Скажи «Нет!» бытовой коррупции
На днях в Алматинскую область прибыла республиканская специальная мониторинговая группа при Агентстве РК по противодействию коррупции. Рабочую группу возглавила Айгуль Соловьева. Также в состав комиссии вошли: руководитель проектного офиса «Адалдық алаңы» МЦРиАП Рафаэль Гасанов, общественный деятель Бахыт Сыздыкова.
Они посетили талдыкорганский центр обслуживания населения, АвтоЦОН, также ознакомились с работой проектного офиса «Адалдық алаңы».
К слову, с начала текущего года в стране были запущены проектные офисы по противодействию коррупции в регионах. За это время с помощью деятельности офисов был выявлен ряд нарушений. Теперь такие офисы открываются при министерствах с целью предотвращения бюрократии, приближения министерства к народу, а также повышению уровня доверия.
С деятельностью ЦОНа ознакомил его руководитель Талгат Бейбит. В первую очередь, он показал и рассказал, как люди бронируют очередь.
- Горожанам очень тяжело привыкнуть к новой системе, особенно пожилым людям. Но ничего, постепенно войдут в колею и поймут, что так, наоборот, удобно и быстро. Ведь бронь помогает исключить скопление толпы, тем самым снижает риск заражения и экономит время людей. Наши работники консультируют и стараются помочь каждому, - отметил Талгат Бейбит.
Общественный деятель Бахыт Сыздыкова на себе проверила работу центра. Она воспользовалась услугой получения ЭЦП. Как обычный житель города пришла, забронировала очередь и за считанные минуты получила электронную подпись. На все это у нее ушло 10 минут. Тем временем Рафаэль Гасанов начал ходить по зданию и спрашивать у посетителей, довольны ли они работой сотрудников, какие жалобы или, наоборот, предложения для улучшения услуг у них имеются. На что талдыкорганцы единогласно ответили, что им все нравится.
Дальше мониторинговая группа направилась в кабинет колл-центра, где менеджеры по видео-звонкам консультировали горожан. Также имеется отдельный кабинет единого контакт-центр «1414», который проконсультирует по всем вопросам на бесплатной основе в целях создания благоприятных условий для услугополучателей. Отметим, сотрудники контакт-центра предоставляют консультации не только по вопросам оказания государственных услуг, но и по наиболее актуальным на сегодняшний день - налоговым и таможенным вопросам.
Стоит отметить, в здании ЦОНа есть специальный большой монитор, где каждый гражданин может отправить жалобу или же рекомендацию любому вышестоящему органу.
Следующим объектом для посещения мониторинговой группы стал городской АвтоЦОН. Здесь также комиссия проверила, все ли санитарные меры соблюдены в здании. Руководитель АвтоЦОНа Анархан Тлешов показал медицинские кабинеты, экзаменационный сектор, операционные залы, кабинеты сотрудников дорожной полиции, сектор выдачи готовых документов. Он рассказал, что в СпецЦОНе все услуги автоматизированы, электронная система контроля полностью исключает человеческий фактор при получении прав.
- Мы побывали в центре обслуживания населения и АвтоЦОНе Талдыкоргана. Посмотрели, как у них продвигается деятельность во время пандемии. Наша главная задача – это создать комфортные условия для граждан при получении государственных услуг и обеспечить действенную реализацию общественного контроля в контексте продвижения культуры добропорядочности. Увидев все своими глазами, опросив талдыкорганцев, мы убедились в оперативности и компетентности сотрудников, - подытожил Рафаэль Гасанов.
Диалог начистоту
На второй день мониторинговая группа посетила стратегические и производственные объекты Панфиловского района. В сопровождении акима района Талгата Умралиева члены специальной мониторинговой группы, возглавляемой Айгуль Соловьевой, побывали на таможенном пункте пропуска «Нұр жолы», ознакомились с его деятельностью, встретились с сотрудниками таможенного и пограничного контроля, а также водителями грузовых автомашин, ожидающих въезда в соседнюю страну.
Современный грузопассажирский пропускной пункт «Нұр жолы» с пропускной способностью 2500 машин в сутки отвечает всем международным требованиям. По своим техническим характеристикам и оснащенности он не имеет аналогов в мире и представляет собой логическое завершение масштабного проекта «Западная Европа-Западный Китай».
На посту имеются необходимое досмотровое оборудование для проверки товаров и транспортных средств на предмет ввоза и вывоза запрещенных предметов, автоматические системы радиационного контроля, инспекционно-досмотровые комплексы и т. д. Кроме того, здесь запущена регистрация грузовых авто в онлайн-системе электронной очереди. За последние две недели по такой очереди границу пересекли около 400 автомашин.
По словам директора компании «Qazaq Technologies» Ильяса Жайлаубаева, новая функция электронного бронирования доступна со 2 сентября. Через интернет-портал www.gocargo.kz водители могут встать в очередь, а также узнать свой порядковый номер и дату въезда.
Большой объем разного рода товаров поступает в нашу страну из Китая, который через «Нұр жолы» принимает экспортированную и импортируемую продукцию иностранных и отечественных производителей. Поэтому основной акцент в деятельности таможни ставился на обеспечении быстрого продвижения и таможенного оформления скоропортящейся продукции через пункты пропуска. Все это позволило бы ускорить процессы контроля товаров и транспортных средств, способствовать увеличению товарооборота, а также значительному сокращению времени прохождения продовольственного груза через автомобильный пункт пропуска.
Однако охватившая мир коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в работу пропускного пункта и значительно увеличила время прохождения грузовых машин, которые выстроились в многокилометровую очередь. Как утверждают водители, прохождение через пункт пропуска ведется не совсем корректно, электронная очередь не всегда эффективна, потому как ждать приходится больше месяца. По словам сотрудников пропускного пункта, с казахстанской стороны делается все возможное для того, чтобы транспортные средства с полным пакетом соответствующих документов прошли таможенное оформление без задержек. Но у китайских коллег свои правила. Они пропускают лишь определенное количество автомашин в сутки.
В ходе конструктивного диалога на ТП «Нұр жолы» члены СМГ рассмотрели вопросы по организации соответствующего грузового потока и создании благоприятных условий для пребывания и прохождения транспортных средств с соблюдением карантинных мер.
Далее столичная делегация специальной мониторинговой группы побывала на производственной территории ТОО «Жаркентский крахмало-паточный завод», который готовится к приему золотого зерна у местных крестьян. Объем нынешнего закупа кукурузы составляет 150 тыс. тонн. Тем не менее, есть тут и обратная сторона медали. Несколько лет завод фигурирует в резонансном деле, касающемся невозможного зловония в городе Жаркенте и других населенных пунктах. Жирную точку решились поставить общественники, поднявшие вопрос на республиканский уровень. В результате состоялась экологическая проверка.
Члены СМГ встретились с руководством завода и обсудили вопросы экологической ситуации в регионе. В рамках реализации программы «Дорожная карта занятости» из областного бюджета было выделено свыше 850 млн тенге на проведение строительно-монтажных работ по строительству и восстановлению канализационных сетей, рекультивации полей фильтрации. Кроме того, руководство завода организовало строительство современных очистных сооружений. Проведена установка новейшего оборудования.
По прогнозам специалистов, с полным завершением необходимых работ и вводом в эксплуатацию нового объекта проблема со зловонием в регионе должна разрешиться.
В завершение конструктивного диалога по решению проблем экологического характера члены СМГ выработали конкретные рекомендации и внесли их для исполнения акимату Панфиловского района и руководству департамента экологии Алматинской области.
Алина Галымова,
Асель Мукашева,
Талдыкорган - Панфиловский район.