Вторник, 30 Ноября 2021

Опять 25

Опять 25

Здравствуйте, «Огни Алатау». Хочу рассказать о том, как я добиралась с работы домой в пятницу вечером, 25 октября 2019 года. И, честно признаться, никак не ожидала того приключения, которое со мной произошло.

Итак, на 8-ке с «Дома печати» я доехала до «Самала», чтобы пересесть на 25-й, который идет в село Еркин. Стою, жду. Подъезжает 25-й под номером 266. Водитель из кабины жестами показывает стоящим на остановке, дескать «я не еду, время вышло». «Ладно, - думаю, - позвоню в диспетчерскую компании «TRANSTAL», узнаю, какой следующий?». Звоню, спрашиваю, диспетчер Бахыт мне отвечает, что следующим идет 270-й.

Стою, жду, время идет. Подъезжает 270-й, захожу в автобус, а водитель говорит: «Я не еду. Автобус сломался, тормоза не работают». Снова звоню Бахыт. Она отвечает, что теперь должен ехать 170-й, а перед ним подъедет 379-й, но он поедет на базу, потому что по времени работу заканчивает.

- А Вы не могли бы узнать, 170-й точно едет или нет? – попросила я.

Бахыт согласилась, позвонила и говорит:

- 170-й сломался, на линии стоит, поехать не сможет.

- А до Еркина еще автобусы есть? – спрашиваю.

- Да, - отвечает она, - 260-й, но, к сожалению, он по времени тоже не едет. Извините…

«Что же делать? – думаю. – На часах уже 8 вечера. Ладно, придется звонить начальству». Звоню Данияру, заместителю директора компании «TRANSTAL». Он меня выслушал, попросил подождать, пока сам все не выяснит, и пообещал перезвонить.

Стою, жду, а время идет. Перезванивает Данияр и говорит:

- Не беспокойтесь, сейчас водитель 270-го автобуса, который сломался, приедет за Вами на своей машине и отвезет домой.

- Да? – говорю. – Ой, спасибо огромное! До свидания! – отключаю телефон и пребываю в шоке. Я думала, автобус на замену поставят, а тут машину пришлют…

Стою, жду. Через какое-то время подъезжает легковое авто, за рулем – водитель 270-го. Сажусь в машину, а он мне говорит: «Давайте сначала на базу заедем, я зарплату получу, а потом Вас домой отвезу?». «Хорошо, - говорю я, - но учтите, из машины не выйду, чтобы Вы меня на базе не оставили!».

Приехали на базу, водитель пошел получать зарплату, я осталась в машине. Сижу, жду. Минут через 15 водитель возвращается, садится за руль и заводит машину. Тут открываются двери и к нам подсаживаются еще трое мужчин. Это были водители автобусов, у которых своих машин нету и домой ехать не на чем. Вот и просят других, чтобы их до дома подбросили.

Сели они в машину и смотрят на меня не то с удивлением, не то с ужасом. Немного осмелев, спрашивают:

- А Вы, случайно, не та, которая на «Самале» постоянно 25-й ждет?

- Да, она самая.

- А что Вы здесь делаете? Ругаться приехали?

- Нет, просто теперь, если автобус сломается и в село Еркин не поедет, я буду звонить вашему начальству, и водители будут меня персонально домой отвозить, бесплатно, – говорю я с серьезным видом, а сама еле сдерживаю смех.

Повисла тревожная тишина, потом водителя, что за рулем сидел, спрашивают:

- Что, правда что ли?

- Да нет, у моего автобуса тормоза полетели, а другие не поехали: кто-то по времени, кто-то сломался. Сказали отвезти.

- А-а-а, - с облегчением вздохнули водители, все посмеялись и мы поехали.

По дороге завязывается разговор.

- Что, – спрашиваю, – зарплату получили?

- Да, - говорит один, - 18 тысяч тенге.

- А я – 12 тысяч, - говорит другой.

- Что? – ушам не верю. – Это что за зарплата такая? Быть того не может!

- Может! – возразили мне. – С нас за недовоз высчитывают!

- Это как? За какой еще недовоз?

- А вот как: если за день план не сделаешь, то с зарплаты удерживают, а если больше плана сделаешь, то излишек себе забираешь.

- И какой план нужно сдать за день?

- 26 тысяч тенге.

- И как? Вытягиваете?

- Да по-разному! Когда народу много – вытягиваем, даже на тысячи 2-3 больше делаем. А когда людей мало – все, недовоз, особенно на 25-м.

- А что так?

- Ну, смотрите сами: по 25-му, в основном, - все учебные заведения: школы, колледжи, университет. Ездит кто? Школьники и студенты. А у них проездные. Многодетные матери тоже по проездным ездят, а старики - по удостоверению. Конечно, на всех автобусах такая ситуация, но именно на 25-м никто работать не хочет. Выручка низкая.

- Секундочку, - возражаю я, - так ведь государство же оплатило все проездные билеты! Разве вам дотации не выплачивают?

- Какие там дотации? – зашумели водители. – Мы их и в глаза не видели! О чем Вы?!

- А какая у вас зарплата, по форме? – задаю прямой вопрос.

- Все от выработки зависит, - отвечают, - сколько дней работаешь, сколько часов намотаешь, сколько кругов сделаешь. Грубо говоря – 45, плюс-минус пару тысяч. Работаем с напарниками, кругов делаем – 8, 9, 10, а иной раз и все 10 с половиной, зависит от того, во сколько выезд. Ну, и часы: когда 14 часов наработаешь, когда 15. Правда, еще за выслугу лет немного добавляют.

За разговором незаметно пролетели те несколько минут, пока меня домой везли. Когда я уже выходила, один из водителей спросил:

- А как Вас зовут?

- Жанна Аркадьевна, - говорю.

- Вы же в газете работаете?

- Да, - отвечаю.

Тогда, помедлив немного, он попросил:

- Вы, пожалуйста, не пишите про водителей плохое. Поймите, мы тоже крутимся, как можем. Надо же и семью кормить, и детей поднимать, учить. У многих – кредиты. Это в советское время у водителей и зарплата была стабильная, и автобусы нормальные. А профсоюз какой был! И в санатории водителей отправляли, и в профилактории, а сейчас… Начнешь возмущаться – у начальства один ответ: «Не нравится – увольняйся». А с работой сейчас сложно. Вот и держимся за эту, чтобы стаж набежал да на пенсию выйти.

- Знаете, - подхватил другой, - нам бы тоже хотелось, чтобы и зарплата была высокая, и дороги ровные, и автобусы хорошие, комфортабельные, с карточной системой оплаты ОNAY, как в Алматы. Думаете, нам приятно каждый раз руку протягивать за 80 тенге? Как будто милостыню просишь. А есть такие, которые за проезд не заплатят. Втиснутся в полный автобус, проедут 2-3 остановки и выходят. А сколько мусора мы после пассажиров убираем! А во сколько мы на работу приходим, знаете? В 5 утра - как штык! Вы еще спите, а мы уже машину к рейсу готовим, на линию выводим. А представляете, зимой? Пока заведешь, пока разогреешь, а выходить надо по графику. Поэтому еще раньше приходишь. Просто хочется, чтобы наш труд и люди ценили, и государство оценивало по достоинству…

Я вот что думаю: Талдыкорган – это ведь центр Алматинской области, сердце Жетысуского края. Так неужели нашему акимату нельзя наладить нормальную работу с предприятиями-пассажироперевозчиками, чтобы население не страдало. Чтобы можно было добираться на работу и домой быстро и без проблем, а не как я - полтора часа. Чтобы автобусы не ломались, ходили по графику, а водители соблюдали правила дорожного движения и были вежливы с пассажирами. Чтобы по городу ходили школьные автобусы и дети спокойно доезжали до своей остановки. В общем, есть еще много того, чего хотелось бы.

Конечно, в этот раз меня довезли до дома, и то потому, что я на «Самале» одна осталась, кому в Еркин надо, но ведь это не значит, что всегда довозить будут. А как быть с другими людьми? Что, каждому персонально машину подгонят? Нет, конечно. Поэтому я очень хочу, чтобы наш общественный транспорт работал отлично, а про водителей в газетах писали только хорошее.

Жанна Аркадьевна, жительница села Еркин.

Другие новости

Цифровая война за платформу Egov

Цифровая война за платформу Egov

Цифровая революция. Новая платформа закрывает мног...

  30.10.2021   1887
Подпольные тои и харамные асы

Подпольные тои и харамные асы

Одни борются за жизнь, другие умирают, третьи р...

  30.07.2021   7748
Скажи-ка, санитарный врач…

Скажи-ка, санитарный врач…

Когда руководитель не задумывается над чем-то, не...

  28.07.2021   7439
Как мобильные приложения воруют деньги со смартфонов

Как мобильные приложения воруют деньги со смартфонов

Скачав однажды игру на смартфон, можно остаться бе...

  27.03.2021   14240
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.