Началось строительство транспортного кольца
Развитие регионов
На территории Талгарского района прошло торжественное открытие строи- тельства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), в котором приняли участие первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин и аким Алматинской области Амандык Баталов.
Первый план Алматинской кольцевой автодороги протяженностью 66 километров был принят еще в 2002 году. Но в связи с нехваткой финансов в госбюджете строительство трассы несколько раз откладывалось. В феврале 2018 года Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан заключило договор концессии с турецко-корейским консорциумом «АлсимАларко-Макойл-СК-КореяЭкспрессвэй» на строительство и эксплуатацию БАКАД – эти компании победили в конкурсе, представив лучшую концессионную заявку.
Дорогу, согласно технико-экономическому обоснованию, проложат по территории трех районов Алматинской области: Карасайского, Илийского и Талгарского – это будет шестиполосный автобан с расчетной скоростью до 150 километров в час, на всем протяжении которого запланировано строительство 8 транспортных развязок и десятков мостов-путепроводов и эстакад. Интенсивность движения на трассе составит более 38 тысяч автомобилей в сутки. При строительстве кольцевой автодороги предусмотрена укладка прочного цементобетона, рассчитанного на нагрузку 12 тонн на ось.
В ходе торжественной церемонии, посвященной началу строи- тельства, первый заместитель Премьер-министра РК Аскар Мамин назвал БАКАД самым крупным транспортным проектом за всю историю Казахстана, осуществляемым в рамках государственно-частного партнерства. Его стоимость составляет 180 миллиардов тенге, а участие в проекте передовых международных компаний позволит ввести дорогу в строй уже через 4 года.
В свою очередь аким Алматинской области Амандык Баталов отметил, что завершение БАКАДа даст большой импульс развитию экономики Жетысу – планируется привлечь около 300 миллиардов тенге инвестиций. Ожидается мультипликативный эффект в сферах малого и среднего бизнеса, придорожного сервиса, туризма. Предусмотрено строительство транспортно-складских терминалов, что улучшит доступ к рынкам сбыта для промышленных предприятий. Будет создано свыше 3 тысяч рабочих мест, а 90% персонала составит местное население.
В ходе подготовки к масштабной стройке акиматом Алматинской области было выкуплено более 700 земельных участков, решены вопросы по размещению вахтовых городков, асфальтобетонных заводов, подведения к ним инженерных сетей. Ввод дороги в эксплуатацию значительно улучшит экологическую ситуацию в городе Алматы, избавив его от многокилометровых пробок. Планируется, что весь транзитный грузовой и пассажирский транспорт, заезжающий сегодня в мегаполис (50 тысяч автомобилей в сутки), будет обходить город по кольцевому хайвею с выездом на трассу Западная Европа-Западный Китай. Благодаря этому из Каскелена в Талгар можно будет добраться за полчаса.
Ожидаемый эффект от реализации проекта огромен. Так, Восточная объездная автодорога (ВОАД), функционирующая уже несколько лет, значительно облегчила жизнь алматинцам и жителям пригородных населенных пунктов, приезжающим в южный мегаполис на работу. Новая трасса должна обогнуть южную столицу полукольцом, пересекая автомагистрали Алматы-Бишкек, Алматы-Астана, Алматы-Усть-Каменогорск, Кульд- жинский тракт и заканчиваясь на дороге в Талгар. Таким образом будут разгружены въезды в Алматы в западном, северном и восточном направлениях, которые в часы пик забиты под завязку.
Зарубежные инвесторы выразили благодарность Главе государства Нурсултану Назарбаеву и представителям казахстанских госструктур за помощь в решении всех организационных вопросов, после чего на 56-ом километре четвертого пускового комплекса БАКАД приступила к работе дорожно-строительная техника (автогрейдеры и экскаваторы).
Андрей ЧЕРНЕНКО,
Талгарский район.