Пять шагов к укреплению этносоциальной стабильности
На обсуждение прошедшей в конце апреля ХХVI сессии Ассамблеи народа Казахстана была вынесена довольно актуальная на сегодня тема: «Пять социальных инициатив – платформа социального единства общества». Вполне естественно, что все эти вопросы на сессии обсуждались через призму мира, стабильности и межнационального согласия. Ибо от этого фактора во многом зависит сам процесс развития экономики, социальной сферы и, как следствие, рост благосостояния народа. Подтверждением тому является тот факт, что за 26 лет независимости наш родной Казахстан добился таких успехов и таких высот благодаря именно спокойствию и стабильности в обществе.
В своем содержательном выступлении на сессии наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев еще раз подробно остановился на озвученных им в марте этого года пяти социальных инициативах. При этом он особо подчеркнул важность реализации в полном объеме всех предусмотренных в этих направлениях мер. При этом он, конечно же, имел в виду, что социальная модернизация позволит улучшить качество жизни граждан, поднять их благосостояние, более активно задействовать население в сферу реального производства, увеличить их доходы, поднять образовательный уровень казахстанцев, сделать жизнь более комфортной. А это, в свою очередь, будет работать на укрепление стабильности, снижение протестных настроений в обществе, градуса напряженности.
Глава государства четко обосновал необходимость выдвижения пяти новых социальных инициатив. И назвал при этом три фундаментальные причины.
Первое. Анализ последних лет показывает, что наметилась тенденция вмешательства отдельных стран во внутренние дела других суверенных государств, что влечет за собой дестабилизацию и эскалацию напряженности в отдельных регионах. А это чревато негативными последствиями в условиях отсутствия должного социального единства и интеграции. Именно поэтому необходимо укреплять платформу социального единства. Это позволит минимизировать негативное воздействие на общество извне и укрепить внутреннюю стабильность, основанную на сплоченности людей.
Второе. В современных условиях, как в экономике, так и в политической сфере, неизмеримо возрастает роль социального и культурного капитала. Становится очевидным, что новейшая экономика, цифровизация и роботизация производства, инновационные технологии требуют совершенно иного его качества. Именно поэтому подчеркнул Президент, мы должны двигаться в этом направлении, чтобы социальные инициативы дали импульс развитию новой экономики.
Третье. Как известно, Казахстан - полиэтническое государство. Следовательно, социальная и национальная политики неразрывно связаны между собой. А это значит, что выдвинутые Лидером нации пять социальных инициатив будут работать на всех граждан нашей страны, способствовать развитию всего многонационального народа. И в первую очередь они, конечно же, важны для малообеспеченных слоев населения и молодежи.
В качестве примера Нурсултан Абишевич привел нашу языковую политику. «Она отвечает коренным интересам народа, - подчеркнул он, - и не ущемляет интересы кого-либо. Глубоко убежден, общенациональное согласие в языковой сфере, достигнутое в Казахстане, это наше «золотое решение».
Следует отметить, что благодаря Президенту в Казахстане осуществляется очень взвешенная и продуманная языковая политика, с учетом интересов всех граждан. Через деятельность Ассамблеи народа Казахстана созданы все условия для того, чтобы этнообъединения в регионах могли изучать свои языки, сохранять и укреплять культуру, обычаи, традиции. При этом со стороны государства есть не только моральная, но и материальная поддержка. Такого нет ни в одном государстве мира. Даже в тех, где федеративная форма устройства с субъектами автономии.
Что касается государственного казахского языка, то и здесь идет нормальный, естественный процесс без крайностей, забегания вперед, методов «вколачивания». Есть огромные внимание и поддержка со стороны государства. И, как следствие – язык развивается, расширяется сфера его употребления, растет число его носителей. Говоря об этносоциальной политике, нельзя не отметить роль государственного языка в деле сплочения и консолидации общества. Призывая казахстанцев знать три языка, Нурсултан Абишевич при этом всегда подчеркивает, что казахский - не один из них, а особенный в силу своего статуса. Он уверен, что у него большое будущее, и он призван стать мощным объединяющим фактором. И это правда. К примеру, если завтра все мы, восемнадцать миллионов казахстанцев, начнем говорить на государственном языке, мы лучше будем понимать друг друга, будем роднее и ближе.
В минувшем году, и об этом тоже было сказано на сессии Ассамблеи, вышел указ Президента о переводе казахского языка на латиницу. Уверен, что процесс этот непростой. Успех здесь будет зависеть не только от государственных структур, отвечающих за языковую реформу и ученых, но и от всех казахстанцев. Именно поэтому все мы должны сесть за парты и начать изучать казахский с чистого листа, но уже на основе латинской графики.
У каждого должно быть понимание, что государственный язык – это наш общий язык, ибо все мы, независимо от национальности, граждане этой страны. А знание его – это наш долг: и гражданский, и человеческий. Кстати, эта норма закреплена и в Конституции. Если не мы, кто его будет уважать? Если не мы, кто его будет защищать? Если не мы, кто его будет оберегать?
В своем довольно компактном по объему и емкому по содержанию докладе Лидер нации не только аргументированно обосновал необходимость пяти социальных инициатив, но и назвал главные особенности нашей социальной политики. Также озвучил меры, которые необходимо принять, чтобы полноценно укрепить социальное единство. При этом он особо подчеркнул, что наша политика, в том числе и в социальной сфере, имеет общегражданский, общенациональный смысл, что мы всегда исходили и будем исходить из основополагающей конституционной нормы – равенства всех граждан. Вне всякого сомнения, именно такой принцип, такой подход позволяют сохранять нам мир, спокойствие и межнациональное согласие на нашей земле, уверенно идти по пути прогресса, укрепления основ независимого государства.
В своей известной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Абишевич подчеркнул, что «сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность... Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных ХХI века». Так вот одним из таких качеств, на мой взгляд, является духовность. Не случайно в этой статье Президент шесть раз подчеркнул необходимость ее сохранения, бережного отношения к национальному коду, национальной идентичности. И при этом очень точно заметил, что без этого все остальное теряет всякий смысл.
Истинно это так. В нашем полиэтническом обществе, как известно, много идентичностей: этническая, языковая, религиозная и т.д. Но для того, чтобы еще больше сплотиться, стать по-настоящему сильной нацией, нам необходима единая для всех нас, цементирующая идентичность. И таковой, на мой взгляд, может стать именно духовная идентичность. А чтобы ее сформировать, представителям всех 130 этносов необходимо максимально адаптироваться в казахскую среду, понять и принять все казахское как свое родное и близкое. Другими словами, представители этносов со своими национальными ценностями должны гармонично вписаться в уникальный духовный мир Великой степи.
У всех у нас должно быть понимание, что если лишить народ духовности, то он превратится в огромную серую массу безвольных людей с атрофированными инстинктами самосохранения. И наоборот, духовно богатый народ – сильный, стойкий, способный выдержать любые испытания. К примеру, казахи тоже сумели на протяжении веков пройти через все круги ада, преодолеть невероятные трудности и занять свое достойное место под солнцем благодаря духовной силе, духу предков. У кочевников всегда был сильный внутренний стержень. Многие враги гнули его, но никто не смог сломать. Потому что силу этого стержня питает опять же духовность.
Однажды, когда великий полководец Тамерлан воевал с горцами Кавказа, к нему пришли командиры и сказали, что они победили. На это Тамерлан спросил: «А вы отобрали у них пондар (музыкальный инструмент)? Те отрицательно покачали головами. Тогда полководец сказал: «В таком случае вы их действительно только победили, но не покорили. Приведите мне их старейшин. Я хочу в знак уважения вручить им ценные подарки». Другими словами, он дал понять, что если народ не лишить духовности, его невозможно поставить на колени.
Именно поэтому мы, представители всех этносов, должны прочно держать в руках свои музыкальные инструменты, чтобы их звуки, сливаясь с чарующими мелодиями домбры, всегда звучали в Великой степи. Этим самым извещая весь мир о том, что мы вместе с казахским народом всегда были, есть и будем.
Атсалим ИДИГОВ,
член Ассамблеи народа Казахстана, лауреат премии Президента
Республики Казахстан,академик Академии журналистики Казахстана.