Бизнес добрых дел
С 1 января 2022 года в Казахстане вступил в силу Закон «О социальном предпринимательстве». Какие привилегии имеют социальные предприниматели и какую помощь приносят обществу? На эти и другие вопросы мы попросили ответить успешную бизнесвумен, активно работающую в сфере социального предпринимательства, заместителя председателя Совета деловых женщин Карасайского района Асель Жилкибаеву.
– Асель Амангельдиевна, не могли бы Вы пояснить, какова основная суть социального предпринимательства, а также то, как оно развивается в нашей стране и в мире?
– Само это словосочетание говорит о развитии социально ориентированного бизнеса, направленного на решение актуальных проблем уязвимых слоев населения. Напомню, что к данной категории относятся многодетные и малообеспеченные семьи, семьи, воспитывающие детей-сирот и детей-инвалидов, люди с особыми потребностями.
В нашей стране зарегистрировано 803 социальных предпринимателя, в Алматинской области – 34, в Карасайском районе – семь. В мире эти цифры значительно выше – около десяти миллионов. Так показали исследования, проведенные Глобальным альянсом социального предпринимательства Фонда «Шваба». Социальные предприниматели планеты сообща генерируют около двух триллионов долларов годового дохода и создают более двухсот миллионов рабочих мест. Это говорит о том, что данная сфера имеет колоссальные возможности, и нам необходимо активно вкладываться в ее развитие, увеличивая число бизнесменов, занимающихся именно социальным предпринимательством. С одной стороны, оно помогает предпринимателю получать прибыль, а с другой – совершать добрые дела во благо общества.
– По каким категориям развивается социальное предпринимательство? Какую реальную помощь оказывает обществу?
– Развивается оно по четырем категориям. Первая предусматривает вовлечение в деятельность предприятия людей. Согласно второй категории, предприниматель помогает в реализации произведенных представителями социально уязвимых слоев товаров и продвижении оказываемых ими услуг. К третьей категории относится производство товаров, которые помогут им преодолеть или компенсировать те или иные ограничения, а также откроют возможности для полноценного участия в обычной жизни.
И, наконец, четвертая, более емкая категория. Она включает в себя создание центров по организации отдыха и оздоровления детей, реализации общеобразовательных учебных программ, оказанию психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, а также медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности как в освоении учебных программ, так и в социальной адаптации. Сюда же можно отнести организации, занимающиеся подготовкой волонтеров, культурно-просветительской деятельностью, в том числе по открытию частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества. Добавим к этому проведение мероприятий по ведению здорового образа жизни, открытие центров здоровья и долголетия. Но при этом есть одно важное условие: доля доходов организации от такой деятельности должна составлять не менее 50%, и не менее 50% чистой прибыли необходимо направлять на дальнейшую социально ориентированную деятельность.
– Как можно стать социальным предпринимателем?
– Им может стать ИП, ТОО, общественное объединение или фонд. Для этого нужно выбрать одну из четырех категорий социального предпринимательства, отработать год в качестве социального проекта, показать доход, собрать документы для включения в Реестр социальных предпринимателей, а затем подать их в областное управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития. После технической проверки документов проводится заседание специальной комиссии. По его итогам предприятие вносится в реестр социальных предпринимателей.
– В чем, на Ваш взгляд, разница между обычным бизнесом и социальным предпринимательством?
– Обычный бизнес ставит целью зарабатывание денег, тогда как в социальном предпринимательстве во главе угла стоит оказание пользы обществу. Полученный же доход идет и на развитие предприятия, и на решение социальных проблем. Трудоустраивая лиц с инвалидностью, без навыков, социальный предприниматель тратит время и энергию на обучение, дает им возможность для адаптации, с пониманием относится к совершению ими в процессе работы ошибок, просчетов, и при этом выплачивать им заработную плату. В обычном же бизнесе работодатель ожидает от сотрудника опыта и профессиональных навыков, его полной отдачи для того, чтобы компания успешно развивалась, а получаемая прибыль росла.
– Что дает статус социального предпринимателя в Казахстане?
– Прежде всего, социальные предприятия могут получить от государства финансовую поддержку, в том числе до 500 млн тенге – на пополнение оборотных средств, а также государственные гранты в размере до 5 млн тенге, льготные субсидии и кредиты. Наряду с этим оказывается нефинансовая поддержка. Она включает в себя информационную помощь, установление деловых связей, бесплатное обучение и консультации по открытию своего дела, предоставление государственного имущества, в том числе недвижимого, с низкой арендной платой.
– Как Вы развиваете социальное предпринимательство на своем личном примере?
– Как предприниматель, я начала свой путь с небольшого бизнеса – открытия типографии, не требовавшей больших площадей и вложений. Постепенно удалось создать самый настоящий семейный образовательный центр с символическим названием «Зияткер» («Интеллигент»), который стал не просто коммерческим проектом, а социальной платформой для обучения и поддержки граждан. В нем представлены «продленки», группы по подготовке к школе, спортивные секции, творческие кружки и арт-терапия. Причем, поскольку центр – семейный, нам удалось продумать программы не только для детей, но и для взрослых. Например, для многодетных матерей и пенсионеров проводятся курсы по шитью, направленные на развитие мелкой моторики. Вместе с тем они помогают наладить свой собственный бизнес.
Кстати, мы учим не только рисовать и мастерить, но и монетизировать свои умения. Почти каждое воскресенье устраиваем ярмарки творческих поделок наших воспитанников. Их покупают как родственники, так и просто жители Каскелена. Особое внимание уделяется детям, зависимым от гаджетов. Специально для них была продумана программа реабилитации, рассчитанная на три месяца. Другое направление моей деятельности социального предпринимателя – это оказание помощи стартаперам в реализации их бизнес-идей, инклюзивных проектов, а также в получении грантов для претворения всех этих задумок в жизнь. Например, удалось поддержать начинающего предпринимателя, решившего заняться модернизацией инвалидных колясок.
Также осуществляется активная поддержка уже действующих социальных предпринимателей. Я консультирую их, помогаю включиться в Реестр социальных предпринимателей, что позволяет им получать налоговые льготы, открывает доступ к грантам и льготному кредитованию. Также оказываю помощь в составлении бизнес-планов, подаче заявок на получение государственных грантов.
– Какие выводы Вы хотели бы сделать в заключение нашей беседы?
– Проводя всю эту работу, я пришла к выводу, что социальное предпринимательство – это не только бизнес, но и государственный инструмент решения имеющихся в нашем обществе проблем. Оно позволяет многим людям, относящимся к категории СУСН, реализовать свой потенциал и внести вклад в общественную жизнь и укрепление отечественной экономики. Значит, со своей стороны государству необходимо всячески поддерживать развитие социального предпринимательства. Ну, а бизнесменам хотела бы пожелать хорошо изучить данную сферу и вступать в Реестр социальных предпринимателей. Этот шаг откроет перед ними большие возможности.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район