Своя земля - и в горсти мила
Дела крестьянские
Руководитель крестьянского хозяйства «Агро-фермер 2050» Алексей Горбатюк при расставании сказал: «Мы получаем от государства большую помощь. Даже россияне и украинцы завидуют нам. Для них слово «субсидия» - что-то вроде неологизма. Ну, где, например, возвращают деньги за приобретенный трактор? Только у нас. На сельскохозяйственные кампании выдают еще горюче-смазочные материалы. Созданы все условия. Ни в одной стране нет такой государственной поддержки! Нашей же ответной платой является добросовестный труд. И за это надо сказать родной стране спасибо!».
Начало начал
- Все начинал отец Григорий Степанович. Он по специальности был мелиоратором. Очень хорошо разбирался в земледелии. В 2006 году приобрел 12 гектаров земли и наша семья стала выращивать на этой территории кукурузу, - рассказывает Алексей Горбатюк. – Это самая рентабельная сельхозкультура в нашей местности. - Мне пришлось бросить работу. В те годы я трудился на сервисном обслуживании итальянских комбайнов. Ездил практически по всей стране. А когда умер папа (это случилось 14 лет тому назад), все хозяйство перешло по наследству в управление мамы – Зои Тимофеевны. Так как мы прикупили небольшую часть земли и взяли дополнительные гектары в доверительное управление у некоторых городских бизнесменов, нужно было кому-то брать бразды правления в свои руки. Я – агроном по специальности. В свое время закончил Аграрный университет в Алматы. Поэтому даже не раздумывая взялся за дело. Спустя годы могу сказать, что прикипел к земле. Даже не представляю свою жизнь без вот этой заботы. Хотя проблем очень много. Надеюсь, что когда-нибудь и мой младший сын Максим станет моим помощником. Старшие уже пошли по другой стезе...
- Что означают цифры «2050» в названии крестьянского хозяйства?
- В то время в республике, если Вы помните, была программа «Казахстан-2030». Вот она и стала, можно сказать, причиной того, что мы поставили перед собой долгосрочную задачу, наметив планы до 2050 года. И сегодня работаем по этой программе.
- И как успехи?
- В общем-то, нельзя сказать, что все идет гладко. У нас на данный момент 330 гектаров, где мы возделываем кукурузу на зерно. За эти годы несколько расширились. Прикупили технику. На полях стало больше работать людей. Даже узбекистанцы приезжают. Один из них уже 14 лет ездит ко мне, является бригадиром. С ним - еще пятеро из соседней страны. Они - разнорабочие. Зимой органику раскидывают, летом на поливе работают. Стараемся не обижать.
- Если не секрет, сколько получают у Вас местные механизаторы?
- От двухсот до двухсот пятидесяти тысяч тенге. Есть гибкая система премиальных. Но никто не обижается. Правда, с кадрами механизаторов, надо сказать, у нас есть проблемы. Но они исправимы. Когда есть прибыль от производства, почему бы не платить больше? Мы этот вопрос прорабатываем и будем применять в своей деятельности. А так отмечу постоянных моих ребят, которые сегодня на поле - ведут шаровку. То есть рыхлят почву и открывают корням воздух. Это Архат Иманалин, Андрей Шкуропатов, Александр Кугаевский, Виталий Давыдов, Сергей и Максим Алексеевы.
Об удобрениях и капельном орошении
...Мы едем по утоптанной глиняной дороге. С обеих сторон - новые стебли взошедшей кукурузы.
- Сравните, - говорит Алексей Григорьевич, показывая на поля. – На левой стороне поля - стебли выше. Это поля Михаила Станиславовича Кошалко. Он - человек известный не только в Илийском районе, но и во всем Казахстане. Если скажу, что он является рекордсменом по сбору урожая кукурузы, наверное, не ошибусь. В иные годы его хозяйство снимает с гектара по 20 тонн продукции! Справа – мои. Но стебли здесь хилые. И знаете, почему? Кошалко осенью поднял зябь. Раньше меня на неделю произвел сев. Мы же пахали весной. Отсеялись. Тут - заморозки. Земля не успела прогреться. Чиликский ветер подул и засушил поля. Влагу не успели задержать - высохло все. Вот потому и побеги теперь такие хилые. Но сейчас пошло тепло. Скоро начнем арыки нарезать, полив пойдет. Тогда и догоним соседа в росте.
К этому добавлю, что Михаил Станиславович Кошалко многому меня научил. К нему едут за советом и другие кукурузоводы.
- А какая урожайность на Ваших полях?
- В самый хороший год мы получили по 15 тонн с гектара. И нынче попытаемся не снизить эту цифру. Пока погода благоприятствует. Хотя весна была холодной. Но бывают засушливые годы. Тогда - хоть черного барана режь (у казахов есть такое поверье: принесешь черного барана в жертву - обязательно пойдет дождь – авт.)...
- Слышал, что в выращивании кукурузы немаловажную роль играют органические удобрения. Насколько это правда?
- Любая культура требует внесения удобрений. И в том числе органики. У нас договор с «Алельагро». Вывозим оттуда куриный помет, храним в специальных хранилищах и по весне развозим по полям. Вот те «лысые» места, где не взошла кукуруза - там были складированы удобрения. Земля от них «сгорела». Но на следующий год в этих местах будет хороший рост кукурузы. Куриный помет, да и любая органика, требует равномерного внесения ее на поля. В этом году на всю площадь мы разбросали 9200 тонн удобрения.
- А какие новые технологии Вы используете при выращивании кукурузы?
- Самое главное - делать все вовремя. Опоздаешь со сроками - можешь «прогореть». Основой урожайности является полив. В этом году перейдем на капельное орошение. Что это означает? Вода должна использоваться рационально. Ее, скажем так, не совсем много. поливать все хотят. С моими полями по соседству еще 6 земледельцев. Всем нужна влага! Поливаем свои поля не раз и не два. Иногда по 5-6 раз. И не было случая, чтобы мы ругались, дрались. Делим воду равномерно: я поднимаю шлюз в лотковой сети на ту высоту, на которой бы вода шла ко мне и отправлялась по лоткам к другим фермерам.
Вообще арычная система полива обходится нам дешевле, нежели поливать специальными дождевальными агрегатами. Это мы уже проходили. Поэтому вернулись к старому дедовскому методу. Дешево и сердито!
- А как же с севооборотами?
- Они у нас есть. После 5-8 лет использования земли под кукурузу сажаем там люцерну на два-три года. Потом возвращаем эту площадь под основной вид. И так каждый год какой-то участок отдыхает...
Планы, идущие вперед
Каждый крестьянин думает о расширении своего хозяйства в будущем. Не исключение и Алексей Горбатюк.
- В перспективе, - рассказывает он дальше, - мы хотим расширяться. Наряду с земледелием планируем развивать и животноводство. И первый шаг к этому уже сделан. Создали дочернее предприятие – ТОО «Тандем-Агро Трейд», купили магазин в с. Косозен. Управляет им моя супруга. В перспективе мы будем заниматься производством экологически чистых продуктов питания. Это будут полуфабрикаты в виде пельменей, мант, тушенок, различной каши и т.д. Уже сегодня мы сталкиваемся с тем, что мало у нас хороших и качественных продуктов питания. Завозим из других стран. Надо заниматься производством своих! Если в будущем встретите продукт «Эко кухня» (такое у нас будет название), то знайте, что это из хозяйства «Агро-фермер 2050».
- И с какого года планируете начать?
- Скорее всего, со следующего. У нас есть базы, есть силосные ямы. Какую-то часть земли придется отдать под кормовые культуры.
- Что-то способствовало этому плану? Или же Вы вынашивали идею давно?
- Нужно развиваться, нужно идти вперед. С другой стороны, у нас есть проблемы по реализации урожая. Те, кому мы поставляли урожай, сегодня не могут сбыть кукурузу. Не хватает также вагонов для отправки продукции. Из-за этого произошел обвал цен. В прошлом году мы сдавали ее по 120 тенге за килограмм. А этой весной крестьянские хозяйства продают кукурузу по 85 тенге. Если цены останутся на таком же уровне, то некоторые фермеры сработают в убыток. После этого каждый задумается: продолжать выращивать кукурузу или же заняться другой отраслью сельского хозяйства? А когда у тебя есть тыл в виде животноводства, где производство меньше зависит от капризов погоды и других нюансов сегодняшней рыночной жизни, можно смело расширяться. Возможности для этого у нас есть. Думаю, за 10 лет наше хозяйство твердо встанет на ноги. Хотя каждый год для любого крестьянина - это риски.
Были у меня и предложения от крупных предпринимателей страны. Они приходили с предложениями вложить миллиард тенге. Для них нет понятия «погодные условия». Бизнесмен, если дал средства, то должен 30 процентов от вложенной суммы вернуть. Но год на год не приходится! Бывает и засушливое лето. Рисковать собой и семьей я не стал. Лучше потихоньку будем выстраивать свою сельскохозяйственную империю. И пока она видится мне успешной...
Алим Анапьянов,
Илийский район.