Четверг, 02 Мая 2024

Смогла ли автоматизация устранить коррупцию в процедуре субсидирования?

Смогла ли автоматизация устранить коррупцию в процедуре субсидирования?

Департаментом Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области проведен антикоррупционный мониторинг процедуры получения субсидий. В рамках мониторинга были выявлены основные проблемные вопросы и коррупциогенные нормы в процедуре субсидирования.  

     Стоит отметить, что за последние 3 года объем бюджета субсидий Алматинской области составил 4 млрд 595 млн  841 тыс 975 тенге. (В 2018 году - 1 547 505 975 тенге; в 2019 год у- 1 434 500 000 тенге; в 2020 году - 1 613 836 000 тенге).

     Согласно сведениям аграрного портала Qoldau.kz, в 2020 году в Алматинской области на субсидирование было выделено 1 млрд 613 млн 836 тыс тенге., на сегодняшний день из которых оплачено 1 646 заявок на сумму 1 152 733 669 тенге.

     Мониторингом в ходе выборочного опроса установлено, что на сегодняшний день крестьяне (сельхозники) не получают своевременную объективную информацию от уполномоченных органов о том, на какие виды выращиваемой, возделываемой ими культуры и продукции государство выделяет определенные субсидии и в каком размере.

     Между тем, многие мелкие крестьяне (хозяйства) зачастую даже и не знают о существовании каких-либо программ по субсидированию. А некоторые, узнав об этом от других крестьян, не обращаются за получением субсидий из-за существующих волокит и бюрократических процедур.

     Мониторинг установил, что субсидии, полученные не вовремя, не имеют должной востребованности, в связи с чем, в очередной раз крестьянин не обращается за получением. К примеру, сегодня крестьяне провели несколько сельхозобработок на посевах «приоритетной» сахарной свеклы (в среднем потрачено уже свыше 100 тыс тенге /га), а субсидии хотя бы на свеклосемена  еще не оформляются и неизвестно, будут ли вообще и когда. Это является важнейшей причиной отхода крестьянина от посева данной очень трудоемкой и затратной культуры.

     К тому же, малые КХ отказываются от получения субсидированных минеральных удобрений и дизельного топлива по той причине, что очень тяжело и затратно самолично привезти их с дальнего расстояния, зачастую доставка субсидированного сырья обходится дороже его рыночного приобретения, а порой и стоимости самой продукции (литр солярки 185 тенге на АЗС, субсидированная 176-179 тенге, доставка  10 - 15 тенге/литр минимум).

     Стоит отметить, что для крестьян вызывает много вопросов и сама процедура подачи заявки на субсидирование. В 2019 году система подачи заявки была полностью автоматизирована в системе Qoldau.kz, но для многих это стало еще большей проблемой.

Справляется ли система Qoldau.kz с коррупцией в процедуре субсидирования

Мониторингом установлено, что изначально аграрная платформа по подаче заявок на субсидирование Qoldau.kz была разработана, чтобы устранить коррупционные риски в процедуре получения субсидий путем оптимизации процесса получения субсидий и исключения прямого контакта. Однако, как показывает практика, электронная очередь действует в Qoldau.kz только тогда, когда в наличии имеются средства. Вместе с этим, в системе отсутствует возможность встать на «очередь» в лист ожидания. То есть, заявки подаются только в рамках выделенной суммы. Когда выделенная сумма субсидий набирает предела, последующие заявки не принимаются. Однако в данном случае, есть высокая вероятность того, что заявки, поданные в рамках определенной суммы, могут быть отклонены после проверки всех загруженных документов. Соответственно, право на получение субсидий имели бы те, кто стоит следующий «в резерве», а такая возможность не предусмотрена в системе.

Плата за пользование системой – фактическое противоречие

Учитывая, что подача заявки на субсидирование - это государственная услуга, она, в соответствии со Стандартами и Правилами, должна быть бесплатной. Но фактически, чтобы подать заявку на субсидию необходимо зарегистрироваться в системе QOLDAU.KZ, а регистрация стоит 3 МРП, то есть около 7 тыс. тенге. Кроме того, в ближайшее время ожидается, что сумма регистрации в системе будет стоить 11 МРП. Если взять масштаб всей республики, то сумма сборов за сервис немаленькая.  В этой связи, возникает вопрос о правомерности данных сборов. Так как фактически это противоречит действующим нормативным правовым актам по получению субсидий.

К примеру: в соответствии с пунктом 7 Стандарта государственной услуги «Субсидирование на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства», государственная услуга оказывается бесплатно физическим и юридическим лицам.

Бытовая коррупция - третье лицо для подачи заявки через Qoldau.kz

Как показывает практика и выборочный опрос среди крестьян, индивидуальных предпринимателей, подача заявки через платформу QOLDAU.KZ является не из простых процедур. Из-за того, что большая часть крестьян не обладает достаточными навыками по работе в системе QOLDAU.KZ, а именно, как  правильно заполнять заявку на получение субсидии, они вынуждены обращаться в Управление сельского хозяйства и в районные, городские Отделы сельского хозяйства. Тогда как там возникает коррупционный риск, прямой контакт самого услугополучателя с услугодателем. То есть, на практике не исключаются возможности, когда подобная ситуация ведёт к возникновению коррупции. Возможна договоренность между крестьянином и представителем Управления (Отдела) сельского хозяйства по подаче заявки за определенную плату.

Примечание: согласно комментария управления сельского хозяйства Алматинской области, в 2019 году после введения системы QOLDAU.KZ управление провело однодневный семинар для всех районных, городских отделов сельского хозяйства, в рамках которого сотрудникам были разъяснены правила, как пользоваться этой системой. После этого крестьяне обращаются в районные, городские Отделы сельского хозяйства за помощью в регистрации. В свою очередь, Управление отмечает, что обучить всех крестьян пользоваться системой QOLDAU.KZ является невозможным, из-за того, что в области насчитывается большое количество крестьян.

     Как отмечают сами крестьяне, действующая модель субсидирования в сельском хозяйстве нуждается в пересмотре и дополнении. Так, в рамках мониторинга Департаментом были проанализированы практики зарубежных государств по поддержке сельхозпроизводителей. К примеру:

     - По опыту США:

Страхование от падения цен (PLC), которое предусматривает компенсации, если цены на продукцию растениеводства падают ниже заранее определенных уровней. 

Страхование сельскохозяйственных рисков (ARC). Оно обеспечивает выплаты фермерам в случае уменьшения доходов ниже среднего по стране показателя.

     - По опыту Нидерландов:

Например, среди субсидий, которые могут получить фермеры, существует программа гарантирования части кредита, которую готово взять на себя государство. Кроме того, государство поддерживает фермы, где отказались от использования химикатов и пестицидов. Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность этих экотоваров, правительство, например, подписало договоры с супермаркетами и Федерацией агропромышленности и тепличного производства о расширении дистрибуции этой продукции.

     - По опыту Франции:

Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профсоюзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.

Особенной является и система налогообложения: расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота.

Механизм действия льготных кредитов для сельского хозяйства основан на принципе государственного погашения банком разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготной ссуды, предоставленной фермеру.

     - По опыту Австралии:

Государство предоставляет налоговые льготы фермерам для компенсации амортизации сельскохозяйственного оборудования. Для защиты национального агросектора правительство применяет систему специальных платежей и импортных пошлин. Что касается налогообложения, то производители различных видов сельскохозяйственной продукции уплачивают налоги по разным ставкам. Так, например, сахарная промышленность не получает налоговых льгот, тогда как виноделие имеет определенные преимущества в налогообложении.

     - По опыту Азербайджана:

Распределение субсидий и их выплата осуществляются напрямую из Минфина на счет КХ, без бюрократической цепочки мэрии и управлений сельского хозяйства.

 

Жандос Жумабаев,

первый заместитель руководителя

 департамента Агентства РК

по противодействию коррупции

 (Антикоррупционной службы)

по Алматинской области.

 

 

 

Другие новости

В отношении двух жителей области Жетісу, которые организовали на своей странице в Instagram незаконную лотерею был составлен протокол об административном нарушении

В отношении двух жителей области Жетісу, которые организовали на своей странице в Instagram незаконную лотерею был составлен протокол об административном нарушении

Instagram парақшасында заңсыз лотерея ұйымдаст...

  27.04.2024   284
Вконец «запарили»

Вконец «запарили»

Апрель 2024 года вполне можно назвать богатым в пл...

  26.04.2024   133
«QR-дежурный прокурор»

«QR-дежурный прокурор»

Сервисный проект с таким названием разработан и вв...

  22.04.2024   235
Для профилактики и безопасности

Для профилактики и безопасности

В Алматинской области инициировали оперативно-проф...

  19.04.2024   132
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.