Пятница, 22 Ноября 2024

Правда о трагедии «Ату»

Правда о трагедии «Ату»

31 мая – День памяти жертв политических репрессий

В этом году в День памяти жертв политических репрессий во многих селах Енбекшиказахского и Уйгурского районов Алматинской области будут проведены мероприятия, посвященные 100-летию трагических событий периода гражданской войны, связанных с массовым расстрелом мирных жителей уйгурских сел Семиреченской области. 

В конце мая 1918 года красноармейским карательным отрядом под командованием комиссара М.Мураева был совершен рейд по уйгурским селам Семиречья, расположенным вдоль Кульджинского тракта в направлении к востоку от г. Верного, и расстреляно, по некоторым оценкам, до 25 тысяч мирных дехкан-уйгуров. Ни в чем неповинные сельчане были расстреляны в отместку за то, что небольшая часть уйгурской общины, проживавшей в окрестностях города Верного, оказала поддержку вооруженному восстанию против большевиков в апреле-мае 1918 г. Это восстание было поднято сразу после провозглашения советской власти в Верном сторонниками Временного правительства, которые мобилизовали против большевиков различные группы местного населения, в том числе часть уйгурского, во главе с баями и муллами. По просьбе местных коммунистов на помощь в подавлении восстания в Верном и его окрестностях из Ташкента, бывшего в то время центром революционного Туркестана, был направлен карательный отряд во главе с Митрофаном Мураевым, который имел полномочия Чрезвычайного комиссара по ликвидации восстания. 
Отряд Мураева при помощи местных большевиков сумел в считанные дни подавить антибольшевистское восстание. Как не раз бывало в истории, организаторы выступления бежали, но пострадало мирное население, далекое от тех политических столкновений, в которые ввергла страну Октябрьская революция 1917 года. Жертвами карательного похода красноармейского отряда из Ташкента и стали мирные жители уйгурских поселений, которых было решено «наказать» за то, что уйгуры выступили на стороне повстанцев в Верном: после подавления восстания в Верном отряд Мураева двинулся на восток по Кульджинскому тракту, устраивая в каждом селении невиданные по жестокости акты массового расстрела мирных жителей. 
Первыми жертвами карательных действий стали жители села Жанашар, которые, ничего не подозревая, радушно, с угощениями, приветствовали отряд Мураева. Жители этого села были собраны на сходку в большом дворе местного богача, где их ожидали установленные с разных сторон пулеметы. Пулеметная очередь не пощадила никого из собравшихся, от мала до велика, все были расстреляны. По такому же сценарию были организованы расстрелы в других селах... По воспоминаниям очевидца событий Гаппарова, только в Чиликском районе было расстреляно 14 тысяч человек. До сих пор сохранился установленный на братской могиле погибших в селе Большое Аксу надгробный каменный памятник, на котором высечена на арабской графике надпись «1918 г., 1334 погибших».
По мере продвижения карателей весть о расправе распространялась по Кульджинскому тракту от села к селу. Люди сначала не верили тому, что вообще можно безо всякого основания расстреливать мирных жителей, но в последующем, узнавая о приближении карателей, они прятались или убегали в горы. Однако не всем удавалось скрыться от красноармейцев, которые расстреливали всех, кто попадался на их пути. Почти 25 тысяч уйгуров вынуждены были бежать в соседний Кульджинский край Китая, спасаясь от преследовавших красноармейцев. Вслед за карательным отрядом в опустошенные села приходили мародерствовать так называемые «новоселы», безземельные крестьяне-переселенцы из европейской части России. Следует отметить, что хотя под пули красных карателей попали в основном уйгуры, было убито немало казахов и русских, которые пытались укрыть их от преследования.
 В своем кровавом рейде отряд Мураева, к которому присоединились местные подразделения Мамонтова и Затыльникова, дошел до Жаркента, откуда Мураев безуспешно пытался вступить в переговоры с китайскими властями о возвращении беженцев. Только спустя несколько лет, после полного утверждения советской власти в Семиречье и установления дипломатических отношений Советского Союза с Китаем, большая часть беженцев смогла вернуться к своим родным очагам.
Массовый расстрел сохранялся в коллективной памяти уйгурского населения Казахстана как «Ату пєжиєси», что по-уйгурски означает «трагедия расстрела». Много народных песен (ќошаќ) написано о горе и страданиях, которые людям принесла расстрельная трагедия. 
Длительное замалчивание этой трагедии было прервано лишь в середине 1970-х годов, когда впервые советским историкам было «разрешено» упоминать о ней в своих трудах. Однако кровавый расстрел ни в коей мере не должен был поколебать героической образ Красной Армии, поэтому была создана легенда о том, что расстрел был организован не красноармейцами, а контрреволюционным отрядом, маскировавшимся под красноармейцев. Командир же карательного отряда был объявлен членом партии левых социал-демократов (эсеров), выдававшим себя за большевика. Такая версия выглядела правдоподобной, поскольку в первые годы после Октябрьской революции представители партии эсеров были допущены к советским органам власти. Самое главное – она снимала ответственность за кровавые события с большевиков и возлагала ее на контрреволюционеров, тесно связанных с белогвардейскими кругами.
Изучение письменных и устных свидетельств о массовом расстреле мирных жителей Семиречья показывает, что он был одним из ранних проявлений политики «красного террора», которую большевики применяли в отношении своих противников с первых дней своей власти, но особенно после принятия официального декрета «О красном терроре» (5 сентября 1918 г.). Однако, в отличие от других случаев, жертвами кровавой расправы в Семиречье стали не враги советской власти, а невинные, беззащитные жители деревень, не имевшие каких-либо четких политических позиций в отношении борющихся за власть сторон. 
Места захоронений жертв трагедии «Ату» стали сакральными местами, занявшими свое место в памяти местного населения. Именно сохранение таких сакральных мест является приоритетной задачей в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана», предложенного Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 
А. Камалов, 
доктор исторических наук, профессор, 
руководитель Проектного офиса 
«Рухани жаңғыру» 
Университета «Туран».

 

Другие новости

Сложный путь к признанию

Сложный путь к признанию

Женисгуль Даулетова, жительница села Мухаметжан Ту...

  22.11.2024   59
Человек большой души

Человек большой души

Этот рассказ - о человеке большой души с твердой ж...

  22.11.2024   61
Как НПО строят лучшее завтра

Как НПО строят лучшее завтра

Проект по созданию справедливого общества, инициир...

  22.11.2024   106
Алматы облысының кәсіпкері Жеңісгүл Дәулетова «Жан Шуақ» сыйлығының лауреаты атанды

Алматы облысының кәсіпкері Жеңісгүл Дәулетова «Жан Шуақ» сыйлығының лауреаты атанды

М.Түймебаев ауылының тұрғыны Жеңісгүл Дәулетова өз...

  22.11.2024   120
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.