Во мне жил и живет номад

Во мне жил и живет номад

Мой собеседник Рахмет Есдаулетов – человек, по-настоящему влюбленный в лошадей. Страсть эта зародилась в нем еще в раннем детстве. В школьные годы все сочинения юного Рахмета были посвящены лошадям.

 

Случайно увидев на кусте таволги оборванную страницу журнала, в котором была информация об учебных заведениях, готовящих специалистов коневодства и конного спорта, мой собеседник узнает, что при Хреновском конном заводе Воронежской области действует единственная в стране школа тренеров-наездников. И старшеклассник пишет туда письмо. О чудо! Ему приходит вызов. Случилось это в далеком 1976 году. И сегодня Рахмет Разбекович может говорить о лошадях часами. А самое главное – его не устаешь слушать, настолько интересные факты из лошадиного мира он приводит.
- Человек въехал в цивилизацию на лошади. И то, что все существующие сегодня породы лошадей вышли из Центральной и Передней Азии – это доказанный факт. Наскальные изображения лошадей – яркое тому подтверждение. И мы должны гордиться тем, что являемся потомками древних номадов – представителей всаднической культуры.
На территории нашей страны сложилась уникальная типология лошадей, которые несут в себе кровь древних тарпанов, восточных аргамаков. Наверное, мало кто знает, что в мировом реестре скаковых результатов среди пород лошадей, костанайская порода, выведенная в Казахстане, стоит третьей по резвостным качествам после чистокровной верховой (английской) и буденновской пород. Именно костанайскую породу мы можем считать эталоном казахской породы лошадей. 
В мире существует более 350 различных пород лошадей. 50 из них разводят на территории бывшего постсоветского пространства. Выращенный в свое время на Луговском конном заводе (Жамбылская область) ахалтекинец по кличке Абсент – сын Араба и Баккары, стал участником и победителем трех олимпиад по высшей школе верховой езды и тем самым признавался лучшей лошадью мира. И ему заслуженно поставлен памятник на территории родного завода, где гордость и слава коннозаводства Казахстана, знаменитый Абсент, исполняет свой триумфальный «пиаффе». 
На территории Алматинской области в свое время действовали Кзылагашский, Басшийский, Дегересский конные заводы и разводили там донскую, ахалтекинскую, англо-текинскую чистокровную верховую породу лошадей. Сейчас скаковое дело находится в руках в большей степени ценителей и любителей этого прекрасного творения природы. 
- Лошадь – живое создание. Редко кто из казахов не любит это дивное животное! – восклицает мой собеседник.
И недаром великий командарм Семен Буденный, в честь которого даже названа одна из пород лошадей, любил повторять фразу, принадлежавшую А. Куприну: «Уменье вникать в лошадь - это особый дар, который дается при рождении самой судьбою, подобно дару музыки, живописи и физической силе».
Казахская порода лошадей является идеальным вариантом для зоны степей и полупустынь. Отлично зарекомендовавшая себя как выносливая лошадь, способная к тебеневке в зимнее время года. Именно казахский подвид лошади дал возможность создания собственных пород лошадей с определенным ареалом разведения. Славу коннозаводства страны составляют костанайская, адайская, муголджарская, кушумская порода лошадей и их различные подвиды. 
Много говорили мы с моим собеседником и о лечебном эффекте иппотерапии, однако малый объем статьи не позволяет нам раскрыть в подробностях чудодейственные свойства катания верхом на лошади. Достаточно сказать, что во время верховой езды у человека задействованы порядка 200 мышц всего нашего тела. Особенно полезна иппотерапия детям с болезнями опорно-двигательного аппарата.
Рахмет Разбекович уверен, что у коневодства и конного спорта страны славное прошлое и достойное будущее. Национальные виды конного спорта уже входят в реестр мировых национальных игр. Проводимые Всемирные игры кочевников тому подтверждение.
Статья Главы государства Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи» дала возможность по-особому взглянуть на исторически сложившийся традиционный уклад жизни, на особенности всаднической культуры, являющийся компонентом нашего духовного сознания. 
- Мы должны знать свои исторические корни, свой генетический код, ценить свою историю. В эпоху технического прогресса ценить еще больше именно лошадь, силой которой измеряются все моторные мощности, - считает мой собеседник.
Сегодня жизнь распорядилась так, что сфера профессиональной деятельности нашего героя далека от лошадей. Но он уверен, в том, что свое трепетное отношение к скакунам сможет передать своим внукам.

Мурат ТУГАНБАЕВ

Оқи отырыңыз