразил горькой репликой из зала: «Поздно, господа!», и мы увидели слезы на глазах многих зрителей. Значит, равнодушных не было.
Бесспорные удачи спектакля – роли Кормилицы в исполнении актрисы Сандугаш Мунайтпасовой и аптекаря (артист - Муса Ажибеков). Если Кормилица в буффонадной манере успевает всех нас развеселить, вызвать сочувствие, то у аптекаря все наоборот. Все с огромным вниманием следили за его безмолвным, но таким красноречивым поведением, которое завершилось почти демоническим смехом с презрительной фразой. Зритель видел в нем не просто продавца наркотиков, а саму смерть, коварную и беспощадную. Поистине, нет маленьких ролей, а есть большие артисты, к которым принадлежит Муса Ажибеков. Мы верим и артисту Данияру Асетулы, исполнившему роль монаха Лоренцо.
В спектакле очень дорога особенность, присущая хорошей игре актеров. Когда на глазах зрителей происходит духовный рост их героев. Это особенно заметно у Ромео (артист – Еркебулан Айдымбаев) и Джульетты (артистка – Айгерим Бекболатова). Вот перед нами наивный мальчик Ромео, «придумавший» себе любовь к неприступной красавице Розалине. И какое же преображение происходит с ним, когда он встречает на балу Джульетту. Словно удар молнии, сердце пронзает настоящая любовь. Артисту удается показать, как его герой взрослеет душой, и уже настоящим мужчиной встречает смерть. Такое дорогого стоит.
Не менее важные метаморфозы происходят и с Джульеттой. Из наивной девочки рождается красивая девушка, а затем прекрасная женщина, не предавшая свою любовь. Замечательно, что исполнительница роли сумела найти тот единственно верный баланс оттенков и красок, который сделал ее игру особенно убедительной.
Очень хорошо, что спектакль затронул сердца, а «суицидальный» финал вызвал у молодежи желание подумать над смыслом жизни. Это было видно на встрече со зрителями, где был задан философский вопрос: «В наше время, когда мы почти ежедневно слышим об уходе из жизни по «собственному желанию», суицид стал считаться чуть ли не обычным, но оттого еще более страшным явлением. Так в чем мы, молодые, должны искать самую глубинную причину смерти таких прекрасных людей, как Ромео и Джульетта? Можно ли было их спасти?».
К счастью, ответ на него есть. Его дает в своей книге «Проектируем счастливую семью» писатель, профессор Анатолий Некрасов: «Обычно стремятся соединиться в семью для того, чтобы наиболее сильно любить друг друга, чтобы сконцентрировать друг на друге всю силу любви. А семья создается для того, чтобы любить всех. И практически все идут по первому тупиковому пути при создании семьи, замкнувшись друг на друге. Происходит отделение от мира, и в этом случае, чем сильнее они проявляют друг к другу любовь, тем сильнее идет противодействие мира по их отделению и тем больше возникает проблем в этой семье. Яркий классический пример такой ситуации – любовь и смерть Ромео и Джульетты. Раскрытие безусловной любви ко всем – это реализация принципа «мы все любим друг друга». К этому мы сознательно или неосознанно стремимся – в этом и заключается смысл прихода в этот разделенный мир».
Ребята встретили высказывание одного из самых интересных мыслителей нашего времени аплодисментами. И нам подумалось: подобные встречи очень нужны. Именно здесь зрители пытаются разгадать сверхзадачу спектакля, научиться понимать быстротекущее время...
Слова большой благодарности заслужила главный художник театра Карлыгаш Шалабаева. Ее прекрасное оформление сцены привнесло в спектакль ту доминанту, которая сделала весь ход действия очень зримым и понятным сердцу. Минимализм в предметах вместе с видом цветущей Вероны, представшей перед нами с высоты птичьего полета, придает, как и прозвучавшая на финальном поклоне всех действующих лиц мелодия, всему действу абсолютную законченность.

Ольга Кременцова.

Другие новости

Творчества связующая нить

Творчества связующая нить

Издавна Жамбылский район называют «землей ба...

  18.03.2024   140
Более 80% казахстанцев «за» повседневное ношение национальной одежды

Более 80% казахстанцев «за» повседневное ношение национальной одежды

Приверженность национальным традициям и культуре с...

  18.03.2024   125
Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

В Талгаре зажглась уникальная искра культурной жиз...

  15.03.2024   205
Зеркало сельской жизни

Зеркало сельской жизни

Сегодня во многих сельских очагах культуры работаю...

  15.03.2024   195
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.