Воскресенье, 22 Мая 2022

Действовать точечно и быстро

Действовать точечно и быстро

В 2021 году исполнилось 10 лет со дня создания территориальных департаментов по обеспечению качества в сфере образования. Как считает руководитель областного департамента Сауле Кабимолдаева, в течение этого времени сложилась не только целостная система оценки качества, но и алгоритм быстрого реагирования на проблемы, диалоговый мост между государственным органом и населением.

- Департаменты по контролю в сфере образования созданы в 2011 году как институты внешнего, объективного контроля и оценки качества образования. Централизация контроля в условиях республики была необходима и своевременна. Децентрализация контроля в образовании за счет передачи полномочий местным исполнительным органам (далее – МИО), на которую возлагались определенные надежды, продемонстрировала свою неэффективность. Среди негативных последствий – общее падение качества образования, региональная диспропорция качества и финансирования. Размер финансирования не влиял на качество образования, отсутствие обратной связи, невозможность изучения проблем в национальном масштабе. Отсюда рост числа обращений и жалоб граждан в профильное министерство. Еще одна причина создания вертикали контроля – конфликт интересов, т.е. МИО сами оказывали образовательные услуги и сами же оценивали их качество.
Поэтому Главой государства 17 апреля 2011 года было дано поручение ввести централизованную вертикаль контроля качества образования. До этого момента в Казахстане 203 школы работали без лицензии, формально аттестовывались почти 100% всех организаций образования. 104 школы не проходили ни разу государственную аттестацию с начала своей деятельности.
По результатам мониторинга в 2012 году в области выявлены несоответствия между данными МИО и объективными данными. 
В результате создания департаментов впервые получены объективные данные о состоянии системы образования по единой для всей страны методике, налажена обратная связь, которая уже сейчас позволяет совершенствовать государственные общеобразовательные стандарты и нормативно-правовые акты, - отмечает Сауле Нурахановна.
- Чем живет сейчас департамент? Есть ли приоритетные направления в деятельности?
- У нас сложилась целостная система оценки качества образования, основными элементами которой являются государственный контроль и осуществление разрешительной функции – лицензирование. Создана эффективная обратная связь департамента с организациями образования, педагогами на местах и через социальные сети.
Законом РК «О статусе педагога» гарантированы качественное улучшение правового положения педагогов, их социальная защищенность. Тесное взаимодействие с обществом, педагогами, принятие конкретных мер по их запросам – дело принципа департамента. В соответствии с поручением министра образования и науки РК Асхата Аймаганбетова при департаменте создан консультативно-совещательный орган (далее - КСО) по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов организаций образования области.
- В чем заключаются особенности работы этого органа? 
- Основными задачами КСО являются обеспечение соблюдения норм Закона РК «О статусе педагога», осуществление деятельности, направленной на повышение и укрепление статуса педагога в обществе. КСО вправе заслушивать руководителей и иных должностных лиц местных исполнительных органов и организаций образования, председателей Советов по педагогической этике организаций образования, рассматривать вопросы соблюдения руководителями организаций образования и иными лицами норм Закона РК «О статусе педагога» и Правил педагогической этики. По результатам коллегиально вносит предложения по дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших данные нормы. 
Идя навстречу пожеланиям учителей, мы практикуем и выездные заседания. В этом случае ценно, что решение проблемы, восстановление справедливости происходят прозрачно, гласно, что называется, на глазах людей, вовлеченных в конфликт. Здесь нужно отметить, что деятельность данного органа никак не направлена против руководителей организаций образования, а сугубо на разрешение конфликтных ситуаций и превенцию. 
С принятием Закона «О статусе педагога» в каждой организации образования созданы Советы по этике. Хотелось бы, чтобы обращения по соблюдению педагогической этики и защите прав педагогов рассматривались на этих советах в самих школах. И лишь в случаях, когда вопросы не находят решения, мы готовы рассмотреть проблему на заседании. 
- И каковы первые результаты работы КСО?
- За сравнительно небольшой срок существования данного органа по рекомендации КСО за нарушения требований Закона «О статусе педагога» освобождены от занимаемой должности три директора школ области, один директор школы привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, заведующая детским садом получила замечание, еще один директор школы – предупреждение. 
- Скажите, а как обстоит дело с выполнением департаментом контрольных функции?
- Продолжается проведение профилактического контроля школ области, внеплановых проверок обращений и выполнения предписаний, разрешительный контроль соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям. С начала 2021 года профилактический контроль с посещением проведен в сорока пяти школах области. Выявлено более 250 фактов нарушений законодательства в области образования. Сейчас наиболее часто встречающееся нарушение – это искажение статистических данных по формам административных отчетов, размещенных в Национальной образовательной базе данных (НОБД). И в этом я вижу опасную тенденцию для дальнейшего развития организаций образования: сейчас, когда организации образования переходят на подушевое финансирование, недостоверные статистические данные значительно увеличивают риск снижения качества образовательного процесса, поэтому их предоставление расценивается как грубое нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования. 
Среди наиболее часто встречающихся нарушений – работа педагогов без соответствующего образования по профилю, не прошедших курсы повышения квалификации. В трех школах выявлены учителя со средним образованием. Более половины из посещенных школ нарушают требования Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО): это несоблюдение типового учебного плана, нагрузки для учащихся, организации учебной деятельности для детей, обучающихся на дому, организации условий для детей с особыми образовательными потребностями. Выявлены факты слабой материально-технической базы.
- Какие меры приняты для исправления ситуации?
- По всем фактам мы ведем разъяснительную работу через СМИ, социальные сети, на встречах с педагогами и родительской общественностью. Нужно сказать, что выявить нарушения – не цель профилактического контроля, внеплановой проверки. Главное – найти пути исправления и определить сроки устранения недостатков, для чего вносятся предписания об устранении нарушений. Кроме того, направляем информацию и рекомендации в акиматы, областное управление образования.
С сентября 2021 года в рамках информационно-разъяснительной работы проведены встречи с директорами школ и заведующими детскими садами области. Практически во всех районах прошли встречи с педагогической общественностью. Хочу подчеркнуть, что в новом учебном году возобновилась процедура государственной аттестации организаций образования, поэтому необходимо было обсудить с педагогами новый формат и особенности аттестации. 
На сегодняшний день проведены аттестации восьми детских садов, четырех школ, одного колледжа. В ходе аттестаций проводится разъяснительная работа, оказана методическая помощь, предоставлено время для устранения недостатков. Например, три детских сада при повторной аттестации были аттестованы. 
- Одной из важных задач административной реформы в Республике Казахстан определено повышение качества государственных услуг. Какая работа проводится департаментом в этом направлении?
- Действительно, уровень оказания государственных услуг – важнейший показатель эффективности работы государственного органа, поскольку приоритетной в его деятельности является реализация прав, свобод и законных интересов населения, общества.
Департамент осуществляет услуги по лицензированию образовательной деятельности и апостилированию документов об образовании. Лицензирование осуществляется полностью в электронном формате через государственную базу данных «Е-лицензирование». Прямой контакт с заявителем исключен, все операции производятся через электронный портал, что обеспечивает прозрачность и объективность выполнения услуги.
Роль лицензирования как разрешительной функции в том, что оно должно обеспечить доступ на рынок образовательных услуг только тем организациям образования, которые обладают минимально необходимыми материальными, интеллектуальными и другими необходимыми ресурсами. Эти ресурсы указаны в Квалификационных требованиях, предъявляемых к образовательной деятельности, утвержденных приказом министра образования и науки Республики Казахстан №391 от 17 июня 2015 года. 
В государственную информационную базу «Е-лицензирование» департамента по обеспечению качества в сфере образования Алматинской области с начала года поступило 835 заявлений на оказание государственной услуги. По итогам рассмотрения были выданы лицензии на образовательную деятельность шести частным начальным школам, четыре приложения к лицензиям колледжей, два приложения к лицензиям школ. Переоформлены 71 лицензий и приложений к лицензиям колледжей, 710 лицензий и приложений школ области.
Отказано в выдаче лицензии по семи заявлениям школ, одному заявлению колледжа, в выдаче приложений к лицензии – по 29 заявлениям колледжей и пяти заявлениям школ. Причины: несоответствие показателей организаций образования Квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности, либо недостаток представленной информации.
Что касается апостилирования, департамент является компетентным органом, обладающим правом проставления апостиля - специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, печати или штампа на документе об образовании. Напомним, что документы, на которых проставлен апостиль, могут быть использованы в любой из стран-участниц Гаагской Конвенции и не требуют дальнейшего заверения или легализации.
За 11 месяцев 2021 года всего поступило 314 документов об образовании, из них отказано по 12 документам. Апостилировано 302 документа, в том числе: о высшем образовании - 104; о среднем образовании – 170; о профессионально-техническом образовании – 25, справки об образовании - три.
- А можно по этим документам проследить географию выезда наших сограждан в другие страны?
- Конечно. Наибольшее количество желающих использовать документы об образовании при выезде в Южную Корею – 85; Турцию – 80; Чехию – 43; Италию – 28; Германию – 21; Словакию и Польшу – по 14; в Россию, США – по пять, Великобританию – три; Грецию, Гонконг, Литву, Бахрейн – по одному.
Информация об оказании государственных услуг регулярно обновляется на интернет-ресурсе департамента, размещается в СМИ, дайджестах по итогам брифингов, социальных сетях Instagram, Facebook, Telegram.
- Сотрудники департамента принимают участие в проведении Единого национального тестирования (ЕНТ), Комплексного тестирования (КТ) и Национального квалификационного тестирования (НКТ)?
- Участие наших специалистов в ЕНТ, КТ и НКТ заключается в выполнении функций наблюдателя над ходом тестирования. В 2021 году процедура ЕНТ шла на протяжении трех месяцев: с апреля по июнь. Это очень удобно для выпускников: они сами выбирают дату, время и место сдачи. Еще одно преимущество перед тестированиями в прежние годы - это доступность результата сразу по завершении процедуры. Выпускникам и родителям не приходилось долго ждать результатов. Главное новшество этого года – электронный формат тестирования, полностью исключающий ошибки во время обработки результатов. Также выпускникам предоставили право повторно сдать ЕНТ, если они недовольны результатом. Тестирование проходит по принципу «один тестируемый – один компьютер», что позволяет не привлекать большое Количество лиц, следящих за порядком, как прежде.
В августе 2021 года специалисты департамента наблюдали за ходом проведения Комплексного тестирования поступающих в магистратуру и докторантуру.
Также в электронном формате проходит Национальное квалификационное тестирование педагогов. Педагоги сдают тестирование по педагогике, методике обучения и по содержанию учебного предмета. В ходе проведения НКТ с февраля по ноябрь текущего года за нарушения Правил тестирования было удалено 209 педагогов организаций образования области. Имеющиеся факты нарушений сигнализируют нам о необходимости усиления информационно-разъяснительной работы среди педагогических коллективов в части соблюдения академической честности. Ведь Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», принятый сравнительно недавно, не только расширил права педагогов и предоставил социальные гарантии, но и четко сформулировал обязанности и ответственность за нарушение законодательства.
- В своих публикациях, выступлениях Вы не раз говорили о формировании конструктивного диалога департамента с государственными органами и общественностью. Удалось ли достичь тесного взаимодействия с гражданским обществом?
- В вопросах деятельности по обеспечению качества образования мы не стоим на месте. Появились новые формы работы. Я уже упоминала о работе КСО. Сейчас начали практиковать выездные заседания Консультативно-совещательного органа с участием педагогической, родительской общественности. Это не только повысит уровень информирования о работе департамента, но и послужит повышению юридической грамотности населения, снижению социальной напряженности. Кредо департамента - немедленное реагирование на обращения граждан, «правило золотого часа» получило развитие в проведении встреч с населением на местах. Продуктивно прошли встречи с учителями Карасайского и Енбекшиказахского районов, учителями и счетными работниками школ Ескельдинского района. 
Ежедневно идет прием граждан, ни один вопрос не остается без внимания. В повестке дня еженедельные встречи в районах с заместителями акимов, руководителями отделов образования и аппаратом методических кабинетов. Эффективно проходят выездные личные приемы граждан. Уже провели их в Енбекшиказахском, Карасайском, Илийском, Талгарском районах и городе Капшагае. Проблемные вопросы решаются точечно и быстро. 
Мы принимаем участие в заседаниях комиссий маслихатов, Совета директоров Жетысуского университета им. И. Жансугурова, заседаниях НПП РК «Атамекен» и других. Сотрудники департамента работают в межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних и их прав, по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в нашу область, по распределению государственного заказа в организациях образования. 
Для разъяснения законодательства в сфере образования, оперативного решения проблем и вопросов специалисты департамента входят в чаты учителей и директоров школ, руководителей и специалистов районных (городских) отделов образования, директоров и преподавателей колледжей, родительских комитетов, попечительских советов.
В период ограничительных мер наиболее существенный момент информационно-разъяснительной работы – общение с педагогической, родительской общественностью через социальные сети. Если вы подписаны на департамент и мой личный аккаунт, перед вами наша ежедневная работа открыта, как на ладони. 
Департаментом проведено шесть брифингов для СМИ области, по которым получен медийный резонанс в количестве около 100 статей. В социальных сетях Instagram, Facebook, Telegram размещено 2450 публикаций, в том числе на личной странице руководителя - 1230. В течение года 98 респондентов (педагоги, родители), обратившиеся через наши социальные сети, получили не только комментарии и разъяснения, а конкретные решения вопросов нарушения этических норм, присвоения категорий, обеспечения условий работы. Приняты действенные меры по 32 обращениям на «горячую линию» МОН РК.
- Сауле Нурахановна, благодарим за информацию для наших читателей!
- В свою очередь от лица департамента мы тоже говорим представителям СМИ огромное спасибо! Наша повседневная, кропотливая работа, может быть, не слишком заметна, но она дает твердую поддержку педагогической, родительской общественности, населению в решении вопросов сферы образования. 
Хотелось бы обратиться к читателям: наш с вами диалог, ваши сообщения, предложения, замечания очень важны для обеспечения качества образования в учебных заведениях области, для справедливого решения проблем. Все ваши обращения, сигналы по фактам нарушений прав педагогов, детей не останутся без внимания и по ним обязательно будут приняты должные меры!

Беседу вел 
Мурат ТУГАНБАЕВ.

Другие новости

Новый предмет введут с 1 класса в школах Казахстана

Новый предмет введут с 1 класса в школах Казахстана

Предмет «Трудовое обучение» введут с п...

  20.05.2022   262
В школах РК появятся специальные QR-коды – дети смогут анонимно обратиться за помощью

В школах РК появятся специальные QR-коды – дети смогут анонимно обратиться за помощью

Учащиеся и родители также могут также анонимно о с...

  19.05.2022   317
Право на достойную оценку труда педагога

Право на достойную оценку труда педагога

В статьях Закона Республики Казахстан «О ста...

  18.05.2022   358
Раздельное обучение для мальчиков и девочек по физкультуре предлагают ввести в школах

Раздельное обучение для мальчиков и девочек по физкультуре предлагают ввести в школах

С нового учебного года в школах Казахстана мальчик...

  18.05.2022   289
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2022. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.