Накаленная обстановка: почему конфликтов между учителями, детьми и родителями становится все больше в Казахстане
Как относилась к учителям я в свои школьные годы? Одних – любила, других уважала, в том числе и за то, что помогли выбрать профессию и ценностные ориентиры. Были и те, кого побаивалась или к кому относилась ровно. Но чтоб откровенно не уважать, игнорировать и тем более унижать, подставлять, провоцировать педагога – такого не припомню.
Были ли конфликты? Да, но незначительные, как у меня, так и у одноклассников. И нелестные, обидные слова в свой адрес от учителей мы не раз слышали. Но учеба ведь как работа, и потому может быть всякое. Однако в наше время не принято было ябедничать, стучать, проблемные ситуации решали сами, а смартфоны, на которые теперь пишется компромат, даже на горизонте не маячили. А сейчас синдром Павлика Морозова у детей нередок, зуд правдорубов и правокачателей охватил многих взрослых, а соцсети так и просят: вылейте в нас все, что тревожит, злит и не устраивает, и самоутвердитесь таким образом.
Не защищаю учителя, оскорбившего шахтинских школьников, – она взрослая, а потому должна быть мудрее. Как и не становлюсь на сторону родителей, отправляющих своих детей в школы без масок. Уверена, они сами еще полгода назад возмущались по поводу неэффективности дистанционки, а теперь провоцируют несоблюдением саннорм уход классов в онлайн и доводят ситуацию до конфликтов.
Да, онлайн сделал свое недоброе дело. Дети, почувствовав свободу, отдалились от школы, учителя паникуют, понимая, что не очень удается контролировать учебный процесс, а родители, оказавшись меж двух огней и ощутив свою беспомощность, ищут виноватого. И находят – в лице учителя. Он же всегда был крайним – и в период перманентно возникающих реформ, когда приходилось отвечать за несуразные учебные программы и бестолковые учебники, и сейчас, когда взялись за его статус и повысили зарплату, за что он теперь должен всем и вся (в том числе и чиновникам – учителей отправили очищать гольф-поля, теперь коснулась их и перепись населения).
Только вот статус-то повысить не так легко, когда в онлайновое время люди отучились налаживать простые человеческие отношения (соцсети удобнее – там можно быть круче и смелее), разговаривать (зачем, есть же чаты?), чувствовать и ощущать (смайлики – на любую эмоцию), смотреть в глаза (аватарки в помощь). А потому мы все больше раздражаемся, раздуваем скандалы, теряя свое человеческое лицо на просторах Интернета.
Кто выиграет в этой непрекращающейся войне? Никто. Дети недополучат знания и асоциализируются, учителя продолжат уходить из школы (их не удерживают сейчас даже зарплаты), а мы, взрослые, недовоспитавшие своих детей и не научившие их уважительно относиться к самой значительной фигуре в жизни любого человека – к учителю, – пожнем плоды уже совсем скоро. Мы получим лентяев, которых ограждали от мытья парт и полов в классе, невеж, не различающих разницу в общении со сверстником и взрослым человеком, неудачников, не поступивших в колледж и в вуз, не нашедших своего места в жизни. И не исключено, что наши же дети и нам в лицо когда-нибудь будут тыкать смартфоном, грозя донести куда следует.
...Учебный год в классе моего сына начался со смены классного руководителя. В родительском чате сначала появился неизвестный номер телефона, а потом классный руководитель вышла из группы. Молча. После четырех лет руководства. Даже не написав дежурного «спасибо за сотрудничество». И с детьми попрощалась через вторые руки. Лично меня этот факт шокировал: как так, человек ведь образованный, учитель?! А потом подумалось: значит, не смогли мы – родители, дети, педагог – построить нормальных человеческих взаимоотношений. Печально.
Соцсетевое, онлайновое племя, скажите, что же будет дальше?
Марина Пархоменко, «Казахстанская правда»