Как в Казахстане противодействуют религиозному экстремизму и терроризму
В настоящее время религиозный экстремизм и терроризм являются проблемой многих стран как на Западе, так и на Востоке. Но в каждой стране, в каждом обществе есть свои особенности. В Казахстане проблема религиозного экстремизма и терроризма представляет достаточную угрозу национальной безопасности.
В основе религиозного экстремизма и терроризма лежит идеология насилия и практика воздействия на государственные органы власти, связанные с устрашением населения и с иными формами противоправных насильственных действий.
В течение ряда лет религиозный экстремизм в Казахстане проявлял себя, в основном, через распространение листовок и экстремистской религиозной литературы, деятельности религиозных объединений незарегистрированных в органах власти, чрезмерно активной миссионерской деятельности, вербовки молодежи на обучение в вузах мусульманских государств и т.п. Но уже с 2011 года религиозный экстремизм стал проявлять себя в своей крайней форме – терроризме.
С момента обретения независимости в Казахстане делается не мало для противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Государственные органы, организации и учреждения всех форм собственности, общественные и религиозные организации, население осуществляли деятельность по:
- профилактике религиозного экстремизма и терроризма и совершенствованию мер, направленных на формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии;
- повышению эффективности выявления и пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов;
- минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности. [1].
Так, государство уделяет внимание совершенствованию законодательства о свободе вероисповедания. В январе 1992 года был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который создал условия для реальной реализации гражданами конституционного права на свободу совести. Но уже через несколько лет стало понятно, что данный закон в некоторых положениях чрезмерно либерален. Это способствовало агрессивному проникновению в страну многочисленных нетрадиционных для Казахстана религий, что вызывало негативную реакцию у многих граждан. В 2005 г. в закон была введена норма об обязательной регистрации религиозных объединений, а в Кодексе об административных правонарушениях появилась статья предусматривающая штрафные санкции за деятельность без регистрации. В 2011 г. принимается закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
В этот период государственные органы республики и неправительственные организации стремятся всячески укреплять толерантность и согласие в межконфессиональных и межнациональных отношениях, не допускать распространения религиозного экстремизма.
Не случайно, в качестве идеи строительства нового государства было сформулировано положение: Казахстан – Родина всех казахстанцев, независимо от их национальности и вероисповедания; появилась идея казахстанского патриотизма.
Для решения возникающих проблем в межнациональных отношениях, по инициативе Президента Назарбаева Н.А., 1 марта 1995 г. была создана новая общественная организация - Ассамблея народов Казахстана (в настоящее время – Ассамблея народа Казахстана), объединяющая в своих рядах все национальные культурные центры республики.
Начиная с 2008 года создается Комитет по делам религий. В 2016 году Указом Президента создается Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан.
На уровне государства осознается необходимость распространения научных знаний о религиях, вузам дается государственный заказ на подготовку религиоведов. С 2010 г. в школьные учебные программы вводится курс «Основы религиоведения».
В Республике Казахстан создается система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде и террористическую деятельность. В этой связи необходимо отметить принятие целого ряда Законов, в частности, Закон РК от 13 июля 1999 г. № «О борьбе с терроризмом», Закон РК от 18 февраля 2005 г. «О противодействии экстремизму», Закон РК от 28 августа 2009 года № 191 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма». В соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма» был создан соответствующий уполномоченный орган – Комитет финансового мониторинга Министерства финансов. В июле 2011 г. он становится полноправным членом группы Эгмонт (международное объединение финансовых разведок 127 государств мира). Это привело к расширению его возможности по отслеживанию любых трансакций террористов через финансовые учреждения как внутри страны, так и за рубежом.
С принятием в июле 2009 г. Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникативных сетей» были регламентированы механизмы пресечения и приостановления распространения в Интернете информации противоправного характера, в том числе террористического и экстремистского содержания.
24 сентября 2013 года указом Президента Казахстана утверждена «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы».
В Уголовном кодексе РК от 3 июля 2014 года предусмотрены составы преступлений содержащие признаки экстремизма, усилена ответственность за причастность к террористическим и экстремистским группам, ужесточены санкции за преступления экстремистского характера.
События лета 2016 года в Актобе и Алматы привели к разработке целого ряда законопроектов, принятых в декабре 2016 года по вопросам противодействия экстремизму, терроризму, контрразведывательной деятельности, дактилоскопической и геномной регистрации, пробации, укреплению информационной безопасности страны.
Подготовила Татьяна Демидова