Чем притягивает паломников, этнографов и простых туристов таинственная пещера Коныр аулие
Пещера Коныр аулие, что скрывается в причудливых Баянаульских скалах, испокон веков притягивает паломников, этнографов и простых туристов, сообщает Kazpravda.kz.
Баянаульский край – место, где рождаются легенды. Связаны они с историческими фактами, дополняя их эмоционально, с именами известных всему Казахстану личностей, родившихся в этом краю. Но самые необычные легенды сложены о тех красотах, которые создала сама природа.
Одна из них повествует о Коныре, в честь которого названа окутанная ореолом таинственности и чудодейственного исцеления пещера Коныр аулие. С таким топонимом в нашей стране есть как минимум три пещеры, в том числе в Восточном Казахстане, о ней упоминается в романе «Путь Абая». Но Баянаульская достопримечательность притягивает к себе не меньше казахстанцев, которые идут сюда за исцелением, за просветлением и просто за наслаждением красотой родной земли.
Алтынбека Курманова, местного краеведа, старшего инспектора Баянаульского нацпарка, легко можно назвать главным по легендам. Нет ни одного уголка в этих заповедных местах, о которых бы Алтынбек-ага не мог рассказать интересный факт. Причем в его длинных рассказах научные факты вполне органично переплетаются с легендами и сказаниями, которые передают из поколения в поколения жители баянаульских аулов. И неудивительно: сам краевед выходец из этих мест, учился еще в советском Ленинграде – в госуниверситете по специальности «этнография и краеведение». Потом много лет трудился в алматинском Мемориальном музее академика К. И. Сатпаева, а с 2013 года работает в Баянаульском государственном национальном природном парке.
С тех пор он рассказал тысячам казахстанцев и жителям других стран легенду о святом Коныре.
– Вообще, есть 10 версий легенды. Но главная звучит так, ее, кстати, Алькей Маргулан рассказывал: во времена пророка Ноя были три святых человека – аулие, – начинает повествование опытный гид. – Коныр, Кыран и Кулан. В дни Великого потопа Всевышний сохранил им жизнь, потому что они больше заботились о других, нежели о себе: не заняли места в ковчеге, а спаслись, ухватившись за бревна, что прицепились к ковчегу. Всевышний, видя чистоту их душ и помыслов, смилостивился и вывел их к Баянаульским горам. Коныр жил в местности Жамбакы, Кыран – на вершине горы Баянтау, а Кулан – в Кызылтауских краях. Коныр аулие давал всем желаемое, Кыран аулие мог подсказать, где искать потерянную вещь, и сообщить за день о нападении врага, а Кулан заботился о благосостоянии народа. Мы со своими предками не спорим, но есть же наука. От пророка Ноя книг не осталось, так что подтвердить ничего не могу. Что мы точно знаем о пещере, так это то, что она природного характера и вулканического происхождения.
Достопримечательность находится в глубине нацпарка, в 13 км от озера Торайгыр или в 17 км по другой дороге от райцентра. И хотя это не так близко к местам пляжного отдыха, люди с удовольствием приезжают к Коныр аулие, следуя указателям по трассам. В общем, найти место Аулие-тас (как еще называют пещеру) несложно. Сначала попадаешь к егерскому кордону, что стоит у подножья горы Аккарагай, здесь же есть парковка и начинается километровый подъем к пещере. Стоит отметить, что баянаульские горы, по меркам, например, алматинцев, совсем уж небольшие, но особенность этих мест в другом – в живописном рельефе, в причудливых гранитных изваяниях. И, поднимаясь к Коныр аулие, можно насладиться шикарными видами.
Кордон в самом начале пути – место для Алтынбека Курманова особенное. И не потому, что он здесь работает и, по сути, живет. А потому, что здесь жило не одно поколение его семьи.
– Дурман Айтпакин, мой третий дед, жил на этом же месте. При советской власти здесь мало кто был, потом обосновались лесники. Но вообще, если нам, местным, это не будет нужно, то и никто не сохранит здешнюю атмосферу, – говорит краевед.
В 2019 году дорогу к пещере оборудовали новой деревянной лестницей на металлическом каркасе с высокими перилами, с небольшими беседками для отдыха, и теперь путь к вершине стал очень даже комфортным. Прежде туристы и паломники поднимались по горной тропке и нескольким участкам старой бревенчатой лестницы, состояние которой давно вызывало опасения.
– Все вокруг – особо охраняемая природная территория: здесь не должно быть электрификации, здесь нельзя вести хозяйство, – продолжает Алтынбек Курманов. – Но так как Баянаул вошел в ТОП-10 туристических дестинаций, пещера – в список сакральных мест Прииртышья, к тому же сюда испокон веков ездили паломники, было решено создать небольшую парковку и обновить лестницу. Лестничный подъем протяженностью 920 метров из нескольких маршев в 398 ступеней строили 7 человек, включая меня. Было непросто, сейчас удивляюсь, как мы все успели вовремя?! Ведь техника далеко не везде в горах проедет – большую часть материалов носили на себе. Перила, кстати, не случайно покрасили в такой неестественный зеленый цвет и сделали их повыше – все-таки здесь водятся дикие животные: волки, рыси, косули, архары, лоси. Людям я объясняю – вы здесь не хозяева, здесь главные – звери.
После жесткого карантина 2020 года, когда нацпарк и природа отдохнули от туристов, минувшим летом поток приезжих восстановился, и удобную инфраструктуру оценили. Впрочем, по словам Алтынбека-ага, сюда приезжали всегда, независимо от состояния дорог и возможности отдохнуть с комфортом. Кстати, немало гостей было из-за рубежа – Канады, Америки, Бельгии, Дании, Франции, Китая, Кореи и не только – и все по просьбе хранителя пещеры оставляли свои отзывы в специальном журнале.
Алтынбек Курманов – единственный человек от нацпарка, который проводит экскурсии на Коныр аулие – ему здесь замены нет. Пятница и выходные в сезон очень загруженные дни, ведь приезжают не только семьями, но и организованными группами.
– 200 миллионов лет назад здесь был океан, произошло извержение подводного вулкана – магма, сжатая газом и водой, превратилась в такие красивые «бабушкины блинчики», скалистые горы Баянаула. И появилась эта пещера – храм Всевышнего создателя, и здесь нет учета национальности, вероисповедания, – продолжает хранитель пещеры свой рассказ, пока мы поднимаемся вверх. – Самые разные люди испокон веков приходили сюда и читали молитвы, загадывали желания, делали жертвоприношения. Многие просят, чтобы решились проблемы с зачатием. Легенды берут начало с периода тенгрианства, с тех времен, когда жили здесь семь матерей, имеющих семьдесят сыновей. Мы – люди земные, нуждаемся во многом. У каждого из нас есть энергия, которая засоряется дурными мыслями, поступками. А гранит энергию очищает, и пещера, в которой прикасаешься к этим древним гранитным скалам, – отличное место для медитации.
На небольшой площадке, уже на второй половине пути к пещере, Алтынбек-ага очень живописно рассказывает о необъяснимой связи этих мест с космосом. Здесь расположен гладкий гранитный камень с небольшими выемками – одна идеально подходит под голову человека, а вторая – под торс. Прислоняешься к баянаульскому граниту, и недуги отступают, мысли проясняются и улучшается настроение. Говорят – посиди 20 минут, уткнувшись головой в гранитное окошко, и внутричерепное давление нормализуется.
Проверить научным путем такое утверждение не удалось, но глядя на сотрудника нацпарка, который с легкостью почти бежит по лестнице и по горным тропам, начинаешь верить в легенды. Что уж говорить о народной молве, которая приписывает Коныр аулие силу исцеления. И без преувеличения могу сказать – когда поднимаешься к входу в пещеру, смотришь на невероятные виды Баянаула, вдыхаешь свежий воздух, действительно ощущаешь мощный прилив сил, хотя только что спешил, поднимаясь по горам в попытке успеть за интересным собеседником.
Пещера длиной до 30 метров состоит из небольших помещений. Своды первого напоминают купол мечети или храма – в ней просящие читают молитву, здесь легко стоять в полный рост. Чтобы пройти во вторую комнату, придется пригнуться. В дальнем зале – углубление с соленой водой, которой тоже приписывают чудодейственные свойства.
– Здесь на самом деле аура другая. Те, кто ночуют здесь, всегда получают то, о чем пожелали, ведь под куполом ночью сидит Коныр-ата и лечит просящих о здравии, – улыбаясь говорит Алтынбек Курманов.
Хочется отметить, что исследователи упоминают пещеру и особое отношение людей к этому месту, начиная с XVIII века. Об этом писал Николай Рычков (сын известного этнографа Петра Рычкова, автора книги «Топография Оренбургской губернии»), который в составе экспедиции Палласа приезжал в имение Аблайхана. Упоминали в своих трудах о Коныр аулие Шокан Уалиханов и Григорий Потанин, а Машхур-Жусуп называл эту пещеру «местом, где святые обретают свою силу».
Немало сведений об этой местности сохранилось в материалах ссыльного журналиста и этнографа Николая Коншина. И современное знакомство с пещерой Коныр аулие закончим именно его словами, которые он написал еще в XIX веке:
«На Аулие-тас ездят молиться больные и просто бедные киргизы, а главным образом бездетные женщины. Приезжают обыкновенно под вечер и ночь проводят или в пещере, или где-нибудь вблизи ее. Богатые режут барана и мясо его варят, разложив костер у входа в пещеру. Мясо варится непременно в воде из казана в пещере, оттуда же берут воду для омовения, пьют ее и поливают ею больные части тела. Вода эта, по мнению киргизов, имеет целебные свойства.
…Как мне потом рассказывал один баянаульский старик – Чагыбай Тасыбаев, молящие делают еще свечи из чия, обвернув его ватой или тряпками, пропитанным жиром от заколотого барана; эти свечи (шырак) жгутся в пещере, причем показывают вид, что умываются огнем и потирают им больное место на теле. Чем больше сжигаются свечи, тем лучше. По тем снам, какие снятся во время спанья около пещеры, можно судить, исполнится или нет просимое. Бедные в знак жертвы вешают повсюду лоскутки, а богатые, как я сказал, колят барана и кладут на казан в пещере деньги. Эти деньги, по словам того же Чагыбая, бедняки имеют право взять себе, но при этом непременно надо обратиться к святому духу пещеры со словами «таксыр, не сердись, позволь мне взять эти деньги… (Между прочим, и сегодня в небольших углублениях пещеры спрятаны монетки в 100, 50 тенге. – Прим. авт.)
…Несмотря на расспросы многих из киргизов, я не мог хорошо выяснить, кому молятся они в Аулие-тас. От некоторых я слышал рассказ о святом, который жил в пещере, на высоком потолке и теперь витает будто бы его душа, а по словам других, там есть даже опочивальня святого...»
АВТОР:
Екатерина Бескорсая, Павлодарская область