Что сулит Казахстану грядущий "Год барса", тотемного животного казахов
Барс является одним из тотемных животных казахов. Издревле к этому загадочному обитателю горных вершин относились с особым почитанием. Год Тигра казахи называют традиционно Барыс жылы.
Высокие отношения
Барс обитает только в горах. Почти никогда не попадается на глаза людям. Он осторожен, ловок, красив и грациозен. Живет исключительно по своим правилам. Занесен в Красную книгу. Всего в стране их не более 130 особей, а во всем мире, по последним данным, не более 7 тыс.
В народе к барсу относятся с уважением, как и положено к тем, чей образ сакрален, а жизнь под завесой тайны. На него не охотились, капканы не ставили. «Не бери алана из логова, и не пострадает от таутана твое дитя» – эта поговорка яркое тому подтверждение. Потомство барса казахи называли алан, а самку – таутан.
Если же вдруг в руки попадала шкура барса, то ее обязательно вешали на видное и почетное место – төр, не допускали, чтоб она валялась под ногами.
Как известно, увидеть барса практически невозможно. Пятнистый красавец избирателен и «фильтрует» свой круг общения. С древних времен встретить на своем пути барса, даже издалека, считалось хорошей приметой, такого человека считали везунчиком, пророчили скорый успех и взлет.
Почему же из всех представителей семейства кошачьих именно барс стоит на самой верхней ступени иерархической лестницы? Попробуем разобраться.
«Ты меня уважаешь?»
Казахи испокон веков жили не просто в гармонии с живой природой, они ощущали себя ее частью. Не хозяевами, не потребителями, а именно частью. Поэтому отношение ко всему живому было соответствующим. Флора и фауна – отдельный мир со своими законами и правилами. И наши предки их соблюдали, относясь с уважением к правам животных.
Существовало и по сей день существует такое понятие, как «ақы», что означает «принадлежащее по праву», то, на что кто-либо имеет неотъемлемое право. Конечно, чаще всего понятие используется в отношениях между людьми, например, «ата-ана ақысы» – право родителя, «туыстық ақы» – «то, что принадлежит, присутствует по праву рождения» и так далее.
Но и в отношении животного мира также существует «ақы» – право пернатых, хвостатых, рогатых на что-либо. Так, волк имеет право раз в году устраивать брачный сезон. И тогда метут метели, и путники чаще всего плутают, становятся жертвами нападений волков именно в дни волчьих свадеб. Поэтому в дни, которые наступают, как правило, в феврале, в дальнюю дорогу не выезжали. Потому что волк имеет право. К слову, волк тоже тотем казахов – Көк бөрі – Небесный волк – символ свободы, бесстрашия, нерушимого духа – руха.
Ореолом сакральности окружают тех животных и птиц, которые обитают далеко от людских жилищ, не попадаются человеку на глаза, гнездятся высоко в горах или в труднодоступных чащобах. Так, своеобразный нимб есть у птицы қасқалдақ – лысухи. Существует даже поговорка «қасқалдақтың қанындай», что означает «редкий, труднодоступный».
Трепетное отношение у казахов к пернатым из семейства орлиных. Найти гнезда этих птиц невозможно, настолько высоко они устраивают свои жилища. Поймать их тоже очень сложно: смельчаки добывают птенцов из гнезд и в условиях неволи приучают служить человеку.
Еще одним сакральным животным является сайгак. С ним связано немало легенд. Самая распространенная в народе о том, как сайгак прибыл к прародителю всех людей Адаму, чтобы поздороваться, и получил его благословение. Благодаря этому в природе существует период, специально отведенный для окота самок сайгаков, известный как «құралай салқын».
Далеко от людей и высоко от всех обитает и барс. Увидеть даже его следы – большая удача. Изредка в СМИ появляется информация, что на фотоловушки попал ирбис – снежный барс. И кадры разлетаются мгновенно, становятся вирусными. И это тоже показатель интереса к барсу.
Барс не питается падалью, говорят знатоки, а также никогда не спускается в низину, уподобляясь мышам и другим грызунам.
Историк-этнолог Турар Шакен сравнивает барса с принцем благородных кровей:
– В казахском языке есть слово «паң», что означает «гордый», но не гордец. Именно достоинство и горделивость, присущее только аристократам. Так вот, барс – особа явно аристократическая. Это хищник, обладающий хитростью, умом, силой и скоростью. Он никогда не возвращается, чтобы доесть несвежую падаль, может нападать и побеждать животных даже в 3–4 раза больше себя.
Поголовье барсов стремительно падает, их все меньше и меньше на всей планете, поэтому бьют тревогу экологи, зоологи, общественники. А у казахов существует старинная притча, где народ по-своему объясняет, почему так медленно растет популяция барса, несмотря на повсеместную защиту властей.
«Создатель, собрав всех животных и птиц, определял для каждого сферу обитания и пропитание. Барсу было предначертано жить высоко в горах, снежных ледниках, а окотиться один раз в 12 лет, зимой.
Обратился тогда барс к Создателю:
– Ты определяешь жить мне высоко в снежных горах, а приплод мой будет появляться только зимой. Не исчезнет ли постепенно мое потомство в таких суровых условиях?
И было обещано барсу, что в год, когда он будет размножаться, то есть раз в 12 лет, зима будет теплой, снежной, но не морозной. С тех самых пор казахи, когда наступает год Барса (Тигра), знают, что зима будет не столь суровой. Ведь гордый ирбис будет плодиться, а ему была обещана теплая зима, и свои обещания Создатель держит».
Бесстрашный боец. Победитель
Притча красивая, но все же нужно понимать, что размножаются снежные барсы, как и большинство животных, ежегодно. Так, согласно общедоступным данным, самки за раз приносят несколько детенышей. Мать греет котят своим хвостом, который у нее очень пушистый. Но все равно выживают не все новорожденные. И популяция снежного барса – одна из самых малочисленных на земле. Как уже говорилось, чуть больше 7 тыс. особей.
Барс – очень ловкое животное, одним прыжком может преодолевать расстояние до 15 м. Он внесен в Красный список Международного союза охраны природы и имеет статус редкого или исчезающего вида во всех 12 странах, где он обитает, включая Казахстан. Ареал обитания барса – горные системы Алтая, Жетысуского и Заилийского Алатау и Западного Тянь-Шаня.
Барыс – символ силы и мощи для казахов. Не случайно республиканский турнир по казахской национальной борьбе қазақ күресi носит название «Қазақстан барысы». Официальный слоган федерации – «Бағың жансын, барысым!» Слова напутствия, которые произносили, желая удачи в пути, в новом деле, в новой семье невестам, уезжающим в дом мужа. Также их говорили палуанам – силачам, выходящим на ринг помериться силой с другими.
Перевести односложно практически невозможно, так как для каждого оно звучит по-разному, в зависимости от ситуации, контекста. Например, для девушки, начинающей новую жизнь в новой семье, это означает: «Пусть ты придешься ко двору в новом доме, станешь частью этого рода».
Для батыра, отправляющегося на войну, звучит как «Возвращайся живым и здоровым, со щитом, а не на щите». В современной интерпретации в отношении спортсменов это можно перевести так: «Да пребудет с тобой удача, чтобы никакой случай не смог помешать дойти до победы!»
Теперь, когда мы знаем о семантике этих слов, становится понятно, что не зря и не просто так Федерация Қазақстан барысы выбрала именно эти слова своеобразным слоганом – «Бағың жансын, барысым!» Возродившись после долгих лет забвения, национальный вид спорта сегодня без преувеличения занимает топовые позиции среди единоборств.
К слову, в 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на укрепление отношений между общинами, основанных на принципах толерантности, доброй воли и солидарности, внесла қазақ күресi в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
И конечно, нельзя не сказать о государственной награде, одном из самых почетных орденов «Барыс» – первой, второй и третьей степеней. Учрежденный в 1999 году орден вручается за особые заслуги в деле укрепления государственности и суверенитета РК, обеспечении мира, консолидации общества и единства народа Казахстана, в государственной, производственной, научной, социально-культурной и общественной деятельности и в укреплении сотрудничества между народами, сближении и взаимообогащении национальных культур, дружественных отношений между государствами.
Вспомним и о том, что снежный барс стал официальным символом Казахстана, предложенным Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым в его Послании народу «Казахстан-2030». В главе «Миссия Казахстана» есть строки: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран».
Прошлый Год Барса (Тигра) выпал на 2010-й, который стал для Казахстана одним из самых успешных. Именно в 2010 году Казахстан председательствовал в ОБСЕ. И это, без преувеличения, не просто победа, а качественно новый шаг в развитии страны, положительно повлиявший на узнаваемость Казахстана в мире, начало нового отсчета в летописи молодого независимого государства. Казахстан стал первой в СНГ страной, где был проведен саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В следующем, 2011 году, в Казахстане состоялись Зимние Азиатские игры. И символом игр был выбран снежный барс, то есть его детеныш Ирби.
Имя «Барыс» носит также хоккейная команда столицы.
Снежный барс Заилийского Алатау стал главным героем в художественном фильме «Тигр снегов», снятом Ларисой Мухамедгалиевой и Вячеславом Беляловым на студии «Казахфильм» в 1987 году.
А в 1993-м художник Шакен Ниязбеков, автор современного флага Казахстана, предложил образ барса использовать на гербе Алматы. Грациозно выгнув спину и приподняв лапу, барс на гербе мегаполиса смотрится очень дружественно. Миролюбивый облик этого животного, к слову, практически единственный в мире. Как правило, в геральдической символике барсы изображаются с когтями, клыками и прочими атрибутами хищников. Алматинский же барс дружелюбен и, более того, держит в зубах цветок, подчеркивая политику толерантности, мира и единства, которой придерживается наша страна.
Казахский календарь
Как известно, казахи вели летоисчисление по календарю с 12-летним циклом, который также называют мүшел. Открывает цикл год Мыши (Крысы), завершает – год Кабана.
Для каждого года характерны свои явления. Например, особенно тяжелым считают казахи Год Кролика. И если оглянуться назад, то можно увидеть, что некоторые трагические события происходили именно в это время: 1723 год, печально известный как «Ақтабан шұбырынды», зима 1915–1916 года выдалась суровой, а год – неурожайным…
Святой провидец Бекасыл аулие Биболатулы, живший в XIX веке, – автор труда «Зикзал», написанного на шагатайском языке. В книге приводятся уникальные советы на все случаи жизни.
Основная ее часть называется «Палнама» (что означает «Наука тайных знаков и предсказания будущего»). Есть в ней информация и о кодировании слов и цифр с использованием «Абжад» (сокращенное название первых четырех букв арабского алфавита). Расшифровку может сделать только тот человек, который зашифровал текст и обладает соответствующими знаниями в этой области.
Но широкому кругу читателей особо интересен раздел «Наука звезд» – о свойствах 12 знаков зодиака. Автор пишет о движении звезд по небосводу, их влиянии на судьбу человека, о соответствии каждого знака определенному времени суток, о характерных особенностях каждого года в 12-летнем цикле, о благоприятных и неблагоприятных днях для совершения тех или иных дел. По сути, это астрологический календарь, только очень подробный и религиозно обоснованный.
Так вот, Бекасыл аулие в своей книге «Зикзал», описывая характеристики годов, отмечает, что в Год Барса зима наступает рано и длится долго, выдается снежной. И предупреждает, что возможны природные катаклизмы, связанные с водой. К слову, Год Кролика знаменитый звездочет называет сложным, предупреждая, что зима особенно сурова, урожай выдается скудным, весна и лето – засушливыми.
Конечно, можно верить в предсказания или не верить. Говорить, что любая зима, особенно на севере, не бывает теплой и без снега, а неурожай объяснить рациональными причинами. Но совсем отрицать связь между жизнедеятельностью человека и небесными светилами, наверное, нельзя.
И надо помнить, что успех можно и нужно планировать, ковать его каждый день своим трудом. Вот тогда даже влияние небесных тел не сможет стать помехой на пути к счастью. Как говорят казахи, «Ең бастысы – ниет» – «Самое главное – это намерение».
Верных намерений и удачных дней всем нам в новом Году Барса!
АВТОР:
Зарина Москау, «Казахстанская правда»