Среда, 03 Июня 2020

Вечная поэзия – вечные ценности

Вечная поэзия – вечные ценности

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока — Фирдоуси, Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете и Байрона.

 

Многогранное творчество Абая Кунанбаева сыграло огромную роль и в музыкальном развитии казахского народа. Абай был глубоким знатоком казахского народного творчества. Прекрасно знал он и казахские песни и кюи, но в то же время форма, мелодика, ритмика абаевских песен сильно отличаются от песен других народных композиторов. Абай был неплохо знаком с русской народной музыкой, с демократическими песнями и с городскими романсами. К музыке, к песням Абай пришел от поэзии, от текста. Абай ставил на первый план слова, текст песен. Но и при этом он не выходит за пределы интонации казахской музыки. Об этом пишет в своем исследовании «Соловьи столетий» А.Жубанов.
Народные композиторы сочетали в себе дар и поэта, и автора музыки, и исполнителя. В этом смысле и Абай не был исключением. И все же у него было одно преимущество. Песни Абая, исполненные «авторским» голосом, подхватывали его друзья — скрипач Муха, сыновья поэта Абдрахман и Акылбай, певец Алмаганбет, жена поэта Айгерим, и уже в их исполнении песня шла в народ. Они в какой-то степени «дорабатывали» песни, улучшали, украшали их, а не просто воспроизводили мелодию и копировали манеру исполнения композитора. Все эти обстоятельства и определили своеобразный путь Абая в музыке. Горстка людей, небольшая группа талантливых певцов и музыкантов, собравшихся вокруг Абая, сыграла значительную роль в духовном развитии своего народа. Эти люди явились распространителями, пропагандистами передовых идей в искусстве.
Высокую оценку давал Абай и казахским кюям, которые он называл «песнями без слов». Эмоциональное воздействие кюев велико. Казахская музыка знает много кюев, в основе которых лежат легенды, предания, история народа. В каждом кюе заключены определенные идеи и содержание. «В них столько же мыслей, как в речах мудреца», - говорит Абай. И очень жаль, что многие совершенно не понимают кюев, многим чужда идейно-художественная суть казахского кюя. Надо полагать, что Абай исполнял не только песни, но и кюи.
Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. До настоящего времени записано и опубликовано около семидесяти песен и вариантов. Сохранились четыре кюя Абая: «Желдірме», «Торжорға», «Май түні».
Никогда не утратит своей силы и свежести творчество великого Абая.
Айбол КУДАЙБЕРГЕНОВ,
преподаватель 
музыкального колледжа им. К.Байсеитова,
артист областной 
филармонии им. Суюнбая.

 

Другие новости

Национальный код - Абай Кунанбаев

Национальный код - Абай Кунанбаев

В августе 2020 года исполняется 175 лет со дн...

  29.05.2020   125
Литературный вечер в архиве

Литературный вечер в архиве

В нынешнем году исполняется 175 лет...

  26.05.2020   213
АБАЙ

АБАЙ "СЛОВА НАЗИДАНИЯ". СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, ч...

  25.05.2020   165
АБАЙ

АБАЙ "СЛОВА НАЗИДАНИЯ". СЛОВО ШЕСТНАДЦАТОЕ

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его мол...

  22.05.2020   198
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.