Степные лекари
Не только китайская или ближневосточная, но и народная медицина Казахстана представляет собой уникальное сочетание вековых знаний и практик, уходящих корнями в глубокую древность. Это настоящее искусство передавалось из поколения в поколение, каждое из которых бережно хранило и развивало знания предков, не исказив их суть, а, напротив, обогащая и дополняя с тем, чтобы передать потомкам.
Удивительный факт, но в казахской народной медицине представлен широкий спектр методов лечения, и это не только использование трав, но и сложные хирургические операции, демонстрирующие глубокое понимание анатомии человека.
Владимир Басилов, советский этнограф и путешественник, отмечает, что для народов Центральной Азии, в том числе казахов, характерно сохранение элементов шаманизма в лечении.
С исторической точки зрения, медицина в Казахской степи в дореволюционный период развивалась самостоятельно. Российские исследователи отмечают, что в XIX веке в изучаемом регионе медицинской деятельностью занимались бақсы, костоправы, лекари. В частности, Андрей Краснов, русский географ и ботаник, в 1887 году описывал обширные знания народных целителей о лекарственных травах, их способности распознавать полезные и вредные растения. Казахские врачеватели использовали пульсоведение для диагностики заболеваний. Важное место занимало лечение кумысом, особенно при переломах, когда лекари накладывали специальные смоченные им повязки.
Военный историк Василий Потто в своих путевых заметках описывает, как лекари, или даригеры, распознавали болезни и использовали множество лекарственных трав, которые применялись и в научной медицине того времени, включая розу, железницу, гранатник, цикорий, девясил, полынь, а также такие химические вещества и препараты, как сернокислая магнезия, ртуть, медный купорос, мышьяк, нашатырный спирт, азотная кислота, хинин, опиум и многие другие.
В случае кишечных заболеваний народные целители использовали различные снадобья, включая настои мускатного ореха и смородины, для лечения туберкулеза, цинги, хлороза, малокровия, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний - кумыс. Для лечения кожных болезней применялись мази и порошки, приготовленные из различных ингредиентов, включая овечий жир. Лекерства делились на крепительные, согревающие, освежающие и слабительные. Так, например, при заболеваниях брюшных органов применялся ревень, при хронических поносах - аир, при слабом пищеварении - вахта трилистная, при задержке мочи - можжевельник.
А. Соколов, работавший в конце XIX века, упоминает о сложных хирургических операциях, проводимых бақсы, включая удаление камней из мочевого пузыря и лечение переломов и вывихов. Народные целители также лечили зубные болезни, используя смеси белены и масла.
Об уровне медицины говорит и археология. В урочище Карабие (Карагандинская область) найден череп с следами трепанации, датированный V-IV веками до н.э. Там же был обнаружен скелет мужчины, жившего, вероятно, в VIII веке до н.э., у которого был нитеобразный перелом большеберцовой кости левой голени. Кость благодаря лечению срослась с небольшим укорочением. Еще один череп со следами хирургического вмешательства, принадлежавший древнетюркскому воину VI века, был обнаружен в Жамбылской области. Антрополог Ноэль Шаяхметов воссоздал облик воина, показав, что операция проводилась на левой лобной кости с отверстием диаметром около 3 см.
Доктор А. Колосов в 1901 году в статье «О народном врачевании у сартов и киргизов Туркестана» писал, что опытные лекари с успехом проводят такие операции, как удаление катаракты, прокол живота при асците, вскрытие суставов.
В 1845 году штаб-лекарь А. Ямгин из Санкт-Петербурга описывал, как в северных районах Казахстана больное место обкладывали верблюжьей шерстью, затем смачивали ее холодной водой и обвязывали бечевкой. Через несколько дней бечевку снимали, и шерсть становилась твердой, подобно гипсу. Способ этот был схож с применяемыми тогда клейстерными повязками.
Знахари, целители, костоправы в своей практике использовали корни растений, сайгачьи рога и другие средства. В связи с распространением эпидемий чумы, холеры, оспы, проказы, тифа, народные целители применяли способы борьбы с этими заболеваниями, используя санитарно-гигиенические меры. Например, изоляция больных. Использовалась практика откочевывания здорового населения, а также методы иммунизации, например, надевание рубашки выздоравливающего от оспы больного.
То есть, вдумайтесь, задолго до появления научной медицины жители Великой степи осознавали пользу прививок. Еще в 1446 году одаренный казахский лекарь XV века Отебойдак Тлеукабылулы, автор рукописного энциклопедического медицинского труда «Шипагерлик баян» («Исповедь целителя»), получил и впервые применил вакцину от оспы, опередив на 350 лет Эдуарда Женнера!
При хронических заболеваниях дыхательной системы особое внимание уделялось укреплению организма через питание, включая употребление свежего мяса и различных жиров - таких как конский и барсучий. Особо ценным считался кумыс, стимулирующий обмен веществ и обладающий общеукрепляющим эффектом.
В лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата акцент делался на тепловых процедурах, массаже, гимнастике, грязе- и водолечении, а также песчаных ваннах. При радикулитах использовались специальные компрессы, при которых больное место оборачивали недавно снятой животной шкурой.
Развитие гигиены в Казахстане связано с кочевым образом жизни, требующим адаптации к физико-географической среде. Юрты, в зависимости от сезона, обустраивались таким образом, чтобы создать оптимальный температурный режим и вентиляцию, что было важно для сохранения здоровья.
Интересны и свойственные степным кочевникам методики ухода за беременными и новорожденными. Так, женщины за 40 дней до родов освобождались от тяжелой работы. А младенцев, только появившихся на свет, купали в соленой воде, смазывали мазью из топленого масла и специй, недоношенных детей держали в лисьей шапке-ушанке для поддержания температуры со специальной мочеотводящей трубкой из кости.
И это лишь малая часть тех практик, что описана многочисленными исследователями. Народная медицина Казахстана является не только способом лечения, но и отражением глубоких культурных ценностей и национальных традиций, показывая, как тесно переплетены здоровье человека, природа и культура.
Александр Попов