Вторник, 02 Декабря 2025

Что означал красный нос у советских самолётов Великой Отечественной?

Что означал красный нос у советских самолётов Великой Отечественной?

Советские истребители Великой Отечественной войны сыграли важную роль в победе Красной армии. Красный нос — одна из отличительных деталей этих самолётов, имеющая особенное значение.

Значение отличительной расцветки советских истребителей ВОВ связано со многими именами русских пилотов. Одним из них является Иван Кожедуб. В последние годы войны он летал на самолёте «Ла-7», который имел нос красного цвета. Такая деталь означала, что самолёт относится к определённой эскадрилье, а именно к лучшим асовским полкам. Таким образом, противник, увидев истребитель с красным носом, принимал решение о вступлении в бой или отходе. Поэтому поводу Иван Кожедуб говорил: «Не помню случая, чтобы немцы, увидев хотя бы два наших самолета, вступили в бой. Всегда убегали. А мы их догоняли и уничтожали».

Подобным образом окрашивали носы самолетов и немецкие пилоты во время бомбардировки Лондона в 1940 году. В результате этого иногда возникали путаницы советских и немецких истребителей. Например, в книге «Советские асы» писателя Николая Бодрихина приведена ситуация, в которой Иван Кожедуб в последний год войны отогнал от американского самолёта немецких лётчиков, а затем был атакован американцами и вынужден был ответить огнём. После этого выживший американский лётчик объяснил ситуацию тем, что принял советский истребитель за немецкую машину «Фокке-Вульф», имеющую нос красного цвета. Поэтому окрашивание кока и носа в алый цвет дополнительно маскировало советскую технику и сбивало врага с толку.

Какие самолёты имели красный нос? Бомбардировщики и штурмовики не всегда сталкивались с истребителями очень близко. Первые летали на большой высоте, сбрасывая бомбы, а вторые всегда участвовали в бою в сопровождении истребителей. Поэтому выгоднее всего было сделать красный нос советским истребителям. Одной из лучших машин Великой Отечественной был «Як-7». На такой модели летали Александр Покрышкин, Амет-хан Султан и другие лётчики. Эта техника часто имела красный нос, который окрашивали сами пилоты, создавая сходство с вражескими машинами «Фокке-Вульф», Messerschmitt Bf.110 и другими. Издалека были малозаметны отличия в фюзеляже и крыльях, что давало шанс советским лётчикам для внезапного нападения.

«Ла-7» также участвовали в боях. Их часто пилотировали опытные люди и поэтому нередки были случаи, когда новички на немецком самолёте, увидев красный нос противника, старались развернуться и уйти от боя. В северной части фронта преобладали «Харрикейны», имеющие острый нос красного цвета. Эти машины, как говорится в книге С. Иванова «Советские асы на истребителях», участвовали в контрнаступлении советских войск под Москвой.

Источник: Русская Семерка

Другие новости

Новый парк для сельчан

Новый парк для сельчан

В селе Куйган Балхашского района состоялось торжес...

  02.12.2025   56
Прочный фундамент  любого здания

Прочный фундамент любого здания

Когда в области открываются новые производства, эт...

  01.12.2025   136
Научная лаборатория  под солнцем

Научная лаборатория под солнцем

На базе Талгарского регионального филиала Казахско...

  01.12.2025   121
Семейная мастерская чудес

Семейная мастерская чудес

Как можно сочетать материнство и предпринимательст...

  01.12.2025   120
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.