Героическая жизнь Саурык батыра
Меня связывают теплые отношения с известным казахским писателем, профессором Нагашыбеком Капалбекулы, который относится ко мне, как к младшему брату. Когда он позвонил и пригласил меня в очередную экспедицию «По следам акына Суюнбая», я с радостью согласился. На этот раз путешествие было посвящено Саурык батыру, которого воспел великий поэт. Общаться с Нагашыбеком ага - большое удовольствие: он не только замечательный прозаик, но и прекрасный ученый, автор множества научных и историко-популярных работ, великолепно знающий летопись родного края, будучи знакомым со многими жителями региона. Мы с профессором - земляки: его родное село - Каргалы, и здесь веками жили предки писателя.
У монумента
Группа ученых во главе Н. Капалбекулы приехала из южной столицы, а встретились мы у памятника батырам Сураншы и Саурыку, который расположен на 65-м километре трассы Алматы – Бишкек, недалеко от села Узынагаш. Считаю, что этот монумент работы известного скульптора Казбека Жарылгапова - один из самых грандиозных и талантливых по исполнению в республике. 17-метровый памятник на фоне белоснежных пиков Заилийского Алатау удачно вписывается в окружающий ландшафт. Работы по возведению монумента начались в 2012 году. Прежде чем начать строительство, специалисты провели геодезические исследования почвы и грунтовых вод. Завершилось возведение монумента через полтора года. Хочется сказать, что строили мемориал на народные средства: был создан фонд, куда вносились добровольные пожертвования. Свою маленькую долю внес и я, работая тогда учителем.
Мы собрались у памятника и отдали должное защитникам казахской земли. И теперь пора познакомить вас с участниками экспедиции – это аким Жамбылского района Нурлан Ертас, секретарь Союза писателей РК, доктор филологических наук, профессор КазНУ
им. Аль-Фараби Кансеит Абдезулы, декан исторического факультета КазНУ, доктор исторических наук, профессор Досбол Байконаков, заведующий кафедрой КазНУ, профессор, академик НАН РК Берекет Карибаев, доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабаев, правнук батыра, ветеран МВД РК Смет Бакиров, Почетный гражданин Жамбылского района, Отличник просвещения РК Лайляш Бакирова, директор историко-мемориального музея Суюнбая Аяужан Садвакасова, педагог Ерлан Маженов, потомки батыра – Бауржан Бакиров и Алмас Смет.
Профессор Н. Капалбекулы напомнил нам страницы из биографии Саурыка Стамбекулы:
- Я всю жизнь занимаюсь изучением подвигов Кашке батыра (1717-1803) и его потомков. Саурык батыр – прямой потомок Карасай батыра (1598-1671) в шестом поколении. Он родной внук Кашке Даулетулы.
Саурык родился в 1798 году в ауле, расположенном в местности Салкынсаз. Большую часть времени батыр проводил в ауле недалеко от Салкынсаза, в местности под названием Тонереккуршын в низовьях реки Каракыстак. Его родовое жайлау располагалось в горах Актасты, зимовка - в районе Мессай, что у западного притока реки Каракыстак. В те годы река была полноводной.
Эпоха, в которой жил Саурык батыр, была тяжелейшей в истории казахского народа. Власть ханов была ослаблена или потеряна ими, и в этот момент на историческую сцену выходят батыры, истинные патриоты, чтобы защитить родные земли. Одним из самых ярких из них был Саурык батыр. В те годы лакомый кусочек казахской земли пытались забрать соседи: на казахско-кыргызской границе постоянно шли кровопролитные столкновения между сарбазами двух народов. 28-летний Саурык батыр стал известен в народе в мае 1826 года, когда со своими воинами сразился с кыргызскими манапами под предводительством Орман хана. В районе водных источников Тикендысай, расположенном на равнине Каракыстака, казахский батыр одержал победу и обратил тех в бегство.
Орман хан в те годы не прекращал набеги на казахские земли: кыргызы угоняли скот и продавали пленных на базарах Кашгара, Бухары и Коканда.
В 1840 году сарбазы Саурыка батыра одержали историческую победу над кыргызскими воинами в кровопролитном сражении в междуречье рек Каскелен и Шамалган у крепости Тойшыбек. Почти все войско Орман хана было уничтожено, оставшиеся бежали. Известно, что у кыргызов не было ханской власти, но перед войной с Кенесары ханом Орман собрал на курултай манапов и объявил себя ханом. Саурык батыр был не только воином, но и дипломатом. Историки утверждают, что еще в 1820 году молодой Саурык принимал участие в сов-местном курултае казахов и кыргызов, где было принято соглашение о границе между двумя соседними народами. Эта граница сов-падает с современной – между двумя братскими государствами. К сожалению, нарушения границы продолжались со стороны Орман хана. Саурык батыр совершал ответные походы на земли Орман хана. Сохранились жалобы Ормана русской администрации Туркестанского генерала-губернатора, где он обвинял во всех грехах Саурык батыра. Казахский батыр не подчинился Орман хану.
Как погиб Саурык батыр? Об этом существует немало легенд, из поколения в поколение передаются рассказы. 90-летний правнук батыра Нуртлеу Бакирулы рассказывал мне:
- Кыргызские барымтачи напали на соседний аул сородичей Саурыка, он в это время отдыхал. Когда буквально через несколько минут весть дошла до батыра, разгневанный Саурык вскочил на коня и помчался вслед за врагами. Барымтачи, а их было около 50 человек, уже успели скрыться далеко. Они гнали тысячи лошадей по равнине. Один на резвом скакуне мчался вслед за ними батыр. Те увидели скачущего Саурыка и решили устроить засаду у скалистого острога Тесиктас. Неожиданно барымтачи напали и окружили батыра. Конечно, силы были неравными. Враги пронзили Саурыка копьями, одно из них попало прямо в позвоночник батыра. Бросив смертельно раненого батыра, они скрылись. Когда прискакали казахские всадники, батыр был еще жив.
Акыны Суюнбай Аронулы (1815-1898)
и Жамбыл Жабаев (1846-1945)
о Саурык батыре
В экспедиции приняла участие директор историко-мемориального музея Суюнбая Аяужан Садвакасова. Это молодой, хорошо образованный специалист, который профессионально знает творчество великих акынов Суюнбая и Жамбыла. Она присоединилась к нашему разговору:
- Великие акыны были младшими современниками Саурык батыра. Они выросли, слушая рассказы сородичей о его подвигах. Оба поэта были авторами дастанов, посвященных батыру. Суюнбай, Жамбыл хорошо знали историю родного народа. Старший из акынов в айтысе с кыргызским поэтом Катаганом говорил:
Кто же из вас мог помериться с силами
С такими батырами, как
Саурык и Сураншы?
Когда войной изгнали хана
Кудияра с Орманды,
Не смог тот враг найти дорогу
К своим истокам...
В 1895 году состоялся айтыс между Жамбылом и Сарыбасом. Великий акын так оценил мужество Саурык батыра:
Когти тысячи ворон
Ястреба пронзить не могут!
Всем воронам вместе взятым
Сокола не одолеть!
Батыр Саурык один такой,
Который счастьем одарен,
Врагов увидев, без раздумий
На них бросается с копьем.
О Саурыке Стамбекулы написал большой дастан и акын Абдигали Сариев. В его исторической поэме есть немало интересных фактов из жизни батыра.
В крепости
В те далекие годы, когда Саурык батыр защищал родные земли от захватчиков, казахским джигитам нужны были крепости, где в трудные моменты они могли укрыться. В таких, по современным меркам, небольших укреплениях защитники Отечества хранили оружие и продукты. Там по зову батыра собирались со всего края сарбазы, чтобы отстоять свободу и независимость народа.
...Наши автомобили медленно едут по бездорожью, чтобы попасть к развалинам крепости Саурык батыра. Дорога узкая, заросшая кураем, местами болотистая. Машины останавливаются, мы выходим из них. Дальше идем пешком к месту, где в ХІХ веке стояла крепость.
Наконец, мы доходим до развалин укрепления. Хорошо сохранились остатки дувалов. Меня охватывает трепет, ведь здесь почти 200 лет назад собирались мои земляки, чтобы решать, как защищать Родину. В крепости проводились бурные курултаи: люди спорили, но последнее слово всегда было за Саурык батыром. Недалеко стояли котлы, варилось мясо, которое ели сотни джигитов. Одним словом, некогда здесь бурлила жизнь.
Нурлан Ертас с волнением говорит:
- Мы сегодня встретились с подлинной историей нашего народа. Здесь защищали свободу наши предки. Мы и наши потомки должны знать о подвиге Саурык батыра и его соратников.
Профессор Ахмет Токтабаев продолжил:
- Таких крепостей было немало в наших краях. Я видел и изучил несколько подобных сооружений. Воинские соединения наших предков-кочевников были мобильными. В случае необходимости они собирались в укреплениях, где повышали воинскую подготовку, оборонялись от захватчиков или шли отсюда в дальние походы.
Писатель Нагашыбек Капалбекулы рассказывает:
- Для меня это место – святое, здесь я был многократно. Крепость свидетельствует о том, что казахи издавна строили подобные оборонительные сооружения в случае необходимости. Она была сооружена силами представителей родов кашке, бессары, танатар, тайторы. Укрепление по форме было прямоугольным, толстостенным, с двух сторон протекала река, был ров, по краям возвышались сторожевые башни. Длина стен составляла 75 метров, толщина - 3, высота – 7 метров. Площадь внутренней территории – 5625 квадратных метров. В самой крепости свободно могли вместиться до одной тысячи джигитов. Захватчики всегда пытались в первую очередь захватить подобные сооружения.
Профессор-археолог Досбол Байконаков подключился к нашей беседе:
- Мы должны профессионально изучить этот исторический памятник, который расположен на Великом Шелковом пути. В конце 1990-х годов здесь уже работали археологи, но, к сожалению, объект позже почему-то был законсервирован. В крепости необходимо провести археологические раскопки. Думаю, мы найдем артефакты той эпохи. Считаю, что в будущем необходимо возродить (реконструировать) это сооружение героических предков. В воссозданной крепости нужно создать музей Саурык батыра, где бы рассказывалось не только о его подвиге, но и о героизме Кашке батыра и Сураншы батыра. Уверен, что он станет местом паломничества наших соотечественников и популярным объектом посещения у зарубежных туристов. Главное, он будет играть большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На могиле
Недалеко от аула нашел вечный покой Саурык батыр. К его могиле направляются члены экспедиции. Величественный памятник, возведенный потомками героя, встречает нас на возвышенности. Мы выходим из автомобилей, к нам навстречу идут аксакалы аула во главе с имамом. Тепло здороваемся и молча идем к захоронению. Имам тихо читает суры из Корана, а мы слушаем его, поминая Саурыка. Интересна история этого погребения, с которой знакомит нас правнук батыра – Смет Бакиров. Давайте послушаем его рассказ:
- Мой прадед Саурык Стамбекулы погиб в 1854 году. Это было неспокойное время в истории нашего края. В те годы продолжались набеги кыргызских манапов, которые могли надругаться над телом усопшего, поэтому сородичи приняли решение похоронить Саурыка вдали от родных мест на территории нынешнего Сарканского района области Жетісу. В начале 2011 года в России были опубликована военно-историческая карта, где было указано захоронение батыра. Исследователи решили вскрыть погребение, вывезти останки в научные центры Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, изучить их, сделать анализ ДНК, сравнив с десятью живыми потомками моего предка. Работу эту возглавляли ученые Института археологии имени Маргулана. Анализы подтвердили, что останки действительно принадлежат Саурык батыру. Тело вновь предали земле. Старейший аксакал нашего рода Нуртлеу Бакиров решил вернуть останки батыра родной земле. Власти были не против этого, так как для этого нужно было лишь разрешение потомков, то есть наше. Утром 29 сентября 2012 года потомки Саурык батыра, во главе них стоял я, вскрыли погребение моего прадеда. Вместе с нами находился имам Жолдасбай кажи. Останки завернули в белую ткань и в тот же день вечером мы уже были в родном ауле. На следующий день при большом стечении народа останки Саурыка батыра были преданы родной земле. Потомки героя дали ас в память о своем выдающемся предке, где присутствовало несколько сотен человек. В Сарканском районе, где с 1854 по 2012 годы покоился батыр, был поставлен памятник Саурык батыру, сооруженный его потомками.
Большую роль в деле увековечения памяти Саурык батыра сыграл его правнук Нуртлеу Бакиров (1927-2020). Выпускник 1949 года Казахского горного института, он многие годы трудился на свинцово-цинковом комбинате в Текели, работал на различных руководящих должностях. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета».
Хочется отметить роль еще одного потомка батыра – Амангельды Дынбаева, 1937 г.р. Уроженец села Аккайнар, выпускник Каргалинской СШ №1 1956 года и Самаркандского сельскохозяйственного института 1962 года. Работал на руководящих должностях в Жамбылском районе. Прекрасный краевед, составитель шежіре своих предков.
Уже смеркалось, когда члены экспедиции возвращались в районный центр Узынагаш. Мы долго говорили о доблестном пути Саурыка батыра и пришли к выводу, что имя героя принадлежит не только его прямым потомкам, но и всему казахскому народу. О подвиге защитника родной земли должны быть написаны статьи, монографии, художественные произведения, сняты фильмы.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район