Средневековый Тальхир: что скрывают древние руины?
Городище Талгар – памятник средневековой городской культуры, возникший на Великом Шелковом пути двенадцать с половиной веков назад, в VIII веке н.э. Это был город - центр ремесла, торговли и сельскохозяйственной деятельности на малонаселенном отрезке пути вдоль северных отрогов Алатау системы Тянь-Шань. И просуществовал он почти пять столетий (до XIII в.).
Земля у выхода полноводной реки, несущей воду с ледников, расположенных под величайшей вершиной Талгар, из горных теснин Алатау, не пустовала никогда: ни до, ни после. Одноименное городище внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. В конце VIII в. возникают и активно развиваются поселения с сельскохозяйственной округой и ремесленными мастерскими. Торговля и сообщения были оживленными и приносили прибыль, развивалось и местное ремесло.
Из исторических источников до нас дошло всего лишь одно упоминание о Талгаре. Об этом городе, как узловом пункте на оживленной трассе Великого Шелкового пути, упоминает труд неизвестного персидского географа. Он относится к 982 году и называется «Границы Мира». Располагался Тальхир «среди гор на границе между тюркскими племенами чигилей и карлуков. Жители его (по характеристике средневекового географа) - воинственные, смелые и доблестные». По-видимому, защищать город и его округу жителям приходилось не раз на всем протяжении существования города.
В средних слоях городища были обнаружены немногочисленные монеты, относящиеся к 1060-м гг., отчеканенные в городе Баласагуне. Найдены и другие монеты, примерно того же периода из Тараза и Восточного Туркестана. Одна из находок, над осмыслением которой задействованы сотрудники филиала «Городище Талгар», относящегося к заповеднику-музею «Иссык» - клад из 15 серебряных монет, относящихся к периоду 1037-1043 гг. Это еще одно доказательство развитой торговли внутри Восточного Караханидского каганата. Именно на этот период (начало второй половины XI в.) приходится первый расцвет Тальхира.
О втором расцвете Тальхира в конце XII-начале XIII вв. могут говорить следующие факты. В центре города раскопан жилой квартал, значительную часть которого составляли жилища ремесленников и купцов, которые жили наравне с немногочисленной городской элитой местных карлуков, возможно, чигилей. Карлуки составляли основу населения Карлукского ханства со столицей в Кайлаке (Каялыке), распространявшего власть до Или. В начале XIII в., сумевшие выйти из вассальных отношений с киданями и создать собственную короткую династию Арсланидов, чигили являлись самым восточным племенем Караханидского каганата.
Особое место, по словам первого исследователя памятника археологии И. И. Копылова, занимали ювелир и чеканщик. Именно их жилища с мастерскими занимали центральное положение в центре укрепленного шахристана напротив друг друга по вымощенной окатанной галькой улице. Раскопки усадеб сопровождались артефактами и богатым инструментарием. Верхние культурные слои свидетельствуют о постепенном запустении города в связи с возможной утратой им былого положения на торговом пути. Ремесленники ушли или были угнаны в другие города и страны, сельскохозяйственная продукция не была востребована. Население уходило или переходило к традиционному скотоводству.
Содержательна работа сотрудников Талгарского филиала заповедника-музея «Иссык» над архивом И. Копылова, который был передан пару лет назад вдовой исследователя в фонд заповедника-музея, исследовавшего городище в период с 1955 по 1991 гг. В частности, им было найдено семь бронзовых зеркал, шесть из которых было изготовлено в Талгаре в подражание импортным оригиналам. Археологом были найдены и многие другие артефакты, в частности, характеризующие небольшие местные буддийскую и христианскую общины.
Название горы «Талгар» появилось в устном обиходе в XII-XIV вв. В середине XIX в. Ч. Валиханов привел местное казахское название вершины – «Талғар тауының шыңы» – «Талгарская горная вершина». Это наименование применимо для реки, ущелья, города и средневекового памятника и восходит к древним сакским племенам.
Борис ЖЕЛЕЗНЯКОВ,
заведующий отделом,
Гульмира ЖУМАЙ,
старший научный сотрудник
музея-заповедника «Иссык».