Четверг, 18 Апреля 2024

Из джунгар в казаки

Из джунгар в казаки

Известно, что во второй половине XIX века Жетысу стал многонациональным краем. Мы знаем, что вместе с русскими крестьянами в регион переселились уйгуры и дунгане.

Однако, неизвестны страницы трагической истории народов, переселившихся в наш край. 60-е годы XIX века переселились в Жетысу этническая группа – калмыки, мигрировавшие из Китая. В сегодняшней статье мы расскажем вам об их трагической истории.

В результате подавления мусульманских восстаний в Китае в 1960-х годах повстанцы были вынуждены переселиться на территорию Российской империи. Такие этнические группы, как маньчжуры и калмыки, пришли в Семиречье и поселились в Капале, Верном и других частях нашего региона. 1008 человек поселились в селах Саркан и Коксу Капальского района. По словам главы Капальского района, бедных калмыков лучше поселить в селе Саркан, которое имеет богатую землю и пригодную для земледелия и животноводства. Во время переселения китайских эмигрантов необходимо было предоставить им землю, жилье и определить их статус.

Одним из пунктов стратегического плана стал вопрос обращения эмигрантов в православие с принятием российского подданства. Миссионерская служба назначена с целью христианизации не только казахов, но и других представителей неславянских народов. Для этого в 1869 году, после завоевания территории Великого жуза и вхождения его в состав России, создана Туркестанская епархия. Основанные в 1881 году Оренбургская и Омская епархии охватывали население Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, принадлежащих Степному генерал-губернатору. Для выполнения этой важной задачи 10 октября 1868 года в Саркане была открыта миссионерская школа для китайских эмигрантов. Для этой цели в 1867 году 15 апреля командующий войсками Западно-Сибирского Военного округа написал ходатайство в Государственный Совет и Департамент Государственной экономии о выделении ежегодного средства 920 рублей на содержание священника, церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев, вступивших в русское подданство и желавших принять православную веру. Государственный Совет, в Департаменте Государственной экономии рассмотрев представление Военного Министерства по ходатайству Командующего Войсками Западно-Сибирского Военного округа от 31 марта  и 15 апреля 1867 г. за №1587 и 1880: «о ежегодном ассигновании 920 руб. на содержание священника церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев, вступивших в русское подданство и желавших принять Православную веру – Высочайшие утвержденным 29 января сего года многим положением: внести в подлежащее подразделение расходной сметы Главного Интендантского Управления на 1868 г. 920 руб. из которых положена: на жалованье приходского священника в году  300 руб., церковному причту 120 руб., жалованье учителю  400 руб., на покупку учебных пособий   50 руб., для охранения школы, на прислугу и наемных сторожей   50 руб., итого:   920 руб.» Назначенные на содержание в 1868 году священника, церковного причта и учителя школы для китайских переселенцев 920 руб. окружное интендантское управление передало через поручика 11-го Туркестанского линейного батальона Омана. Священником был назначен Диамид Чернявский. 

В письме Военному Губернатору Семиреченской области Колпаковскому видно состояние этой школы. Он писал, что школа была устроена и поступило 24 мальчика-калмыка. Далее он писал следующее: «Мне бы желалось получить книгу или тетрадь на записку прихода и расхода поступающих в мое распоряжение денег на дело миссионерское. От кого и откуда я должен получить такую книгу. Недавний случай навлек меня на мысль об этом предмете, а именно: купец Маслов пожертвовал для калмыков 3 руб. и при этом изъявил желание записать деньги в книгу. Не мешало бы иметь книгу в чаянии и других, кроме Маслова, благодетелей».

Однако крещенные Сарканские калмыки не сразу выявили расположение и усердие к Церкви. Они не хотели  расставаться со своими старыми обычаями, костюмом, косами и пр. Потому что, они не хотели принять православие. Они вынуждены были сделать это из-за плачевного состояния, у них не было ни денег, ни дома, ни одежды, ни участка земли. Полностью зависели от местных властей. В случае принятия христианской веры правительство выдавало им пособие. Чтобы выживать в трудных условиях, вынуждены были принять не только подданство, но и даже православную веру. На полученные пособия они вырыли землянку для жилья, купили земельные участки и занимались земледелием. У миссионера была своя забота, он постоянно проводил агитацию, чтобы они крестились, приняли православную веру, и наконец, согласно их же личному желанию, принять казачье сословие. При невыполнении требований против новокрещенных намеревались ввести принудительные меры. Об этом было написано в рапорте войскового старшины Плавцева от 3 марта 1870 года военному губернатору Семиреченской области Колпаковскому.

В последующее время из-за болезни Чернявского миссионером- священником был назначен  Василий Покровский. Вот почему в долгие годы нынешний аул Алмалы Сарканского района назывался Покровка. Покровский развивал школу и вовлекал в христианскую веру не только детей, а также взрослых.  В письме Покровского Колпаковскому от 4 октября 1870 года сказано, что «развитие Русской грамотности между детьми новокрещенных с Божьею помощью идет вперед. Кроме обучающего 29 человек набрано вновь еще десять мальчиков, пять из Солоново и пять Каранчакыра калмыков. Для обучения эмигрантов сапожному и столярному мастерствам присланы по распоряжению Вашего Превосходительства двое мастеров из 12-го Туркестанского батальона». Для этого он просил генерала-губернатора средства на наем в Сарканском выселке помещения под мастерскую для обучения сапожному и столярному ремеслам сарканских эмигрантов. Дети эмигрантов учились вместе с детьми казаков. Как сказано в архивном источнике «Так как китайские эмигранты зачислены уже в казачье сословье и поступили в состав Сарканского выселкового общества, то поэтому наравне с жителями общественниками, имеют право бесплатно пользоваться общественным школьным зданием». Для новокрещенных калмыков построили походную церковь вблизи поселка Саркан.

В  Капале также эмигранты приняли православную веру, и тут же им меняли имена и присваивали новые фамилии. Например, Тарбагатай сменили на Якова, а фамилию дали Семенов. Жену его Несиме назвали Екатерина, а фамилию дали также как у супруга. В основном давали имена Яков, Екатерина, Степан, Варвара, Николай, Иван, а фамилии Семенов, Михайлов, Константинов, Иванов. Им дали пособие, для этой цели из казны было выделено  16250 рублей.  Это свидетельствует, что новокрещенных было в  Семиреченской области немало.  После крещения  им  выдали по пять рублей, иногда два рубля серебром каждому за счет следующего пособия от русского Правительства. Об этом написано в письме от 28 января 1871 года священника Григория Студенского военному губернатору Семиреченской области.  Генерал-губернатор самолично контролировал миссионерскую деятельность, состоя членом миссии.

Постепенно из-за изменения имен эмигранты превращались в славян, с русскими именами и фамилиями. Предавались забвению народные традиции, язык, одежда, а главное – верования. Остались лишь только архивные источники, которые свидетельствуют об их истинном происхождении. 

Оразгуль МУХАТОВА,

д.и.н., профессор, главный научный сотрудник ИИЭ имени Ш.Уалиханова

Другие новости

Травматология нового уровня

Травматология нового уровня

На днях в Международном научном центре травматолог...

  17.04.2024   155
Вирусный гепатит А: опасность и защита

Вирусный гепатит А: опасность и защита

Гепатит А – это инфекционное заболевание, ко...

  04.04.2024   654
Равный доступ к медицине

Равный доступ к медицине

В Карасайском районе состоялось совещание с участи...

  03.04.2024   606
Вместе победим туберкулез!

Вместе победим туберкулез!

«Мы можем победить туберкулез» - под т...

  27.03.2024   759
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.