Из джунгар в казаки
Известно, что во второй половине XIX века Жетысу стал многонациональным краем. Мы знаем, что вместе с русскими крестьянами в регион переселились уйгуры и дунгане.
Однако, неизвестны страницы трагической истории народов, переселившихся в наш край. 60-е годы XIX века переселились в Жетысу этническая группа – калмыки, мигрировавшие из Китая. В сегодняшней статье мы расскажем вам об их трагической истории.
В результате подавления мусульманских восстаний в Китае в 1960-х годах повстанцы были вынуждены переселиться на территорию Российской империи. Такие этнические группы, как маньчжуры и калмыки, пришли в Семиречье и поселились в Капале, Верном и других частях нашего региона. 1008 человек поселились в селах Саркан и Коксу Капальского района. По словам главы Капальского района, бедных калмыков лучше поселить в селе Саркан, которое имеет богатую землю и пригодную для земледелия и животноводства. Во время переселения китайских эмигрантов необходимо было предоставить им землю, жилье и определить их статус.
Одним из пунктов стратегического плана стал вопрос обращения эмигрантов в православие с принятием российского подданства. Миссионерская служба назначена с целью христианизации не только казахов, но и других представителей неславянских народов. Для этого в 1869 году, после завоевания территории Великого жуза и вхождения его в состав России, создана Туркестанская епархия. Основанные в 1881 году Оренбургская и Омская епархии охватывали население Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, принадлежащих Степному генерал-губернатору. Для выполнения этой важной задачи 10 октября 1868 года в Саркане была открыта миссионерская школа для китайских эмигрантов. Для этой цели в 1867 году 15 апреля командующий войсками Западно-Сибирского Военного округа написал ходатайство в Государственный Совет и Департамент Государственной экономии о выделении ежегодного средства 920 рублей на содержание священника, церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев, вступивших в русское подданство и желавших принять православную веру. Государственный Совет, в Департаменте Государственной экономии рассмотрев представление Военного Министерства по ходатайству Командующего Войсками Западно-Сибирского Военного округа от 31 марта и 15 апреля 1867 г. за №1587 и 1880: «о ежегодном ассигновании 920 руб. на содержание священника церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев, вступивших в русское подданство и желавших принять Православную веру – Высочайшие утвержденным 29 января сего года многим положением: внести в подлежащее подразделение расходной сметы Главного Интендантского Управления на 1868 г. 920 руб. из которых положена: на жалованье приходского священника в году 300 руб., церковному причту 120 руб., жалованье учителю 400 руб., на покупку учебных пособий 50 руб., для охранения школы, на прислугу и наемных сторожей 50 руб., итого: 920 руб.» Назначенные на содержание в 1868 году священника, церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев 920 руб. окружное интендантское управление передало через поручика 11-го Туркестанского линейного батальона Омана. Священником был назначен Диамид Чернявский.
В письме Военному Губернатору Семиреченской области Колпаковскому видно состояние этой школы. Он писал, что школа была устроена и поступило 24 мальчика-калмыка. Далее он писал следующее: «Мне бы желалось получить книгу или тетрадь на записку прихода и расхода поступающих в мое распоряжение денег на дело миссионерское. От кого и откуда я должен получить такую книгу. Недавний случай навлек меня на мысль об этом предмете, а именно: купец Маслов пожертвовал для калмыков 3 руб. и при этом изъявил желание записать деньги в книгу. Не мешало бы иметь книгу в чаянии и других, кроме Маслова, благодетелей».
Однако крещенные Сарканские калмыки не сразу выявили расположение и усердие к Церкви. Они не хотели расставаться со своими старыми обычаями, костюмом, косами и пр. Потому что, они не хотели принять православие. Они вынуждены были сделать это из-за плачевного состояния, у них не было ни денег, ни дома, ни одежды, ни участка земли. Полностью зависели от местных властей. В случае принятия христианской веры правительство выдавало им пособие. Чтобы выживать в трудных условиях, вынуждены были принять не только подданство, но и даже православную веру. На полученные пособия они вырыли землянку для жилья, купили земельные участки и занимались земледелием. У миссионера была своя забота, он постоянно проводил агитацию, чтобы они крестились, приняли православную веру, и наконец, согласно их же личному желанию, принять казачье сословие. При невыполнении требований против новокрещенных намеревались ввести принудительные меры. Об этом было написано в рапорте войскового старшины Плавцева от 3 марта 1870 года военному губернатору Семиреченской области Колпаковскому.
В последующее время из-за болезни Чернявского миссионером- священником был назначен Василий Покровский. Вот почему в долгие годы нынешний аул Алмалы Сарканского района назывался Покровка. Покровский развивал школу и вовлекал в христианскую веру не только детей, а также взрослых. В письме Покровского Колпаковскому от 4 октября 1870 года сказано, что «развитие Русской грамотности между детьми новокрещенных с Божьею помощью идет вперед. Кроме обучающего 29 человек набрано вновь еще десять мальчиков, пять из Солоново и пять Каранчакыра калмыков. Для обучения эмигрантов сапожному и столярному мастерствам присланы по распоряжению Вашего Превосходительства двое мастеров из 12-го Туркестанского батальона». Для этого он просил генерала-губернатора средства на наем в Сарканском выселке помещения под мастерскую для обучения сапожному и столярному ремеслам сарканских эмигрантов. Дети эмигрантов учились вместе с детьми казаков. Как сказано в архивном источнике «Так как китайские эмигранты зачислены уже в казачье сословье и поступили в состав Сарканского выселкового общества, то поэтому наравне с жителями общественниками, имеют право бесплатно пользоваться общественным школьным зданием». Для новокрещенных калмыков построили походную церковь вблизи поселка Саркан.
В Капале также эмигранты приняли православную веру, и тут же им меняли имена и присваивали новые фамилии. Например, Тарбагатай сменили на Якова, а фамилию дали Семенов. Жену его Несиме назвали Екатерина, а фамилию дали также как у супруга. В основном давали имена Яков, Екатерина, Степан, Варвара, Николай, Иван, а фамилии Семенов, Михайлов, Константинов, Иванов. Им дали пособие, для этой цели из казны было выделено 16250 рублей. Это свидетельствует, что новокрещенных было в Семиреченской области немало. После крещения им выдали по пять рублей, иногда два рубля серебром каждому за счет следующего пособия от русского Правительства. Об этом написано в письме от 28 января 1871 года священника Григория Студенского военному губернатору Семиреченской области. Генерал-губернатор самолично контролировал миссионерскую деятельность, состоя членом миссии.
Постепенно из-за изменения имен эмигранты превращались в славян, с русскими именами и фамилиями. Предавались забвению народные традиции, язык, одежда, а главное – верования. Остались лишь только архивные источники, которые свидетельствуют об их истинном происхождении.
Оразгуль МУХАТОВА,
д.и.н., профессор, главный научный сотрудник ИИЭ имени Ш.Уалиханова