С чего начинается Родина?
В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство с древними корнями – Республика Казахстан. Географическое положение Казахстана уникальное, страна является своеобразным мостом между Азией и Европой.
Культурное разнообразие имеет в Казахстане древние традиции. Казахстан входил в зону формирования человека разумного (homo sapiens). В эпоху энео-лита в казахстанской степи и лесостепи наблюдается переход от охоты и собирательства к производящим формам экономики: земледелию и скотоводству. Казахстан был одним из центров коневодства. Коневодство было основной формой хозяйства у населения энеолитического поселения Ботай в Прииртышье. Поселение относится ко второй половине III в. до н.э.
Роль и значение Казахстана в эпоху бронзы усиливаются вместе с развитием металлургии. В эпоху бронзы в лесостепных регионах Казахстана формируется культура древних городов, аналогичных Аркаиму, как считают ученые, начинается эпоха великих миграций.
Появление кочевников в степях и плоскогорьях Евразии знаменовало наступление новой исторической эпохи. Местом, где формировались культуры ранних кочевников, является пояс степей, простирающийся в широтном направлении от среднего Дуная до Китая, включая пустыни Туркмении, Казахстана, Гоби и Такла-Макан.
Здесь сформировалась культурная общность ранних государств: саков, кангюй, усуней, савроматов, сарматов. Переход к кочевому скотоводству обозначал крупный экономический прогресс. Были созданы предпосылки для развития быстрых контактов. О высоком уровне развития сакского общества и цивилизации свидетельствует обнаруженная в погребении иссыкского кургана серебряная чаша с надписью IV века до н.э.
Кочевая культура эпохального типа играла в мировой истории важную роль. Все древние цивилизации, граничащие со степью, в той или иной степени испытывали влияние кочевого мира и в свою очередь влияли на него. Это хорошо известные по письменным источникам миграции и военные походы степняков к центрам оседлых цивилизаций: киммерийские, скифские походы на Кавказ и в Переднюю Азию, движение парнов, «штурм Бактрии», движение гуннов на Запад. Одновременно на юге Казахстана, на Сырдарье происходит формирование городов, которые складываются на базе оседлых поселений – усуньских, согдийских. Этому способствовал Великий Шелковый путь, который был важной торговой артерией – диалогом культур. Есть сведения о том, что он сформировался не в середине II в. до н.э, а в V-IV вв. Шелковый путь – это не только торговля, это диалог культур. Огромное влияние на формирование урбанизации оказала торговля по Великому Шелковому пути.
Западно-тюркский Каганат, а затем Тюргешское, Карлукское, Огузское и Кыпчакское объединения являются средневековыми государствами, творчески соединившими в своей культуре традиции оседлых и кочевых племен и народов. Государство Караханидов, относящееся к эпохе «Мусульманского Ренессанса» X-ХII вв., является одним из высших достижений такого синтеза. Политические, экономические и культурные связи кочевников и горожан прослеживаются и в более позднее время, при выяснении истории развития Ак-Орды и Казахского ханства. Позднесредневековые города сырдарьинского региона – Сайрам, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сузак — служили центрами экономических связей кочевников и земледельцев. Территория Казахстана была не только страной номадов, но и страной городов.
Как известно, многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Он получает особое звучание в эпоху научно-технической революции и электронных средств информации, когда утверждаются массовые стерео-типы, ведущие к глобальной стандартизации, размыванию индивидуальности как отдельных личностей, так и целых народов. Утрачиваются многие, сложив-шиеся веками культурные традиции, в том числе поведенческие и моральные.
Весьма актуально в современном мире звучат идеи, высказанные Президентом Казахстана Н.Назарбаевым в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Он отмечает, что модернизированное общество содержит в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Необходимым в условиях модернизации является сохранение своей культуры, собственного национального кода, важно изучение исторического опыта и традиций в культуре, обращение к национально-историческим корням. История и национальные традиции должны быть неразрывны. На такой платформе стоит государство, оно соединяет прошлое, настоящее и будущее народа Казахстана.
В числе направлений модернизации сознания общества особое место занимает вопрос сохранения национальной идентичности. Неправилен, как показывает современная ситуация в глобализированном мире, переход от национальной модели развития к полной и универсальной, единой для всех. Ведь ясно, что все разные страны и народы выработали свои модели. Культурное наследие, национальные традиции, язык, музыка и литература, эпос – ценности вечные и должны оставаться с нами.
Патриотизм начинается с любви к своей земле, месту, где человек появился на свет, с любви к малой родине. Родина – это природа, традиции, менталитет, это история, это память, уважение к святыням – сакральным местам.
Карл БАЙПАКОВ,
академик НАН РК, д.и.н.