Драгоценный талант Мираса
О талантливом юноше Мирасе Болатхане мне рассказали коллеги-учителя, которые работают в районном акимате. Я как-то видел выставку его ювелирных изделий в Доме культуры села Узынагаш - они меня тогда восхитили. А теперь еду на встречу с ним из села Каргалы в районный центр, где расположена мастерская Мираса. Меня встречает юноша среднего роста, со светлым лицом и приятной улыбкой. «Неужели это тот талантливый ювелир, чьи работы известны уже за пределами нашей Родины?» - думаю я.
Поздоровавшись, я представился.
- Мирас Болатхан, художник-ювелир, - говорит в ответ симпатичный юноша, похожий на старшеклассника.
- Сколько Вам лет? - невольно спрашиваю его.
- Двадцать семь, но почему-то многие считают, что я младше, - с улыбкой отвечает парень.
Не торопясь обхожу мастерскую, знакомлюсь с уже готовыми ювелирными украшениями, а художник продолжает работать, не обращая на меня внимания. Долго наблюдаю за работой юноши, любуясь его искусством.
Вижу, что мыслями Мирас в творчестве, но мне необходимо поговорить с ним, поэтому с трудом отрываю его от работы и начинаю диалог.
- Мирас, расскажите о себе, где и когда Вы родились?
- Родился в 1996 году в селе Унгуртас Жамбылского района, где веками жили мои предки. Родители - простые труженики. Отец Жарас был чабаном, сейчас работает сторожем в школе; мама Жухар Абдиева трудится техничкой. Я старший в семье, где четверо детей.
- А как пришли к творчеству?
- Еще в начальных классах помогал отцу пасти овец. В те годы у нас в семье был старый советский черно-белый телевизор. Мне, мальчишке 8-9 лет, очень понравился мультфильм «Ну, погоди!». Я стал по памяти рисовать зайца и волка, когда был на пастбище. Рисунками заинтересовались учителя, друзья, родные. Позже рисовал уже на разные темы. Когда окончил 6 класс, родители узнали, что школа-интернат при Академии имени Темирбека Жургенова на конкурсной основе набирает одаренных учеников. Я представил комиссии рисунки, сдал тесты и вскоре был принят. Окончив 9 классов, продолжил учебу в колледже при Академии. Обучаясь там, выбрал себе специальность художника-ювелира.
- Кто Ваши учителя?
- У меня были прекрасные учителя в колледже... Вы, конечно, знаете, что на Востоке всегда гордились своими наставниками. На мои студенческие работы обратил внимание известный казахский мастер-ювелир Серик Рысбек. Он пригласил на работу в свою мастерскую, когда я окончил колледж. Полтора года я учился ювелирному делу у этого знаменитого мастера. Казахские ювелирные изделия имеют свои тысячелетние традиции, но, к величайшему сожалению, они во многом были утеряны в советские годы. Серик ага - один из тех, кто обратился к работам старых мастеров и сумел возродить это древнее ремесло. Я являюсь учеником этого знаменитого зергера.
- Мирас, почему Вы вернулись в родное село?
- В Алматы всегда скучал по родному Унгуртасу... Получил образование, кое-чему научился, а заниматься творчеством уже на профессиональном уровне можно было и у себя в ауле. Как старший в семье, хотел помочь родителям. Да и здоровье пошатнулось: постоянно работать в большой мастерской, дышать парами кипящего серебра было опасно – вот и вернулся. Заочно окончил художественно-графический факультет КазНПУ имени Абая. С 2016 года стал учителем в родной школе, позже открыл мастерскую в Узынагаше, недавно пригласили на работу и в районную школу искусств.
- Какими видами творчества, помимо ювелирного искусства, Вы занимаетесь?
- По-прежнему много рисую на бумаге, пишу картины на холсте, стенах, расписываю ковры, но главное для меня – ювелирное искусство, именно ему думаю посвятить жизнь. Недавно на небольшом ковре создал портрет Динмухамеда Ахмедовича Конаева.
- Расскажете о своем любимом ремесле?
- Казахские ювелирные украшения – это не просто изделия, это целое направление в профессиональном искусстве, корни которого уходят в глубь веков. Чаще всего наши предки работали с серебром. Почему? Известно, что серебро очищает воду и воздух. Во время кочевья воду хранили в серебряной емкости. Женщины, которые за дастарханом ухаживали за гостями или домочадцами, обязательно надевали серебряные браслеты, кольца и серьги как признак чистоты и гостеприимства. Этот драгоценный металл полезен и для здоровья. Народные целители считают, что серебряный браслет или кольцо вытягивает лишнюю соль из тела человека. Серебряные украшения с золотым напылением могли украшать женщин лишь из знатных родов. Золотые украшения могли позволить себе обычно жены и дочери ханов. Красоту серебра подчеркивали бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами, жемчугом, бирюзой и перламутром. Кстати, украшения носили не только женщины, но и мужчины. Обычно они украшали холодное оружие, одежду.
- Какими приемами Вы пользуетесь при работе?
- Смотрите: вот это – отливка по формам, холодная ковка, штамп, чеканка, а здесь –насечка золотом или серебром...
- А что Вы изготавливаете, Мирас?
- В основном, съемные женские ювелирные украшения: браслеты, серьги, украшения для волос.
Браслеты создаю методом холодной и горячей ковки, иногда вырезаю из особых серебряных пластинок, сплетаю серебряной проволокой, а полость изнутри создаю методом дутья. Для этого у меня в мастерской есть специальное оборудование. Женские кольца и перстни (жүзік) имеются двух видов: обычные, которые надевают в будни, и праздничные. Будничные украшения - легкие, праздничные – массивные. Перстни, например, порой имели форму юрты или птичьего клюва. У каждого такого украшения было свое предназначение. Серьги были различных форм на выбор. Часто женщину украшал и оберег-тұмар, и он также мог быть самого разнообразного дизайна.
- Мирас, я помню свою бабушку, в волосы которой были вплетены удивительные украшения...
- Главным украшением женской головы были звенящие подвески – шашбау. Они крепились у основания волос и спускались порой до колен, а на шашбау уже крепились серебряные монеты. Вес таких подвесок не должен был превышать 3 кг. Девушка с такими подвесками никогда не сутулилась и гордо несла свою молодую голову. Наши далекие предки считали, что в волосах обитает часть человеческой души, а звон колокольчиков-шашбау отпугивает злых духов. Женский лоб украшал шекелік, который тоже имел сакральный смысл.
Я неоднократно изготавливал шашбау и шекелік: они уже украшают наших землячек, находятся и в зарубежных коллекциях.
- Мирас, я знаю, что Ваши изделия принимали участие в различных выставках. Где они демонстрировались в прошлом 2023 году?
- На выставках мастеров прикладного искусства в г. Қонаев, в Узынагаше. Надолго запомню ноябрьскую выставку в г. Анталии, которая была посвящена 100-летию Турецкой Республики. Мои украшения представляли там Казахстан и Союз этнодизайнеров страны, членом которого являюсь. В Турции тогда демонстрировали свое искусство и братские тюркские народы всей Евразии: приехали мастера из далекой Якутии, были узбеки, кыргызы, уйгуры, татары, азербайджанцы... Конечно, и сами турки. Наши ювелирные украшения имеют много общего, но у каждого народа есть свои особенности - было очень интересно! Выставку посетило и руководство страны, а по ее итогам мне выдали сертификат.
Несколько часов в мастерской Мираса пролетели быстро: за это время я не только познакомился с творчеством мастера - он, ровесник моих детей, стал для меня почти родным человеком. Юноша родился и вырос в селе Унгуртас, а это святая земля, малая родина Карасай батыра, многих героев и акынов.
От всего отцовского сердца хочу пожелать талантливому юноше здоровья, семейного благополучия и творческих успехов! Уверен, что Мирас уже нашел свое счастье - в искусстве.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район