Обостренное чувство справедливости
Прошло 38 лет после Желтоксана, но я хорошо помню те холодные декабрьские дни 1986 года. Я, будучи молодым специалистом, работал учителем в родном поселке Фабричный. Тогда декабрь в школах страны был посвящен не только подготовке к празднованию предстоящего Нового года, но и торжествам, посвященным Дню образования СССР, который отмечали 30 декабря.
В учебных заведениях с середины месяца проводились фестивали «Дружба народов»: каждый класс представлял одну из союзных республик бывшего Советского Союза. Вспоминаю, что 16 декабря ученики в национальных костюмах в актовом зале школы пели песни, читали стихи, танцевали, и в этот момент мы, преподаватели, узнали, что Динмухамед Ахмедович Конаев, который возглавлял республику более 22 лет и пользовался огромным уважением народа, на пленуме ЦК Компартии Казахстана смещен с занимаемой должности. На его место назначили человека, которого совсем не знали в Казахстане.
Это было время перестройки, и большая часть наших соотечественников верила в демократические преобразования, о которых постоянно говорили руководители из Москвы, но этот шаг партийной верхушки был явно антидемократическим. Мы все были возмущены несправедливостью. Узнали, что в Алма-Ате молодые люди, несогласные с этим решением, выступили против, и их протесты были жестоко подавлены. На несколько дней автобусное сообщение Фабричного со столицей было прекращено. О декабрьских событиях была дана лишь краткая официальная информация, а подлинную правду мы узнали лишь тогда, когда Казахстан обрел независимость.
В декабрьских событиях принимали участие представители разных этносов, проживающих в республике. Сегодня я хочу рассказать о простом уйгурском рабочем Абайдулле Рузиеве, которому в то время было 22 года.
Абайдулла родился 60 лет назад в селе Караторык, что недалеко от Шилика, в многодетной семье дехкан Абдуллы Рузиева и Рахилям Баратовой, воспитывавших восемь детей. Ранние его годы мало чем отличались от судеб ровесников. Окончив в родном селе среднюю школу на уйгурском языке, работал в знаменитом совхозе им. Саттарова. В 1986 году решил податься в столицу, чтобы трудиться на известном в те годы заводе имени Кирова. Вскоре получив общежитие, зажил обычной жизнью рабочего человека.
Абайдулла рассказывает:
- Мое счастливое детство выпало на годы, когда Казахстаном руководил Динмухамед Ахмедович Конаев. С огромным уважением к нему относились мои родители. Большим праздником для всех жителей села было, когда он несколько раз приезжал к нам в совхоз. Моих земляков Динмухамед Ахмедович покорил скромностью, простотой в общении и знанием проблем аграриев. Они рассказывали, что Димаш Ахмедович задавал рабочим совхоза вопросы на казахском языке, а они отвечали ему на уйгурском, но при этом прекрасно понимали друг друга.
Мы, рабочие, были возмущены, когда за 18 минут пленума в столице сняли с должности нашего любимого руководителя. Узнав это, 16 декабря молодые рабочие завода ночью в общежитиях (среди них был и я) начали готовить лозунги, транспаранты, где написали, что в республике должны пройти свободные и демократические выборы первого руководителя. Утром 17 декабря мы прошли колонной по центральным улицам и пришли на главную площадь Алма-Аты. Кто был рядом со мной? Конечно, мои коллеги-рабочие, которые были родом из разных городов республики. Встретил там и своих соплеменников-уйгуров из Караторыка и Дружбы. Первая половина дня была мирной, но во второй половине, после 15.00 – нас стали разгонять, бить дубинками, поливать ледяной водой, травить собаками. В результате власти спровоцировали беспорядки. Рядом с нами было немало девушек-студенток из КазЖенПИ. Мы их стали защищать и вытаскивать из оцепления. В результате сами попали в окружение. Меня, избив, схватили. Сначала посадили на 15 суток, позже вновь арестовали, и почти четыре месяца я был под следствием. Затем состоялся суд: мне дали 5 лет колонии усиленного режима. Из них 1 год 8 месяцев провел в колонии недалеко от Актау, потом меня перевели в колонии-поселения в России и Акмолинской области. В целом, провел в заключении 3,5 года. Нас, участников декабрьских событий, полностью реабилитировали в ноябре 1993 года.
После освобождения Абайдулла Абдуллович вернулся в родное село, стал работать каменщиком в ПМК. Вскоре переехал в Шилик, создал семью. Многие годы он трудился строителем, в районном газовом хозяйстве. Сейчас занимается земледелием и садоводством. У нашего героя трое сыновей: все они получили образование. Старший живет в южной столице, средний, окончив университет, работает в Турции. Абайдулла с супругой, как это у нас принято, живет с семьей младшего сына, воспитывает внуков.
Абайдулла Разиев награжден юбилейными медалями, посвященными Дню Независимости, почетными грамотами, благодарственными письмами. Его часто приглашают на встречи в школы, колледжи и университеты, где он рассказывает о тех уже давних событиях. «Героем себя не считаю, я просто выступил тогда, как и многие мои друзья, против несправедливости», - часто повторяет он.
Мне удалось поговорить с одним из самых авторитетных аксакалов села Караторык, который многие годы был главным бухгалтером совхоза им. Саттарова, Абдуллином Ашировым:
- Я с детства хорошо знаю Абайдуллу: он вырос у меня на глазах. Долгие годы общался с его родителями – это были скромные, немногословные и очень трудолюбивые люди, которых искренне уважали сельчане. В их семье развито обостренное чувство справедливости, думаю, поэтому в декабре 1986 года Абайдулла со своими единомышленниками вышел на площадь.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район