Как открыли святилище Аккайнар
Как делаются археологические открытия? Информации об этом в научных статьях обычно минимум. А ведь некоторые истории – сюжеты для настоящих приключенческих романов.
В 2014 году при поддержке интернет-журнала «Vласть» и лично его директора Славы Абрамова мы с Алексеем Марьяшевым начали работать над книгой «Охотники за петроглифами», в которой планировали рассказать о том, как были открыты некоторые археологические памятники Казахстана. А их в зачете у нашего археобосса было немало. Значительная часть крупных скоплений наскальных рисунков известных ныне была впервые исследована либо при его участии, либо им лично и его командой. В этом списке такие скопления петроглифов, как Арпаузен, Койбагар, Кошкар-Ата, Уш-Озен (под руководством культового археолога, кандидата исторических наук М.К. Кадырбаева), Ешкиолмес, Баянжурек, Теректы, Койтас, Карабас, Архарлы, Аккайнар и другие.
Святилище Аккайнар неподалеку от поселка «Горный» участники экспедиции под руководством Алексея Николаевича нашли благодаря тому, что заблудились. А заблудились мы потому, что спасались бегством... Но все по порядку.
Дело было в 2008 году. Мы отправились на поиски петроглифов за станцией Отар. Выезд, как обычно, сделали на свои деньги. Целый день колесили вдоль хребта Даланкара. На военном полигоне, расположенном неподалеку, было тихо. Стояла адская жара. К вечеру весь наш «улов» состоял из небольшой группы рисунков непонятно какого времени и парочки козликов. Расстроились и, раз уж удача оставила нас, решили вернуться в Алматы короткой дорогой.
Большинство приключений как раз и начинается после решения сократить путь в недостаточно исследованной местности. Из множества полевых дорог выбрали наиболее накатанную. Она была ровной, без ям и камней. Наш водитель Саша Лысенко понесся на предельной скорости и... выехал, судя по открывшейся картине, к командному пункту или другому, не менее значимому военному объекту полигона. Свежевыкрашенный шлагбаум, идеальная чистота и люди в погонах вдали произвели на нас неизгладимое впечатление. Водитель на полной скорости на одном колесе развернул машину, и мы с перепугу рванули по первой попавшейся дороге. Дорога оказалась танковой.
Народ здорово устал, день выдался жарким. Всем хотелось побыстрее добраться домой. По сторонам никто особо не смотрел, одна я выискивала глазами «зеркала» плит с черной патиной.
Слева от дороги над ручьем заметила невысокие скалки с темно-коричневой патиной. Я попросила: «Остановите, пожалуйста, там могут быть рисунки!». Мы проскочили метров 50, прежде чем Алексей Николаевич дал добро на остановку. Наш водитель Саша Лысенко рванул первым к скалам не потому, что надеялся найти что-нибудь интересное, знал - если я увижу хотя бы одного козлика, меня потом из лабиринта скал не вытащить. В общем, он первым добежал до темно-коричневого камня, освещенного вечерним солнцем, и тут же закричал, замахал руками: «Бык, как в Тамгалы! Ура! Нашли!» Народ высыпал из машины и с радостными воплями понесся к нему.
Вы будете смеяться, но большую часть групп рисунков Аккайнара мы тоже нашли, потому что в очередной раз заблудились. В этой местности очень сложно ориентироваться. Все сопки и ущелья кажутся одинаковыми. Пока не измеришь эту территорию ногами, ориентироваться не получается.
Однажды ехали на группу Ак-Кайнар-1, свернули не на том перекрестке и выскочили к роднику с большой лужей. Вечерело. Ставить лагерь и готовить ужин в темноте – занятие не из приятных. Поэтому на наше предложение остановить машину и Алексей Николаевич, и водитель Василий Телеутов ответили отказом. История повторилась: водитель случайно взглянул на скалу слева и тут же ударил по тормозам. Рисунок – огромный бык с хороводом из человечков на конце рогов, высеченный на скале, произвел впечатление даже на Алексея Николаевича. Он махнул рукой: «Ставим лагерь здесь!».
Исследование скопления растянулось на несколько лет. На проведение экспедиций Алексей Николаевич только один раз получил небольшой грант. Практически все экспедиции группа провела на волонтерских началах – пускали шапку по кругу, чтобы собрать деньги на бензин, и отправлялись в путь.
Ольга ГУМИРОВА,
координатор группы
«Охотники за петроглифами».