Вторник, 14 Июля 2020

Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек

Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек

По мнению американского ученого, директора Центра по изучению Центральной Азии и Казахстана университета Сиэтла Уильяма Фиермана, для развития казахского языка необходимо больше внимания уделять методике его преподавания, а также повысить его востребованность в городе. Он считает, чтобы поднять уровень знания государственного языка, нужно, в первую очередь, заинтересовать детей, создавая хорошие программы, телепроекты, флеш-мобы, акции, которые могут повысить интерес подрастающего поколения всех национальностей.

Разделяет ли точку зрения ученого учитель казахского языка средней школы-гимназии № 12 города Талдыкоргана Айжан Жетембаева, которая непосредственно работает со школьниками?

- Айжан Токтасыновна, вы солидарны с американским ученым?

- Да, конечно. Чтобы овладеть каким-либо языком, нужна эффективная методика преподавания, которая должна послужить хорошим мотиватором. И особенно это важно в работе с детьми. Соглашусь и с тем, что особое внимание мы должны уделить подрастающему поколению. Ведь именно в детском возрасте легче чему-либо научиться. Кроме того, язык нужно изучать не как предмет, а использовать его как инструмент для получения знаний по отдельной дисциплине. Например, уже в школе преподавать казахскую литературу и историю Казахстана на государственном языке, и это будет намного эффективнее.

- Культурный проект «Триединство языков», инициированный Елбасы, поставил высокую планку перед отечественным образованием. Насколько успешно он реализуется в рамках учебного заведения?

-  Конечно, ребята знакомы с проектом Первого Президента страны Н. А. Назарбаева «Триединство языков». Они прекрасно понимают, что казахский язык - государственный язык, русский – язык межнациональных отношений и английский - язык вхождения в глобальную экономику.

По их мнению, полиязычие - это требование времени. Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет их кругозор, содействует всестороннему развитию. Поэтому учащиеся в первую очередь ставят перед собой задачу овладеть государственным языком. Это говорит о том, что современные школьники проявляют большой интерес к госязыку и с уважением относятся к нему. А когда есть стремление и желание, будет и хороший результат.

Сегодня дети стараются быть всесторонне развитыми. В школе помимо учебы они участвуют во внеклассных мероприятиях на различные темы, конкурсах, воспитательных часах, способствующих формированию их личности, претворяют в жизнь множество проектов.

- Как вы считаете, опираясь на личный опыт, достаточно ли количества часов для изучения госязыка, в частности, в русскоязычных классах?

- Наш Казахстан – многонациональная страна, где в мире и согласии живут представители разных этносов как дети одной большой дружной семьи. И здесь казахский язык выступает объединяющим фактором. Причем, как сказал Елбасы Нурсултан Назарбаев, «поддержку языку должен в первую очередь оказать казахский народ».

Поэтому главная задача моих коллег – заинтересовать учеников и привить им любовь к государственному языку. Научить детей, обучающихся в классах с русским языком обучения, говорить на казахском языке – это большая ответственность. Для этого, в первую очередь, они должны прочувствовать всю мощь языка, узнать его тайны. А для преодоления каких-либо трудностей необходимо использовать на уроках эффективные и результативные методы обучения, которые в то же время будут соответствовать требованиям самих учеников.

Для детей русскоязычных классов овладеть казахским языком за сорок минут урока очень сложно. Поэтому в нашей школе проводятся дополнительные мероприятия, позволяющие дать ученикам правильное направление для самостоятельного изучения языка.

- Какие методы обучения используете на уроках?

- Главная задача учителя на уроках – это мастерски использовать эффективные методы обучения, которыми необходимо заинтересовать учеников. При этом надо учитывать, что знания должны иметь прямую связь с повседневной жизнью, Мы, педагоги, должны формировать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, направлять детей к самостоятельности, творческой работе.

На своих занятиях я использую творческие, ситуационные, уровневые задания, проблемные вопросы, игровые элементы, технологию развития критического мышления, комплексные виды домашнего задания. К примеру, для учеников начальных классов очень интересны такие методы и приемы, как «Адасқан әріптер» («Заблудившиеся буквы»), «Қызық сөздер» («Интересные слова»), «Сөзден сөз тер» («Составь слова из слов»), «Жаңа сөз айтып жарысайық» («Соревнуемся на знание новых слов»), «Суретті диктант» («Диктант по картинкам»), «Венн диаграммасы» (Диаграмма Венна), «Атаулар туралы үш сұрақ» («Три вопроса о названиях»); для оценки знаний – «Шапалақ» («Аплодисменты»), «Смайлик», «Өзін-өзі бағалау» («Самооценивание), «Плюс – минус» и т.д.

- Какие еще шаги нужно предпринять, чтобы поднять казахский язык на должный уровень?

- Государственная значимость языка определена в Конституции нашей страны. Для достижения этой задачи была разработана и принята Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 годы. Ее реализация позволила выполнить основные работы, связанные с развитием настоящего и будущего казахского языка, а также расширением зоны его использования.

Но все же есть еще над чем работать. К примеру, стоит развивать и сохранять природную сущность языка, обратить внимание на словообразование, которым в последующем руководствоваться в терминологии и переводческом деле, приложить все усилия для того, чтобы сегодня вся документация в оригинале была на казахском языке.

- Вы говорите о масштабных действиях. А в чем заключается задача общества?

- Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры. Знать один язык – мало, чем больше языков знает человек, тем более он конкурентоспособен. Как говорил великий Абай: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Поэтому для наших соотечественников знание казахского языка должно стать одной из главных целей.

Вопросу развития языковой политики сейчас уделяется большое внимание как со стороны государства, так и со стороны общества. При этом необходимо помнить о том, что это наша общая задача. По сравнению с первыми годами независимости сегодня другие ценности, другое и мировоззрение у людей. В настоящее время знание госязыка стало трендом, поэтому ряды знающих его людей других этносов пополнились.

Далеко ходить не буду, приведу живой пример: наши педагоги и ученики, особенно другой национальности, со всей ответственностью относятся к данному вопросу. Тому подтверждение - их активное участие в проекте «Қазақша сөйлесеміз!», который реализуется каждую среду. По их мнению, знать государственный язык – это долг каждого из нас. Поэтому в нашем учебном заведении многие хорошо владеют им.

Мадина Далекенова.

Другие новости

Возвращаясь к светлым образам солдат

Возвращаясь к светлым образам солдат

И вновь известный педагог, публицист, путешественн...

  11.07.2020   240
Отвечая вызовам времени

Отвечая вызовам времени

Партия «Nur Otan» приняла программу ра...

  10.07.2020   141
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ для республиканских и региональных СМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ для республиканских и региональных СМИ

В связи с назначением на 12 августа 2020 года очер...

  08.07.2020   155
Как контролируют цены на лекарства в Алматинской области рассказал замглавы региона

Как контролируют цены на лекарства в Алматинской области рассказал замглавы региона

В Алматинской области создана специальная монитори...

  08.07.2020   300
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.