Время обратиться к истокам
Недавние январские события, шокировавшие всех казахстанцев, надолго останутся в памяти населения. Как отметил Президент К. Токаев, «впервые в истории независимости мы столкнулись с очень сложным и опасным периодом».
Действия мародеров, грабителей и террористов были неожиданными, ужасающими и трагичными для всех нас. Прошли времена страха и ужаса. Однако вопрос о том, почему это произошло до сих пор не дает нам покоя. На ряд вопросов, которые возникли у казахстанцев в эти дни ответил Президент в своем выступлении «Уроки «Трагического января»: Единство общества – гарантия независимости» в Мажилисе Парламента. Он отметил, «очень важно проанализировать причины трагедии, постигшей нашу страну, и дать четкую оценку ее последствиям». К. Токаев указал на ряд недостатков, которые препятствуют процветанию Казахстана.
Аналитики и депутаты Парламента, общественные и политические деятели высказывают свои мнения по поводу январских событий.
На вопрос о том, почему мирные протестующие пошли на грабежи, поджоги и избиения, и какие люди и силы мотивировали их на это, похоже, дан ответ. Однако многие считают, что трагедии способствовал дефицит правильного воспитания молодежи. Получается мы кое-что упустили в этом деле. Принят ряд государственных программ по воспитанию молодежи такие, как «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи» и др. Мы говорим, что воспитываем детей в детских садах, школах, ссузах и вузах. Проводим массовые мероприятия. Тем не менее грабежом, мародерством в городах Алматы, Талдыкоргане, Таразе и других. в основном занялась молодежь. Это видели все. Кажется, мы немного забыли жизненно важные принципы: «Воспитание начинается в семье», «Ребенка нужно воспитать с раннего возраста» («Баланы - жас-тан»). Поэтому нам нужно комплексно подойти к этому серьезному вопросу, а не возлагать его целиком на детские сады, школы и т.п.
Основы национального воспитания в казахском обществе начинались с семьи. Семья - это главная опора и основной источник воспитания. Здесь ребенок получал первые уроки воспитания. Здесь же формировались его нравственные качества. В казахском обществе духовные ценности передавались от отца сыну, от сына внуку. Ребенка воспитывали в традиции любви и уважения к старшим, к трудолюбию, окружающим, учили ценить окружающих. Казахский народ воспитывал в молодежи понятие о совести. Поэтому казахи говорят: «Малым - жанымның садағасы, жаным - арымның садағасы» («Ради жизни пожертвую скотом, ради чести пожертвую жизнью»). Постоянно твердили «Ұят болады» («Стыдно будет») и этим воспитывали своих детей. Воспитывали также умению слушать и придавать значение сказанному. «Сөзге тоқтау» («Внимать словам»). Есть такое понятие: «Жақсы сөз - жарым ырыс» («Доб-рое слово - половина дела»), именно позитивные слова формировали у детей такие качества, как скромность, учтивость и вежливость.
Все взрослые в аулах всегда принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое, дерзкое поведение, то имели право остановить ребенка, поругать или объяснить, что так делать нельзя.
Детей воспитывали с ранних лет. Как известно из истории, традиция «тұсау кесу», т.е. обряд ходьбы ребенка проходил в семье. Ноги ребенка обматывали пестрой ниткой и разрезали ее ножом, что означало «не переходить через чью-то нить». Значит, не воровать, не присвоить себе чужое. Тұсау кесу делаем мы и сейчас, но, увы, обряд с таким глубоким смыслом превратили из семейной традиции в непонятное шоу в ресторанах, лишь бы показать свое состояние или похвастаться перед всеми.
Воровство было преступлением испокон веков. По казахскому обычному праву у человека, укравшего лошадь, забирали лошадь и называли его «кровавой лошадью». Помимо возврата украденной лошади, вор в виде штрафа должен был отдать нескольких лошадей. А если кто занимался барымтой (конокрадство), тому связывали ноги пестрой веревкой перед судьями (бии). Именно с этим связана народная мудрость «Біреудің ала жібін аттама», т.е. «не переходи через чужую нить» в дословном переводе. Известно, что знаменитый Толе би за кражу конских пут - шідер, тұсау назначал штраф в девять голов скота. Свое решение Толе би объяснял так: «Тұсау ат сақтайды, ат ер сақтайды, ер ел сақтайды» (связка ног спасает лошадь, лошадь спасает человека, человек спасает страну»).
Непослушную девочку родители сажали на черную корову и обходили весь аул. Такой позор мог сказаться на будущем девочки. Поэтому она всегда старалась слушать маму, помогая в домашних делах, и находилась все время возле матери и бабушки.
Мне кажется, пришло время воспитывать подрастающее поколение не ради галочки, не ради отчетов, а ради будущего.
Оразгуль МУХАТОВА,
д.и.н., профессор,
главный научный сотрудник
института истории
и этнологии
им. Ш. Уалиханова.