Какие смыслы зашифрованы в традиционных казахских изделиях
Рукотворное чудо – думаешь с восхищением, когда видишь изделия, созданные Айгуль Дауренбековой из аула Дубовка Карагандинской области.
Мягкая мебель
– «Көрпе төсе!» – если бабушка произносила эти слова, это означало, что в доме гость, причем гость почетный. И мы, детвора, неслись стелить корпешки, причем надо было знать, как правильно это сделать. И не дай бог тебя угораздит постелить их изнаночной стороной кверху! Это гарантировало разбор полетов с участием бабушки и прабабушки, а также долгую лекцию о том, как правильно встречать гостей, хоть званых, хоть незваных.
Надо сказать, гость – сакральная для казаха величина. И эта модель поведения появилась не вчера, и даже не позавчера. Она зародилась давно, подозреваю, что с этой функцией «встречать гостей» казахи родились много веков назад.
И даже сейчас, спустя столетия, можно с уверенностью сказать, что весь мир и вся жизнь казаха крутится вокруг гостя. Причем не конкретно взятого, который пока, прямо сейчас, еще не пришел, а гостя в целом, который обязательно завтра появится. И это не обсуждается и сомнению не поддается.
Посудите сами. Даже сейчас при планировании строительства дома в первую очередь обсуждается не детская комната, не спальня, а именно гостиная, проще говоря, зал, и главное условие – чтобы туда вмещался огромный стол.
Если же жилье приобретается готовое, то все равно первым делом смотрят, какой там зал, то есть главная комната для встречи гостей. Ведь нужно, чтобы он был «вот такой ширины, вот такой высоты», вмещал всех гостей, а их будет немало, всех родственников, которые обязательно будут собираться в доме.
Корпеше, по сути, выполняют функцию мягкой мебели. На них очень удобно сидеть, лежать, отдыхать. А если они расстелены вокруг стола с низкими ножками, то они еще и стулья. То есть десятки посадочных мест можно организовать легко и быстро.
Для гостей практически в каждом казахском доме и по сей день держат отдельные корпеше, хотя нынче и мебели много, и надобности в «степной мягкой мебели» вроде как нет. Обязательно включают в приданое невесты корпеше и корпе, то есть одеяла, предназначенные для сидения и для того, чтобы укрываться.
Ткань, узор, наполнитель внутри корпеше зависят от бюджета и желания семьи. Мастериц, шьющих на заказ приданое – қыз жасау – немало. Однако среди рукодельниц не так часто встретишь социального педагога, работающего с непростым контингентом, а в свободное время возрождающего древнее ремесло.
А нам довелось встретить такую мастерицу, поговорить, увидеть ее труды.
Айгуль живет в селе Дубовка, что недалеко от Караганды. Трудится в отделе занятости и социальных программ Абайского района. А еще шьет потрясающие корпеше и не только – покрывала, женские сумки, молитвеннные коврики, подушки, тумары как украшение для дома и много другой красоты из текстиля.
Петля к петле
А началось все в далеком детстве, когда маленькая девочка увлеклась искусством құрақ. Она собирала лоскутки, сшивала их. В мамином роду нағашы были рукодельницы, бабушка по маме Шалабай и вовсе была известной на всю округу мастерицей. То есть способность передалась по наследству, так работает генная память. Внучка даже не видела бабушку ни разу, а удивительно похожа на нее – и лицом, и талантами.
– В школе на уроках труда нас учили вязать крючком, мне это нравилось. Мы вязали себе воротнички, ажурные салфетки. Тогда же нас обучали основам кройки и шитья. Я, глядя на корпеше, которые были у нас дома, пыталась собрать такие же узоры из лоскутков ткани. Не сразу, но получалось вполне красиво, – рассказывает Айгуль.
После школы она уехала учиться, потом вышла замуж, началась новая жизнь. Но тяга к рукоделию никогда не покидала ее. Айгуль создавала красоту вокруг, училась по видеоурокам в Интернете, позже купила специальный онлайн-курс, к которому подарком шла книга, посвященная искусству шитья.
Первое корпеше, выполненное полностью в стиле құрақ, Айгуль сшила по онлайн-урокам. Ошибалась, приходилось распарывать, шить заново. Но она не сдавалась.
– Если это умеют другие, то почему не смогу я? Так я говорила себе, и училась, изучала, пересматривала видео, – вспоминает Айгуль.
Когда готовое изделие она показала тренеру курса, та не могла скрыть своего восхищения, настолько красивым получилось корпеше. На белом плюше красовался узор, вокруг которого в геометрически правильные конструкции были соединены кусочки ткани в технике «ши құрақ» – одного из сложных, но красивых видов национального искусства – пэчворк.
Тот самый первый корпеше можно назвать своеобразным талисманом для Айгуль. Сейчас она кроме корпеше и корпе шьет покрывала для кроватей, к слову, очень красивые и приятные на ощупь, ведь ручная работа! Кроме того, модницам по вкусу ее сумки из натуральных тканей, для родителей часто берут молитвенные коврики, расшитые вручную. Заказов она много не берет, ведь есть еще работа, дом. Но все равно, когда женщина, и вообще человек, «дружит» со швейной машинкой – это не только экономически выгодно, но и красиво. А в мечтах у Айгуль – открыть свой цех по пошиву национальных изделий.
– Для того чтобы подготовить одно корпеше, уходит минимум два дня. Люди обычно видят итоговую версию, где узоры на месте и все красиво. Но за этим стоит кропотливый труд. Так, например, в первую очередь, готовится внутренний чехол, который называют «бидай». Важно правильно выбрать ткань. Я беру только хороший материал, потому что не хочу, чтобы мои усилия обесценивались из-за тканей низкого качества и люди говорили, что я шью некачественно, – делится Айгуль. И она тысячу раз права.
Ведь это и есть факторы, формирующие положительное сальдо репутации, а значит, успеха. Трудолюбие плюс честность и преданность делу, добросовестность и стремление к качеству – вот основные «ингредиенты» успешности почти в любом деле.
«Я сошью себе жизнь...»
На самом видном месте в доме Айгуль висит тұмар – талисман, сшитый ее руками. Состоящее из нескольких частей изделие, несомненно, украшает дом, несет в себе определенную информацию. Шанырак означает очаг, семью, узоры выполняют функцию оберега, а привычный треугольник – именно в треугольную форму складывают традиционно тұмар казахи – символизирует собственно сам талисман.
– Я сшила его на день рождения мужа, хотела его порадовать. А еще, чтобы каждый гость уже на входе мог видеть, в дом представителя какого рода он попал. К тому же он выполняет и воспитательную роль, подчеркивает важность и ценность семьи. Он помогает сберечь свои корни, ведь знать своих предков, свой род обязан каждый, – рассуждает Айгуль.
И я с ней соглашаюсь – такой тұмар может быть отличным подарком для любого человека.
«Қол өнер» – так казахи называют то, что создает человек своими руками. Это не просто рукоделие, а именно искусство. Будь то құрақ, вышивка, ювелирное дело, валяние войлока, ковроткачество, резьба по дереву – любое умение требует не просто способностей, наличия навыков, но и большой любви к своему делу. «Өнер көзі халықта» («Источник искусства – народ») ,– говорят казахи. Способность что-либо делать руками – ценное качество в человеке, потому что оно, в отличие от богатства, всегда остается при нем. Не случайно казахи говорят: «Астыңда дөненің болғанша, қолыңда өнерің болсын» («Чем иметь жеребца, лучше уметь создавать руками»).
Когда дело поставлено на поток и изделия штампуются, говорить о том, что это искусство, не приходится, это ремесло, которое кормит его обладателя. А когда каждую вещь создают, продумав от самой первой петли до последнего стежка, – это қол өнер – искусство рождения рукотворного чуда.
Узоры на корпеше бывают разные: ромбовидные, в виде правильных квадратов из лоскутков, напоминающие изогнутый рог и так далее. И это не просто фантазия рукодельниц, а самые настоящие «говорящие письмена». Так, например, квадрат, выполненный в стиле «ши құрақ», заключает в себе одно из самых важных и нужных пожеланий, которые казахи говорят самым близким и родным: «Төрт құбылаң тең болсын» («Пусть будет все у тебя в порядке»). Это смысловой перевод, а если дословно, то будет так – «Да будут целыми все четыре стороны твоей жизни».
Узор, собранный из лоскутков в виде спиралевидного рога, шьют на изделиях, которые дарят сватам – новым родственникам, людям, с которыми общение и дружба только начинаются. Этот узор означает: «Благополучия вам и пусть общение перерастет в дружбу и единство».
Издревле казахи с помощью цветов, узоров, вышивки передавали информацию. Так, например, девушки после замужества в первые годы вышивали подушки, платки и передавали их в родной аул. По этим изделиям ее родные узнавали о том, как ей живется в новом доме. Если преобладал желтый цвет, значит дочь скучает, ей в новой семье тяжело. Зеленый цвет означал, что скоро следует ждать пополнения. «Көгеріп өсіп-өніп жатырмын», что означало «Процветаю, расту, все хорошо».
Сшитые и расшитые вручную элементы внутреннего убранства юрты делали жилище уютным, наполняли его теплом, создавая неповторимый колорит. Чтобы убедиться в этом, достаточно оказаться в любой юрте, украшенной традиционными предметами декора. Уют, свет, родное и ни с чем не сравнимое осознание, что это все твое, что ты и сам есть часть этого всего. И что из этих самых маленьких, но важных составляющих, словно из кусочков ткани, шьется одеяло твоей судьбы, наносится узор твоей души.
Вот как описывает состояние Абая, сидящего в юрте, Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая»:
«...Дверь распахнута, тундук открыт, и прохладная юрта полна дыханием ясного весеннего утра. Запахи полыни и ковыля, перебивая друг друга, врываются в нее вместе с разноголосым шумом весны. Абай сидит возле высокой кровати с костяной резьбой, облокотившись о круглый стол. Чтение не мешает ему воспринимать все разнообразие жизни, окружающей юрту.
...С особой остротой Абай ощущает возрожденную весной жизнь, врывающуюся в его уединение. Солнечные лучи, падающие через широкое кольцо шанырака на узорчатые кошмы, по-весеннему ласковы и мягки, тишина в нарядно убранной юрте успокаивает душу. Ему дышится легко и радостно, и он склоняется над страницами, перечитывая их с новым удивительным чувством, будто видя их совсем другими глазами: книга и ее читатель наконец поняли друг друга».
...Существует немало примет, связанных с шитьем, иголкой, рукоделием вообще. Так, например, считается, что нельзя доверять шитье приданого для невесты женщинам рано овдовевшим, оставшимся в девках, не родившим детей.
Головной убор для мужчин шили в основном женщины в почтенном возрасте. А вот мальчикам такие могли сшить и сестры, то есть девушки.
Время диктует свои правила, и сейчас умение шить не обязательно, не всем нужно быть мастерицами. Тем более сегодня достаточно швейных машин самых разных конфигураций и комплектаций, с множеством функций, и чтобы сшить что-нибудь, не нужно сидеть с иголкой часами.
Однако созданные вручную вещи во всем мире ценятся намного выше даже самых лучших заводских. И этому есть простое объяснение – никакой, даже самый суперсовременный робот или компьютер, не в состоянии наполнить светом сердца и теплом рук вещь, создавая которую, человек отдает не один час своей жизни, своей энергии, своей души.
АВТОР:
Зарина Москау, «Казахстанская правда»