На пути к новым духовным ценностям
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н.А.Назарбаев еще раз подчеркивает, как важно духовное обновление, в процессе которого свою роль сыграет правильно воспринятая национальная философия.
Казахская философия прошла сложный путь становления - от древних стихийных форм мышления до вполне зрелых современных философских концепций. Она ведет свое начало со времен Асана Кайгы и включает в концентрированном виде свод пословиц, изречений, толгау как вековую мудрость народа и глубокое понимание всего, что связано с человеком.
Казахскую философию можно определить, как экзистенциальную, поскольку творения акынов, жырау, биев и ораторов, Абая и Шакарима пронизывают размышления о пограничных ситуациях, когда необходимо сделать выбор. Суть той или иной философской проблемы казахские мыслители могут выразить в кратком, лаконичном изречении или четверостишии, для чего в классической философии требуются целые трактаты.
Казахская философия исходит из мифов, из мифологических представлений народа. К числу его идейных истоков можно отнести народный фольклор, устные и письменные памятники, эстетические, этические, поэтические, религиозные, социально-политические мысли. Она также имеет генетическую связь с народным сознанием и тенгрианством.
Казахская философия - тюркская по своей природе, евразийская по характеру. В то же время, она всегда стремилась к мудрости в прямом смысле этого слова, как к процессу поиска истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности.
Особенностью казахской философии является то, что она всегда стремилась формировать у людей любовь к Родине, земле предков, воспитывала народ в духе патриотизма, бережного отношения к природе, внешнему миру. Высокие гражданские и нравственные, а также социальные качества личности были объектом философского размышления.
Характерными чертами казахской философии являются специфическая форма выражения философских мыслей, большая роль проблем морали и нравственности - она понятна простому народу. В качестве ее основных проблем выступают: проблемы человека, морали и нравственности, социальной справедливости и идеального общества, проблема будущего казахского народа.
В современных условиях необходимо по возможности раскрыть еще неизученные страницы истории, глубже изучить философское мировоззрение, ценное наследие таких великих мыслителей, как аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Ахмед Ясауи, Махмуд Кашгари, Ахмед Иугинеки, Сулейман Бакыргани, философские мысли второй половины ХІХ века, философию просветительства.
Размышления о природе казахской национальной философии показывают, что это действительно искание истины. В то же время, творчество видных мыслителей, акынов-жырау, биев, ораторов, мастерски владевших словом, помогает понять ее глубинный народный смысл.
Ныне всесторонне изучаются богатое литературное наследие и философские взгляды мыслителей первых десятилетий XX века, оставивших глубокий след в развитии общественных наук - вождя национального, демократического движения, противника диктатуры пролетариата Алихана Бокейханулы, основателя казахского языкознания, лингвистики, литературоведения Ахмета Байтурсынулы, великого поэта-лирика Магжана Жумабайулы, написавшего первый роман на казахском языке Жусипбека Аймауытулы, общественно-политического деятеля Миржакыпа Дулатулы, великого освободителя Востока Мустафы Шокайулы. Их идеи составляют сложный и богатейший раздел истории казахской философии, где процесс искания истины был проецирован на национальную идею, как стержневую проблему всей истории этнической культуры, духовного наследия народа.
Из истории национальной философии следует, что основными составляющими казахской идеи являются общественное единство и индивидуальная свобода, в совокупности представляющие сущность менталитета нации.
Аманжол КАСАБЕК,
доктор философских наук,
профессор.